Ситуация в Ливии: январь 2015 г.

В январе французские политики продолжили кампанию по убеждению мирового общественного мнения в пользу нового международного вмешательства в события в Ливии.

В канун Нового года глава Министерства обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан побывал на французской базе в Нджамене, где в выступлении перед французскими солдатами назвал «неприемлемым» наличие «прибежища террористов» в Ливии. В этой связи он призвал мировое сообщество «мобилизоваться» на борьбу с «логовом террористов в сердце Средиземноморья». В то же время он утверждал, что решение ливийского кризиса «должно быть найдено самими ливийцами» при поддержке соседей Ливии и мирового сообщества.

Уже 1 января Ле Дриан посетил передовой блок-пост французского контингента «Бархан» близ населенного пункта Мадама на севере Нигера на границе с Ливией. Сейчас там работают 200 военнослужащих инженерных войск. Их задача — подготовить блок-пост и примыкающую к нему взлетно-посадочную полосу к приему весной 350 военннослужащих, самолетов и вертолетов.

Французскую позицию по Ливии поддерживает ряд африканских стран. 2 января президент Нигера Махамаду Иссуфу заявил о «необходимости» международного вмешательства в Ливии с тем, чтобы достичь примирения между ливийцами, включая сторонников М.Каддафи и позволить стране войти в переходный период.

Такой же позиции придерживается Чад.

Стоит напомнить, что еще в середине декабря прошлого года «Группа пяти» (Г5), в которую вошли Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад, потребовала международного вмешательства в Ливии с тем, чтобы «нейтрализовать вооруженные группы». Однако это обращение не получило ответа.

Более того, 5 января президент Франции Франсуа Олланд отверг идею возможного французского военного вмешательства в Ливии.

3 января представитель международно признанного правительства Ливии обвинил исламистские бригады в похищении  в районе Сирта 20-ти египетских коптов. До этого боевики из исламистской группировки «Ансар аш-шариа» уже несколько раз похищали, а затем убивали иностранцев — христиан.

В Ливии в строительном секторе работают несколько десятков тысяч египтян.

Район Сирта (500 км к востоку от Триполи) контролируется боевиками из «Ансар аш-шариа» и исламистского альянса «Рассвет Ливии».

Все чаще о себе дает знать в Ливии местное отделение «Исламского государства» (ИГ), превратившееся в своего рода «третью силу» наравне с исламистским «правительством» в Триполи и международно признанным правительством в Тобруке. 3 января стало известно, что правительственные войска потерялии 15 солдат убитыми в боестолкновении с боевиками ИГ в Сокне (180 км к юго-востоку от Триполи).

8 января ливийское отделение ИГ объявило о казни двух тунисских журналистов, пропавших без вести в Ливии в сентябре 2014 года.

10 января вспыхнули бои между правительственными силами и боевиками близкой к ИГ группировки «Маджлис Шура (консультативный совет) бойцов из Дерны» в городе Аин Мара близ Дерны. Итог боев — погибли 13 человек, в том числе 5 военных.

12 января ИГ подтвердила, что удерживает в плену 21 египетского копта, подкрепив это заявление соответствующими фотографиями. День спустя присутствие ИГ на востоке Ливии было подтверждено специфичным по исполнению терактом. В тот день смертник на заминированной автомашине атаковал блок-пост ливийских военных в 100 км к западу от г.Бенгази. В результате теракта погибли 3 солдата, 4 получили ранения.

4 января неизвестные самолеты атаковали танкер Araevo под либерийским флагом в порту г.Дерна, который контролируют исламисты. В результате атаки погибли двое моряков, в том числе один грек и один румын, двое человек получили ранения. Сразу же возникло предположение, что  атака на танкер была проведена правительственными силами, поскольку в Тобруке не раз предупреждали нефтяные компании о том, что не следует приобретать нефть у милицейских формирований. Очень быстро это предположение подтвердил представитель ливийской армии полковник Ахмед Месмари. По его словам, решение об ударе по танкеру было принято после того, как его капитан не внял предупреждению ливийских властей, которые пытались не допустить его в порт Дерны, опасаясь, что на его борту могло находиться оружие для исламистов.

Танкер уже много лет был зафрахтован ливийской государственной нефтяной компанией NOC и выполнял регуулярные рейсы между портами Марса эль-Брега и Дерна.

5 января правительство в Тобруке приняло решение о запрете на допуск на национальную территорию «по сооображениям безопасности» гражданам Сирии, Судана и палестинцам. К тому времени под контролем этого правительства находились отдельные районы на востоке и западе страны. Подобное решение было принято после сообщений о том, что в рядах исламистских формирований,  ведущих боевые действия с правительственными силами в районе г.Бенгази и на западе страны, замечены многочисленные выходцы из этих стран и палестинцы.

Одновременно власти в Тобруке объявили о запрете на выдачу виз гражданам Мальты, поскольку последние были замечены в оказании тыловой поддержки формированиям альянса «Рассвет Ливии». Это решение было названо  «превентивным».

В связи с тем, что исламистские формирования не имеют проблем с вооружением и боеприпасами, правительство в Тобруке через трибуну Лиги арабских государств (ЛАГ) в Каире обратилось к мировому сообществу с просьбой оказать экстренную помощь ливийской армии,  поставив ей необходимые  вооружения. Как отметил представитель Тобрука при ЛАГ Ашур Бу Рашид, «чем дольше будет откладываться военная операция против милиций, тем больше они будут расширять находящуюся под их контролем территорию, что будет уменьшать шансы на политическое решение кризиса».

6 января турецкая авиакомпания Turkish Airlines — последняя из авиакомпаний, выполнявших рейсы в Ливию, объявила о приостановке всех своих полетов в эту страну по соображениям безопасности. До этого времени самолеты этой авиакомпании выполняли рейсы в аэропорт Мисураты /(200 км к востку от Триполи). Ранее были приостановлены рейсы на Триполи, Бенгази и Себху. Таким образом Ливия оказалась в воздушной изоляции.

8 января Анкара предложила гражданам Турции, находившимся в Ливии, «быстро» покинуть эту страну.

К этому времени у Анкары возник конфликт с правительством в Тобруке. Последнее поручило своим ВВС сбивать все турецкие самолеты в воздухе Ливии, «гражданские и военные». Такой шаг правительства в Тобруке был связан с тем, что Анкара поддерживает известные силы в Ливии.

8 января глава Миссии ООН в Ливии (Misnul) Бернардино Леон, безуспешно пытающийся усадить за стол переговоров представителей конфликтующих в Ливии сторон, впервые встретился с теми, кто представляет военных в правительстве Тобрука. Его собеседниками были отставной генерал Халифа Хафтар, начавший в мае прошлого года со своими сторонниками вооруженную борьбу против исламистов и позднее перешедший на сторону правительства в Тобруке, и командующий ВВС Ливии генерал Сакр аль-Джеруши.

Несколькими днями ранее находящийся в Тобруке законный ливийский парламент потребовал от Х.Хафтара и поддерживающих его 130 старших офицеров вернуться на военную службу.

По имеющимся данным, в ходе встречи с Б.Леоном Х.Хафтар первым делом потребовал от ООН отмены эмбарго на поставки оружия в Ливию, с тем, чтобы правительственые войска могли бороться с террористами.

Х.Хафтар и подчиненные ему силы пользуется поддержкой бывших военных, а также ряда бригад бывших повстанцев, и в частности, Зинтанских. На его стороне ВВС страны и силы спецопераций.

10 января в Триполи прошли похороны скончавшегося в США Абу Анаса аль-Либи, которого в Соединеннных Штатах намеревались судить по подозрению в причастности к ряду терактов против американских интересов. В ходе похорон представитель непризнанного исламистского правительства Ливии в Триполи призвал Вашингтон «объясниться об обстоятельствах его смерти». Он также объявил о начале расследования причин смерти А. А.аль-Либи в самой Ливии. Тело покойного днем ранее было таинственным образом доставлено из США в формально недействующий аэропорт Триполи.

А.А.аль-Либи был захвачен в октябре 2013 года в Триполи в ходе американской спецоперации, а затем вывезен на борт одного из американских кораблей в Средиземном море. До этого он в течение долгого времени находился в розыске по подозрению в причастности к терактам в 1998 году против посольств США в Кении и Танзании. Ответственность за эти теракты взяла на себя «Аль-Каида». ФБР назначила за его «голову» 5 млн долларов.

По данным американского адвоката покойного, его подопечный скончался 2 января в тюремной больнице в возрасте 50 лет. Он страдал церрозом печети и гепатитом С.

Главный вопрос во всем этом деле — почему США позволили вернуть в Ливию тело А.А.аль-Либи, своими руками создав из него шахида?

12 января премьер-министр правительства Ливии в Тобруке Абдалла ат-Тани призвал мировое сообщество увеличить оказываемую его кабинету поддержку,  и в частности, военную с тем, чтобы противостоять растущему давлению со стороны ИГ.

По его словам, «мировое сообщество ведет вооруженную борьбу против джихадистов в Сирии и Ираке, но в Ливии только государство с армией ведут борьбу против террористических групп, не получая при этом никакой помощи». Он выразил опасение, что боевики ИГ, столкнувшись с растущим давлением на них в Сирии и Ираке, могут перебраться в Ливию.

15 января Центральный банк Ливии,  вслед за правительством и парламентом перебравшийся на восток страны, призвал к жестким мерам экономии в связи с тем, что бюджетный дефицит в 2014 году составил 18,6 млрд долларов из-за падения цен на нефть на мировом рынке и резкого снижения уровня добычи углеводородов.

По данным банка, доходы страны в 2014 году составили 15,5 млрд долларов при расходах в 34,1 млрд долларов. Он признал, что для парирования дефицита он уже прибег к использованию валютных запасов страны. Несмотря на то, что заявление ЦБ прозвучало из Бенгази, в нем подчеркивалось, что банк хранит нейтралитет в войне между правительствами Триполи и Тобрука.

15 января в Женеве стартовали переговоры между представителями сторон ливийского конфликта при посредничестве Misnul. Как утвержждалось в коммюнике ООН, участники переговоров за два дня достигли соглашения относительно повестки дня переговоров, конечной целью которых объявлено формирование правительства национального единства. Одновременно они призвали к прекращению боевых действий в Ливии и выводу боевых бригад из городов. Понятно, что этот призыв вряд ли был услышан,  особенно — со стороны ИГ. Тем не менее альянс «Рассвет Ливии» объявил 16 января о прекращении огня на всех фронтах при том, что его представители не участвовали на переговорах в Женеве. Одновременно он указал на свое отношение к ИГ, призвав мировое сообщество «не допустить прибытия иностраных боевиков в Ливию».

18 января за «Рассветом Ливии» последовала ливийская армия, объявившая о прекращении огня. При этом подчеркивалось, что это решение «не касается операций, проводимых против террористов» на востоке и юге страны. Уже 27 января в ходе боев за Бенгази между силами Х.Хафтара и исламистами погибли 18 человек, 44 получили ранения.

22 января в центре Сирта неизвестные расстреляли машину главы городского отделения службы безопасности. В результате нападения погиб полковник Сенусси Кейба и его шофер.

23 января очередной скандал на ливийскую тему устроила британская пресса. По данным «Гардиан», в период правления в Ливии М.Каддафи в угоду понятно каким интересам британские власти разрешили действовать на территории королевства агентам ливийских спецслужб с тем, чтобы облегчить им слежку за активистами ливийской опппозиции. Эти публикации основывались на архивных документах ливийских спецслужб, обнаруженных в Триполи после падения прежнего режима в 2011 году. Их цитировали 12 лиц ливийского происхождения, которые подали судебные иски на британские власти, и в частности, на спецслужбы MI-5 и MI-6. Они утверждают, что стали в 2000-е годы во время нахождения на территории Великобритании жертвами внесудебных преследований, включая аресты и замораживание их авуаров.

По имеющимся данным, в свое время истцы обвинялись в связях с Воюющей исламской группой — ливийской (ВИГ-Л), которая впоследствии примкнула к «Аль-Каиде в странах (исламского) Магриба» (АКИМ). В своих исках они утверждают, что ранее Лондон и Триполи обменивались информацией о ливийских оппозиционерах, и что предъявленные им обвинения были выдвинуты на основании их признаний, выбитых под пытками.

Тут же подсуетились власти Лондонистана (так за глаза называют Лондон, ставший приютом многочисленных исламистов), попытавшиеся наложить на дело гриф секретности. Однако их запрос был отвергнут судебными властями.

Напомним: в 2012 году британские власти согласились выплатить 2,2 млн фунтов ливийскому оппозиционеру Сами ас-Саади, который обвинил Лондон в причастности в его аресту и выдаче ливийским властям в 2004 году, после чего он был подвергнут пыткам.

24 января одновременно ливийские исламистские группировки и представитель ливийской армии сообщили о гибели 11 октября прошлого года в боях за Бенгази главаря группировки «Ансар аш-Шариа» Мухаммеда аз-Зехави. По данным исламистских формирований «Мученики 17 февраля» и «Бригады Раф Аллах ас-Сахати», он погиб в боях за Бенину — юго-восточный пригород Бенгази.

М.аз-Зехави принял активное участие в боевых действиях против сил, поддерживавших М.Каддафи. До этого он успел повоевать в Афганистане.

Позднее 24 января информацию о гибели М.аз-Зехави подтвердила группировка «Ансар аш-шариа».

27 января очередной вызов «Рассвету  Ливии» бросили боевики ИГ, атаковавшие отель «Коринтия» в центре Триполи, где нередко жили иностранные дипломаты и ливийские политики. Одно время в нем находились несколько диппредставительств и правительство Ливии. В ходе штурма отеля погибли трое его охраннников, пять получили ранения.

Позднее тем же днем стало известно о гибели в «Коринтии» по меньшей мере 9 человек, включая 5 иностранцев (из них 2 женщины). Все они были расстреляны исламистами. Четверо нападавших, заблокированные на 24 этаже, также погибли, использовав пояса смертников.

На 24-м этаже отеля находилось посольство Катара. Но в момент атаки никого из дипломатов там не было. Зато в это же время в отеле находился глава «правительства» Ливии Омар аль-Хасси, но ему удалось покинуть здание невредимым.

Позднее станет известно, что среди убитых иностранцев были американец, француз, две филиппинки и южнокореец.

В коммюнике параллельного «правительства» Ливии, распространенном 27 января, утверждалось, что целью атаки был «премьер». Несмотря на то, что ответственность за атаку взяло на себя ИГ, Триполи утверждал, что ее исполнили якобы сторонники Х.Хафтара. Однако ИГ все поставило на свои места, опубликовав фото смертника, взорвавшего машину на въезде в отель перед его штурмом. Он был представлен как Абу Ибрагим ат-Тунси (боевой псевдоним, говорящий об его тунисском происхождении).

В любом случае, нападение на отель подтвердило главное: «Рассвет Ливии» не может обеспечить безопасность в Триполи.

Позднее выяснилось, что среди погибших иностранцев четверо, включая француза, были членами экипажа самолета ливийской авиакомпании Al-Buraq Airlines. После этого инцидента авиакомпания, обслуживавшая внутренние и внешние линии, объявила о прекращении полетов.

В целом, события января в Ливии показали, что вряд ли можно рассчитывать на быстрое достижение некоего мирного соглашения между сторонами внутриливийского конфликта. Их разделяет главное — стремление участвовать в распределении доходов от добычи углеводородов. А значит, все более неизбежным становится избирательное применение международной военной силы или отдельных акций со стороны соседей Ливии. С другой стороны — у них появился могущественный конкурент в лице ИГ, а значит — нельзя исключать невероятное.

Как отметил в этой связи эксперт лондонского Института стратегических исследований Ричард Кокран, пока что «Запад концентрирует свои усилия на Сирии и Ираке, но очевидно, что со стороны Ливии исходит еще большая угроза, особенно — для Южной Европы».

Тем временем соседние страны уже вовсю поддерживают те силы в Ливии, на которые они сделали ставки: Египет и ОАЭ — правительство в Тобруке, Катар – «правительство» в Триполи.

К тому же Ливия, похоже, стала ареной реальной конкурентной борьбы между ИГ и «Аль-Каидой».

52.14MB | MySQL:103 | 0,487sec