О состоянии сирийской экономики

Экономическая ситуация в Сирии, вступающей в пятый год гражданской войны, продолжает оставаться крайне тяжелой. валовый национальный продукт (ВНП) САР упал на 60% и составляет в настоящее время 27 миллиардов долларов против 60 миллиардов долларов в 2010 году. ВВП на душу населения снизился с 3270 долларов в 2010 году до 1280 долларов в 2014 году.

Продолжающийся военный конфликт вызывает тяжелые социальные последствия, оказывая непосредственное влияние на жизнь простых сирийцев. Согласно оценкам международного агентства ESCWA, жизненный уровень большинства населения Сирии упал в разы. В настоящее время 4 миллиона сирийцев живут на грани голода (по сравнению с 200 000 в 2010 году). За эти же годы количество граждан страны, живущих за чертой крайней бедности, увеличилось с 2 до 8 миллионов человек. В то же время количество граждан страны, живущих на грани бедности, увеличилось с 5 до 18 миллионов человек. Безработица в Сирии, только по официальным данным, составляет более 40% трудоспособного населения. Около 2,5 миллионов человек стали беженцами. Наибольшее количество сирийских беженцев проживает в Ливане (1,2 миллиона человек) и в Турции (около 1 миллиона). 6 миллионов сирийцев относятся к категории внутренне перемещенных лиц, вынужденных покинуть свои дома из-за военных действий.

В январе 2015 года сирийское правительство во главе с Ваэлем аль-Халки приняло государственный бюджет страны на текущий год, отражающий бедственные реалии сирийской экономики. Номинально он является самым крупным бюджетом страны за последние десятилетия. Новый сирийский бюджет составляет 1,55 триллиона сирийских фунтов (9 миллиардов долларов), демонстрируя увеличение по сравнению с бюджетом прошлого года на 164 миллиарда фунтов (868 миллионов долларов). Однако в действительности, учитывая падение курса местной валюты по отношению к доллару, бюджет демонстрирует крайне низкие показатели. Например, в 2010 году бюджет САР составлял 750 миллиардов фунтов или 16 миллиардов долларов при обменном курсе доллара к местной валюте 1:45,5. В настоящее время курс сирийской валюты упал в пять раз до 230 фунтов за доллар. Бюджет 2011 гола, составленный еще до начала внутриполитического кризиса, составлял 17,8 миллиардов долларов, демонстрируя увеличение на 8%. Таким образом, нынешний сирийский бюджет является самым низким за все президентство Башара Асада и составляет лишь половину от бюджета 2010 года. Бюджетный дефицит (разница между доходами и расходами) составляет 3,6 миллиардов долларов. Это неудивительно, учитывая то, что война фактически уничтожила две главные доходные статьи сирийской экономики: экспорт нефти и туризм. Значительный удар нанесен и по производственной сфере. Бои в Алеппо практически уничтожили производство в этом первом по значению до войны индустриальном центре Сирии. Большая часть оборудования из промышленных предприятий Алеппо была вывезена в Турцию. Объясняя причины большого бюджетного дефицита, министр финансов САР Исмаил Исмаил упомянул о том, что доходная база сузилась в связи с непоступлением налогов. Кроме того правительство Сирии сознательно идет на превалирование расходов над доходами для того, чтобы увеличить общественное потребление и способствовать социальной стабильности.

Каковы основные статьи финансирования в новом бюджете? По словам министра финансов Сирии, целями правительства, закрепленными в данном финансовом документе, являются: «проведение антитеррористических мероприятий, восстановление безопасности и спокойствия, предоставление помощи беженцам и перемещенным лицам, улучшение жизненных условий граждан Сирии, поощрение производственной деятельности, подготовка к послевоенному восстановлению экономики».

Серьезную проблему для сирийской экономики представляет бегство капиталов из страны. Сирийские деловые круги, напуганные войной, бегут из страны сами и инвестируют свои капиталы в экономику сопредельных государств. На первом месте здесь стоит Турция. В 2013 году сирийскими гражданами были зарегистрированы на территории Турции 489 фирм и компаний. В 2014 году этот показатель превысил одну тысячу. Условия существования миллиона сирийских беженцев в Турции неодинаковы. Среди них есть около 200 тысяч, живущих в лагерях беженцев на турецко-сирийской границе, обездоленные занимающиеся попрошайничеством или нанимающиеся на грязную работу в больших турецких городах, но есть и преуспевающие бизнесмены, продолжившие свою деловую активность на новой родине. Согласно данным интернет-портала «Аль-Монитор», в Турции постоянно живут и работают около 45 тысяч бизнесменов из Сирии. Большинство из них сконцентрированы в средиземноморском городе Мерсин. Сирийская колония в Мерсине настолько велика, что в городе открываются школы с преподаванием на арабском языке для детей выходцев из Сирии. Согласно социологическим опросам, большинство сирийских беженцев в Турции не собираются возвращаться на родину, и желают остаться в Турции. «Даже если война закончится в ближайшее время, прежней Сирии все равно не будет. Потребуется двадцать пять лет, чтобы залечить нанесенные Сирии раны», — говорит в интервью порталу «Аль-Монитор» один из сирийских беженцев.

Среди других стран, в которые идет миграция представителей сирийских деловых кругов, выделяются Египет и Иордания. По данным египетского Министерства по делам инвестиций, сирийцы занимают первое место по открытию новых компаний в Египте. Из 939 фирм, открытых в 2012 году в Египте, 365 принадлежат сирийцам. Общий объем сирийских инвестиций в экономику страны составил 500 миллионов долларов. В Иордании насчитывается 702 фирмы, основанные сирийскими предпринимателями, против 309 в 2012 году.

Одним из факторов, позволяющих держать сирийскую экономику на плаву, является иранская поддержка. Если бы не финансовая помощь Ирана, сирийское правительство, скорее всего, уже столкнулось бы с экономическим коллапсом. В прошлом году иранцы выделили САР товарный кредит в размере 3,6 миллиардов долларов на покупку иранской нефти и 1 миллиард долларов на покупку продовольственных товаров. Свыше 2 миллиардов долларов были депонированы Ираном в Центробанке Сирии для поддержки сирийской валюты. В связи с падением мировых цен на нефть в декабре прошлого года правящие круги Сирии были обеспокоены тем, что иранская помощь может быть уменьшена, а то и вовсе свернута. Особенно это касается топливно-энергетической составляющей. После захвата боевиками «Исламского государства» нефтяных месторождений в провинции Ракка, иранская нефть стала основным источником сирийской энергетики. Дополнительную проблему для экономики САР представляет закрытие боевиками ИГ сирийско-иракской границы. Если ранее нефть из Ирана и Ирака поступала наземным путем, то в настоящее время ее вынуждены перевозить танкерами по морю. Все же, несмотря на первоначальные опасения, иранцы не сократили экономическую помощь Дамаску. 21 декабря 2014 года по итогам встречи с сирийским премьер-министром Ваэлем аль-Халки вице-президент Ирана Эсхак Джахангири заявил: «Иранская помощь Сирии будет продолжаться без перерыва».

Можно констатировать, что гражданская война нанесла сирийской экономике и всему сирийскому обществу огромные и потери и для их покрытия будут необходимы годы, если не десятилетия. Думается, если бы власть и оппозиция, начинавшие политическое противостояние весной 2011 года, знали, к каким последствиям могут привести их действия, они вели бы делу к компромиссу, а не к разрушительному конфликту.

52.1MB | MySQL:103 | 0,455sec