О визите президента Судана О.аль-Башира в ОАЭ

Суданский президент О.аль-Башир начал 21 февраля с.г. свой первый с 2008 года официальный визит в ОАЭ с целью убедить Абу Даби в необходимости скорейшего налаживания двустороннего сотрудничества в области контртеррористической борьбы против экспансии боевиков «Исламского государства» (ИГ). Суданского президента, который вообще крайне редко старается покидать свою страну по причине обвинительного вердикта Международного уголовного суда (МУС) в его адрес, а также сложной ситуации в социальной сфере внутри самого Судана, сопровождает внушительная делегация. Она включает в себя одиннадцать министров (обороны, иностранных дел, труда, рыболовства, минеральных ресурсов, инвестиций, электроэнергии, финансов), а также руководителей полиции и разведки. Это несколько «разношерстная компания» сопровождающих свидетельствует только об одном: в обмен за сотрудничество в борьбе против ИГ Хартум ждет расширение экономических преференций со стороны ОАЭ. Отношения между двумя этими государствами были в последнее время, мягко говоря, прохладными. В 1992 году Абу Даби выслало из страны посла Судана и шесть высокопоставленных дипломатов, и до 1999 года отказывалось восстанавливать дипломатические отношения в полном объеме. Этот скандал был обусловлен, прежде всего, тесным сближением Судана с Ираном в сфере военно-технического сотрудничества, что воспринималось в ОАЭ, имеющих с иранцами неурегулированные территориальные споры, как угроза национальной безопасности.

Нынешний визит суданского президента можно уже считать неким прорывом, несмотря даже на неясные пока перспективы успеха в достижении договоренностей. Об этом свидетельствует формат двусторонних встреч. О.аль-Башир встретился с наследным принцем Мухаммедом бен Заейдом аль-Нахайаном и вице-президентом Мухаммедом бен Рашидом аль-Мактумом только во время посещения последними международной выставки вооружений. Еще одна встреча с М.аль-Мактумом запланирована на среду, накануне отъезда суданской делегации на родину. В этой связи рассчитывать на какие-либо действительно фундаментальные договоренности, видимо, пока рано. 23 февраля с.г. делегация во главе с О.аль-Баширом в сопровождении министра юстиции ОАЭ совершила автомобильную прогулку по западной части ОАЭ.

Приглашение посетить выставку вооружений пришло на имя О.аль-Башира 20 февраля с.г., а само решение посетить ОАЭ созрело у суданского руководителя в самый последний момент. Этот говорит о том, что никаких действительно значимых договоренностей подписывать не предполагалось. В данном случае Абу Даби просто послало в Хартум ясный сигнал о своем удовлетворении последними шагами суданского руководства месячной давности о закрытии иранского культурного центра в суданской столице и заявлением о сворачивании военно-технического сотрудничества с Ираном. И не более того. Тем не менее, во время своей краткой встречи с высшими руководителями ОАЭ О.аль-Башир выразил свою готовность взаимодействовать с ОАЭ по теме противодействия исламистскому экстремизму, в том числе и, прежде всего, экспансии ИГ в Ливии. В данном случае примечательна реакция Абу Даби, которая устами одного анонимного, но высокопоставленного источника, таким образом прокомментирована декларацию суданского президента: «вполне возможно, что он снова пытается играть в политические игры, или пытается манипулировать общей угрозой терроризма в своих целях». Это иллюстрирует общий настрой руководства ОАЭ по отношению к Хартуму: «гладить по голове иногда, но конфет не давать».

Если конкретизировать предложения О.аль-Башира, то вкратце и без обычной восточной закамуфлированности они сводятся к следующему. Ливия представляет собой сообщество различных партизанских и клановых групп, воюющих между собой. В этой ситуации первым и самым важным шагом является формирование на базе «здоровых сил ливийского общества» национальной армии и полиции, которые могли бы стать надежным средством для минимизации рисков экспансии ИГ в этом регионе. Судан в данном случае готов предоставить свою территорию и базы для тренинга сил новой ливийской армии. Одновременно суданцы готовы обсудить вероятность и полностью блокировать поставки оружия исламистам в Ливию через свою территорию. Таким образом, Хартум делает очень резкий поворот в сторону условно «антикатарской коалиции» в Ливии, в которую входят КСА, ОАЭ и, конечно, АРЕ. Еще в сентябре 2014 года Хартум занимал диаметрально противоположную позицию и обвинялся тем же Каиром в организации воздушного моста для снабжения оружием и боеприпасами исламистов из прокатарской коалиции «Аль-Фаджр». Затем основная часть тех же грузов пошла сухопутным путем через возможности бедуинской дипломатии.

Те же анонимы в руководстве ОАЭ говорят, что: «Абу Даби будет наблюдать за дальнейшими шагами Хартума очень пристально». Пока предложения суданского президента — это только предложение, на которое некоторые аравийские монархии отвечают в большей степени весьма символически. И на это есть свои причины. Прежде всего, имеется в виду тот факт, что суданское руководство после антииранского демарша и ясного сигнала о готовности окончательно разорвать отношения с Катаром, должно сделать еще один важный шаг. А именно продемонстрировать окончательный и решительный разрыв с глобальным движением «Братья-мусульмане», которые расцениваются Эр-Риядом и Абу Даби, как одна из основных угроз их режимам. На это Хартум пойдет вряд ли, поскольку суданский режим является исламистским по своей сути. Несмотря на все разногласия и опалу харизматичного лидера этого движения Х.ат-Тураби. Рискнем предположить, что О.аль-Башир вряд ли дождется от КСА и ОАЭ каких либо прорывных экономических преференций в самое ближайшее время. А это означает, что он вновь начнет маневрировать, и скорее всего это будет новый этап сближения с Ираном, который в настоящее время вновь начинает поставки оружия на Синай и в сектор Газа для нужд ХАМАСа. И суданская территория в этом контексте имеет наработанные маршруты, а Хартум — отсутствие иной альтернативы поправить свое экономическое положение.

62.83MB | MySQL:102 | 1,398sec