Слушания в Конгрессе США об угрозе «Исламского государства»

12 февраля состоялось слушание в Палате представителей Конгресса США на тему растущей угрозы со стороны группировки «Исламское государство». Слушание было инициировано Комитетом по международным делам под председательством Эда Ройса.

За последний год состоялось около десятка заседаний Палаты представителей Конгресса на данную тему, однако, за это время ИГ лишь нарастило свои силы и стало представлять еще большую угрозу мировой стабильности. ИГ продолжает совершать показательные казни заложников, оно захватило территорию размером с Великобританию и обладает значительными финансовыми ресурсами. Более того, ИГ успешно рекрутирует иностранных наемников через социальные сети: согласно имеющимся данным, в рядах ИГ воюют около 20 тысяч иностранных граждан из более 90 стран мира. По данным разведки США, в это число входит примерно 3400 европейцев и более 150 американцев.

Хотя на данный момент вероятность нападения ИГ на США достаточно мала, не стоит недооценивать уровень угрозы, исходящей от данной группировки. На текущий момент существует большая опасность для стран Ближнего Востока и Северной Африки, многие из которых являются союзниками и партнерами США.

«Комитет по международным делам неоднократно призывал администрацию Барака Обамы занять более жесткую позицию в данном вопросе и приложить больше усилий для борьбы с растущей угрозой. Частично эти призывы были услышаны, но услышаны слишком поздно. Анти-ИГ коалиция включает в себя 60 членов, однако примерно 85 процентов всех авиаударов по позициям террористов наносят США. При этом авиакампания фактически не приносит существенных результатов», — заявил Эд Ройс в своем вступительном слове.

«Спустя полгода военных действий Комитет по-прежнему получает сообщения, что пешмерга (курдское ополчение-авт.) не получает необходимого количества оружия и обмундирования, обещанного США. В то же время неизменной остается ситуация в Сирии, хотя еще осенью Конгресс проголосовал за начало программ подготовки и обучения умеренной сирийской оппозиции. Все это вызывает множество вопросов у ключевых союзников США, впрочем, как и у Конгресса», — добавил он.

Безусловно, ситуация в регионе постоянно меняется, однако, по мнению председателя Комитета, общая тенденция имеет скорее негативный характер.

В качестве экспертов на слушание были приглашены Дафна Рэнд из аналитического Центра новой американской безопасности, Рик Бреннан из аналитического центра РЭНД Корпорэйшн и Джеймс Джефри из Вашингтонского института ближневосточной политики.

Дафна Рэнд из аналитического Центра новой американской безопасности начала свое выступление с подробного анализа эволюции стратегии ИГ. Во-первых, действия ИГ отличаются особой жестокостью. Во-вторых, данная группировка выработала свою собственную идеологию, манипулируя определенными событиями из истории и исламскими текстами, оправдывая совершаемое насилие, в частности по отношению к женщинам и детям. В-третьих, военная стратегия ИГ отличается от типичной стратегии террористических группировок: ИГ предпочитает полномасштабные военные кампании, а не просто нанесение точечных ударов по врагу. Наконец, «Исламское государство» считает необходимым использовать тактику шокирования и устрашения населения, о чем говорят видео-ролики с показательными казнями заложников. Таким образом, чтобы противостоять ИГ, Вашингтону необходимо выработать новую стратегию, которая будет учитывать данные особенности.

«Вряд ли нам удастся полностью уничтожить ИГ. Однако лимитированное военное вмешательство США все же необходимо, правда, в рамках более широкой стратегии. Американское военное участие необходимо для предотвращения атак ИГ на США, для защиты суверенитета союзников США и для снижения способности данной группировки контролировать населенные территории и проводить рекрутирование в свои ряды», — заявила Дафна Рэнд.

Почему военное вмешательство должно носить лимитированный характер? Во-первых, в данной ситуации приоритет отдается странам региона, а значит, основной силой против ИГ должна быть не Америка, а ближневосточные страны. Во-вторых, США не заинтересованы в очередной многолетней войне на Ближнем Востоке, что необходимо донести как до американского населения, так и до мусульман всего мира. Еще одним важным моментом является то, что на территории Сирии и Ирака существует множество группировок, связанных с ИГ, но не являющихся частью ИГ. По мнению Дафны Рэнд, достичь успехов в борьбе с ИГ можно только сконцентрировавшись непосредственно на борьбе с данной группировкой, а не со всеми террористическими группами, действующими в регионе.

Однако основную роль в борьбе с «Исламским государством» Дафна Рэнд отводит дипломатии. Она считает, что военные действия могут лишь дополнять дипломатические усилия, поскольку успех операции во многом зависит от того, насколько США смогут мобилизовать своих союзников и помочь им в противостоянии ИГ. Во-первых, США нуждаются в союзниках в регионе для контроля над соседними с боевой зоной территориями. Во-вторых, Вашингтон нуждается в союзниках в арабском мире, которые будут готовы противостоять радикальной идеологии ИГ. В-третьих, с международной точки зрения, необходимо, чтобы все страны мира, а не только ближневосточного региона, были заинтересованы в усилении взаимодействия по вопросам безопасности и противодействию финансированию терроризма.

Если говорить о ситуации в Сирии и Ираке, а также о глобальной угрозе, то для каждого из вышеперечисленных случаев США необходимо выработать отдельную стратегию.

Ситуация в Ираке, пожалуй, является наиболее понятной. Авиаудары наряду с наземными операциями принесли свои плоды, ослабив ИГ и снизив его возможности по захвату новых территорий. Тем не менее, большой проблемой остается отсутствие политических трансформаций внутри страны. Основной целью коалиции в случае Ирака должна быть подготовка иракской армии для самостоятельного ведения боев с террористическими группировками и обеспечения безопасности в стране. Второй приоритетной задачей США и союзников, по мнению Дафны Рэнд, должна быть поддержка суннитских лидеров Ирака. Необходимо гарантировать им поддержку и защиту при формировании политических институтов Ирака и добиться того, чтобы суннитские сообщества получали доход от продажи иракской нефти, а также различные субсидии. Наконец, весьма важно стимулировать иракскую экономику.

Ситуация в Сирии по-прежнему остается весьма сложной: с одной стороны, коалиции удалось немного ослабить ИГ, с другой стороны, возможность одолеть ИГ теперь полностью зависит от шансов на де-эскалацию четырехлетнего конфликта между режимом Асада и оппозицией. Дафна Рэнд считает, что без разрешения гражданского конфликта абсолютно невозможно одолеть ИГ и аффилированные группировки, действующие в Сирии. Наилучший вариантом будет создание коалиционного правительства, состоящего из представителей всех групп сирийского общества, в том числе, представителей режима Асада и алавитов. Вопрос создания подобного правительства должен быть рассмотрен на международных переговорах «Женева 3». Однако в то же время США необходимо продолжить программу подготовки и обучения умеренной сирийской оппозиции.

«В глобальном контексте Вашингтон должен использовать военную силу исключительно в ситуациях, когда есть все основания полагать, что ИГ готовит нападение на США. За последнее время США удалось усовершенствовать систему внутренней безопасности и снизить вероятность совершения террористических атак иностранными наемниками ИГ. Однако необходимо предпринять дополнительные меры для перекрывания источников финансирования террористов и для того, чтобы донести до граждан стран Запада и Ближнего Востока истинный смысл пропаганды ИГ. Более того, США стоит обратить больше внимания на динамику ближневосточных конфликтов в целом и пересмотреть свою стратегию в данном направлении», — заявила Дафна Рэнд. Она считает возможным одержать победу над ИГ на всех трех направлениях в среднесрочной перспективе, но для этого требуется непосредственная поддержка Конгресса.

Рик Бреннан из аналитического центра РЭНД Корпорэйшн обратил внимание конгрессменов на то, что в случае ИГ стоит говорить не столько о террористической угрозе, сколько о радикальной идеологии, приверженцами которой являются сторонники ИГ. В целом Рик Бреннан выделяет пять подгрупп террористических группировок, действующих в ближневосточном регионе: 1) «Аль-Каида»; 2) аффилированные группировки «Аль-Каиды», например, «Аль-Каида на Аравийском полуострове»; 3) ИГ, которое следует той же идеологии, что и «Аль-Каида», но заявило свою претензию на лидерство в салафистско-джихадистском движении; 4) различные группы, стремящиеся создать «Исламский эмират», но не объявившие о своем альянсе ни с «Аль-Каидой», ни с ИГ; 5) группы и частные лица, разделяющие салафистско-джихадистскую идеологию, но не имеющие связей с какой-либо группой.

«За последние годы значительно выросло число радикально настроенных лиц, но в то же время существенные изменения претерпела и идеология, которой они придерживаются. Эта идеология предусматривает радикальное изменение существующего политического и социального уклада, и именно она, а не угроза террористического акта, представляет основную угрозу нашему обществу», — заявил Рик Бреннан.

В июле 2014 года, когда ИГ достигло иракского города Эрбиль, Президент США Барак Обама принял решение об оказании поддержки с воздуха и направлении небольшого числа консультантов в иракскую армию. Администрация США четко осознавала, что из-за коррупции, недостатка данных разведки и политики бывшего премьер-министра Ирака Нури- аль-Малики возможности иракской армии противостоять ИГ чрезвычайно малы. Отправка военной помощи Ираку стала важным шагом, но, по мнению Рика Бреннана, недостаточным. Он считает, что необходимо увеличить миссию в Ираке, в частности отправив еще советников и консультантов, а также отправить в Ирак спецназ США для помощи пешмерге, иракской армии и войскам коалиции. Помимо этого, необходимо отправить специалистов по борьбе с терроризмом для помощи иракским спецслужбам. Иными словами, необходимо расширить содействие и помощь Ираку во всех направлениях.

«Безусловно, мало кто хочет увеличивать американское присутствие в Ираке, но в то же время любое промедление может быть воспринято странами региона как нежелание и неспособность США оказать им помощь. В данном случае я считаю целесообразным увеличить количество консультантов и специальных сил США в Ираке, воздержавшись при этом от отправки солдат», — добавил Рик Бреннан.

«К сожалению, вывод из Ирака американских войск в 2011 году привел не только к появлению политического вакуума, которым умело воспользовались ИГ и Иран, но также способствовал ухудшению отношений между США и их ближневосточными партнерами. В настоящее время угроза, исходящая от ИГ, предоставляет уникальную возможность проверить на практике крепость регионального сотрудничества», — подытожил он.

Джеймс Джефри из Вашингтонского института ближневосточной политики призвал администрацию США принимать более быстрые и рискованные решения, поскольку в данной ситуации время играет большую роль. Он полностью разделяет опасения Рика Бреннана касательно роли идеологии, которой придерживается ИГ, добавляя, что она довольно плотно вплетена в само устройство ближневосточного общества, и потребуются многие годы, чтобы избавиться от нее. При этом существует реальная опасность трансформации данной идеологии в иную форму.

Джеймс Джефри раскритиковал администрацию президента США и Конгресс  за тактику «стратегического выжидания». Он считает, что Вашингтон не проявил должной активности, что привело к росту популярности и силы ИГ. Поэтому необходимо действовать более рискованно и отвечать на провокации и асимметричные удары ИГ должным образом.

«Никто не хочет новых жертв среди американских военных, тем не менее, военное вмешательство США необходимо. Я считаю, что некоторые конкретные шаги сделают  операцию против ИГ более эффективной. Во-первых, необходимо увеличить количество авиа-ударов по позициям террористов. Во-вторых, стоит разместить дополнительное число консультантов в регионе и привлечь к использованию такие виды вооружения, как артиллерия. В-третьих, целесообразно предоставить дополнительное количество оружия курдам», — заявил Джеймс  Джефри.

Наряду с остальными докладчиками и конгрессменами Джеймс Джефри  считает, что военные действия должны быть дополнены дипломатическими усилиями. Ирак нуждается в политической трансформации при поддержке соседних суннитских государств. В долгосрочной перспективе Ирак должен быть освобожден от ИГ и любых подобных группировок, а также надежно защищен от любых религиозных или этнических распрей за счет децентрализации, сохранения на территории страны незначительного числа консультантов и военных США для поддержания порядка и безопасности, и ограничения влияния Тегерана. Что касается Сирии, Вашингтон, по мнению Джеймс Джефри, абсолютно правильно отвел ее на второй план, но ситуация безусловно требует вмешательства, если США всерьез настроены одолеть ИГ.

В целом конгрессмены отметили, что, несмотря на изменения, произошедшие за последнее время, ситуация с ИГ по-прежнему остается весьма сложной. В то время как было объявлено о планировании сухопутной операции против ИГ, перспективы ее проведения представляются довольно смутными. Политическая трансформация Ирака и Сирии также маловероятна, учитывая насколько разные интересы у задействованных акторов. Иными словами, ситуация остается тупиковой.

 

62.85MB | MySQL:102 | 0,630sec