Ситуация в Сомали: январь 2015 г.

2015 год в Сомали начался с двух терактов, один из которых был совершен в Могадишо, второй – в Байдоа. В ходе второго теракта исламисты атаковали армейский блок-пост, убив при этом 6 солдат. Боевики потеряли троих убитыми.

В столице исламисты подорвали заминированный автомобиль. В результате теракта погиб один человек из числа прохожих, двое получили ранения.

4 января террорист–смертник подорвал свой автомобиль близ хорошо защищенного международного аэропорта Могадишо. В результате теракта погибли по меньшей мере 4 человека. Ответственность за него взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

6 января боевики движения «Аш-Шабаб» казнили четырех человек, обвиненных в сотрудничестве с разведками США, Эфиопии и Сомали. Казнь состоялась в городе Бардере (регион Гедо) на юго-западе Сомали неделю спустя после того, как в результате ракетного удара с американского беспилотника был уничтожен начальник разведки движения «Аш-Шабаб». Как заявил перед казнью судья городского шариатского суда, один из четверых якобы работал на ЦРУ, и информация от него позволила уничтожить начальника разведки. Приговоренных расстреляли выстрелами в спину в присутствии сотен зевак.

9 января руководство движения «Аш-Шабаб» поддержало акцию «двух героев», напавших двумя днями ранее на редакцию французского еженедельного сатирического журнала «Шарли эбдо». Очередное «поздравление» в адрес «героев», совершивших теракт в Париже, движение «Аш-Шабаб» направило уже 21 января. Одновременно оно призвало мусульман последовать их примеру и «отомстить» тем, кто оскорбляет «Аллаха или его пророков».

День спустя в Могадишо впервые за почти 30 последних лет состоялась встреча глав МИД стран Восточной Африки (IGAD). По этому случаю сомалийские военные блокировали ряд районов столицы. В повестку дня встречи были включены вопросы безопасности и национального примирения в Сомали.

«Мы счастливы, что Могадишо стал достаточно спокойным для того, чтобы принимать международную встречу подобного уровня», — заявил и.о.главы МИД Сомали Абдирахман Дуала Бейла, который в ожидании формирования нового кабинета министров продолжал занимать этот пост.

Во встрече приняли участие, в частности, главы МИД Кении, Эфиопии, Уганды и Джибути. Воинские контингенты от этих стран входят в состав Amisom.

По итогам встречи главы МИД стран IGAD призвали Сомали «объединить в армии все вооруженные структуры», «осудили атаки движения «Аш-Шабаб»» и «призвали Amisom расширить географию военных операций» против исламистов.

К моменту встречи в Могадишо новому премьеру страны Омару Абдирашиду Али Шармарке не удалось сформировать свой кабинет, что было расценено наблюдателями как новое свидетельство борьбы за власть среди политических элит страны.

Новый премьер объявил состав своего кабинета лишь вечером 11 января. В него вошли более 60 человек. Подобная численность кабинета лишь подтвердила хрупкость политического компромисса, достигнутого при его формировании. В кабинет вошли 26 министров, 25 министров-делегатов  и 9 госсекретарей. Многие из них работал и в составе прежнего кабинета.

Новому кабинету в 2015 году предстояло решать серьезные задачи, и в частности, принять новую конституцию и провести парламентские выборы. Однако уже 17 января премьер был вынужден распустить свой кабинет, поскольку против его состава выступил парламент. Он попросил дополнительно две недели для формирования другого кабинета.

Очередной новый кабинет министров был сформирован 28 января. На сей раз в него вошли 18 министров, в том числе 3 женщины. Большинство из них были выходцами из сомалийских диаспор, получивших образование за пределами Сомали.

14 января во Фритаун вернулись первые 100 солдат из состава контингента от Сьерра-Леоне, воевавшие в Сомали в составе Amisom. Сьерра-Леоне не будет заменять свой батальон из 850 человек в Сомали из-за бушующей в этой западноафриканской стране лихорадки Эбола. В составе Amisom военных из Сьерра-Леоне заменят эфиопские солдаты, которых дополнительно согласилась выделить Аддис-Абеба.

16 января Международное морское бюро сообщило, что благодаря международным усилиям по борьбе с сомалийскими пиратами в 2014 году в Аденском заливе было зафиксировано всего 11 пиратских нападений, в том числе 2 – обстрелы судов. По состоянию на конец года в плену у сомалийских пиратов продолжали находиться 33 моряка.

22 января смертник в машине, наполненной взрывчаткой, атаковал в Могадишо въезд в один из отелей близ резиденции президента Сомали. Отель SYL обычно принимает официальные делегации и наиболее уважаемых гостей Сомали. Нападение на него было совершено накануне визита в Могадишо президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В результате теракта погибли по меньшей мере 5 сомалийцев, в том числе 3 охранников отеля. Анкара поторопилась заявить, что этот теракт не повлияет на программу визита Эрдогана, хотя в момент теракта в гостинице находились порядка 70 участников турецкой делегации, включая ее охранников. Ответственность за теракт взяло на себя движение «Аш-Шабаб».

10 января этот отель принимал встречу глав МИД стран – участниц IGAD.

Турция активизировала свою деятельность в Сомали сразу после того, как в августе 2011 года боевики движения «Аш-Шабаб» покинули Могадишо. Ее усилия сводились главным образом к гуманитарной помощи и содействию в реконструкции страны. Турецкие компании, в частности, управляют портом и аэропортом Могадишо.

25 января президент Турции Р.Т.Эрдоган прибыл в Могадишо. В аэропорте его встречал президент Сомали Хасан Шейх Мохамуд. В связи с этим событием сотни солдат и полицейских блокировали маршрут, по которому перемещался высокопоставленный гость.

По итогам переговоров в Могадишо Эрдоган, которого в далеко небезопасной поездке сопровождали жена и дочь, пообещал продолжить турецкое инвестирование в Сомали.

В августе 2011 г., сразу после того, как боевики движения «Аш-Шабаб» оставили Могадишо, Эрдоган – в то время премьер-министр Турции – стал первым зарубежным руководителем подобного уровня, посетившим Сомали за предыдущие два десятилетия.

27 января бывший видный полевой командир движения «Аш-Шабаб» Закария Исмаил Ахмед Херси, сдавшийся в декабре прошлого года сомалийским властям, призвал своих бывших сторонников последовать его примеру. Это было его первое публичное выступление после перехода на сторону Могадишо.

До этого Вашингтон оценил «голову» бывшего руководителя разведки движения «Аш-Шабаб» в 3 млн долларов.

Своем публичном заявлении Херси обвинил бывшего главаря движения «Аш-Шабаб» Ахмеда Абди Годана (он был убит в ходе американского ракетного удара в сентябре 2014 г.) и его преемника на этом посту Ахмада Умара Абу Убейду в том, что они «используют ложную форму джихада, которая влечет за собой гибель неисчесляемого числа невинных сомалийцев».

В завершающий день месяца авиация неопределенной страны атаковала здание в г.Динсор на юге Сомали, в котором в тот момент находились несколько видных полевых командиров движения «Аш-Шабаб». В результате атаки погибли несколько человек, в том числе гражданские лица.

Отзвуки событий в Сомали в январе то и дело были слышны в соседней Кении, воинский контингент которой воюет против движения «Аш-Шабаб» в составе африканского миротворческого контингента Amisom.

2 января Верховный суд Кении приостановил действие нескольких статей недавно принятого парламентом закона о безопасности, которые, согласно его критикам, противоречат основополагающим правам человека. Тем самым он удовлетворил иск, поданный оппозицией, полагавшей, что реализация этого закона приведет страну к режиму полицейского государства.

Противоречивый закон был принят после серии громких терактов, совершенных на территории Кении боевиками движения «Аш-Шабаб». Как утверждал президент Кении Ухуру Кениата, новый закон имеет «только одну, только одну цель – защитить жизни (кенийцев-авт.) и имущество всех граждан».

В частности, согласно новому закону полиция получила право с разрешения суда содержать под стражей без предъявления обвинения лиц, подозреваемых в терроризме, в течение 360 суток. Ранее это можно было делать в течение 90 суток. Он также значительно упростил процедуру установления прослушки телефонов.

Среди приостановленных статей закона значится, в частности, та, которая вводила наказание в 3 года тюрьмы за публикацию без разрешения полиции фотографий «жертв террористических атак». Приостановлено также действие статьи, установившей предельную численность принимаемых беженцев в Кении в 150 тысяч человек. В настоящее время Кения принимает свыше 600 тысяч беженцев из Сомали и Южного Судана.

14 января в прибрежном департаменте Кану вспыхнул бой между кенийскими военными и сомалийцами, связанными с движением «Аш-Шабаб». Подразделение кенийской армии, которое должно было войти в состава Amisom, было атаковано на марше, когда оно выдвигалось к границе Сомали. В ходе боя погиб один солдат и пять сомалийцев.

В целом, на ближайшую перспективу Сомали останется источником нестабильности для соседних стран региона. Это, без сомнения вынудит их решать задачи укрепления собственной безопасности на полях сражений в Сомали.

56.52MB | MySQL:119 | 1,505sec