Ливия: о новом назначении генерала Х.Хафтара

Назначение правительством в Тобруке 25 февраля с.г. генерала Х.Хафтара «главнокомандующим всеми национальными вооруженными силами» поставило точку в вопросе борьбы двух группировок в новом парламенте Ливии в отношении путей выхода из затянувшегося кризиса. Напомним, что лейтмотивом позиции прозападной группы парламента был отказ от «услуг» Х.Хафтара, который имеет на Западе репутацию «ястреба» и является убежденным сторонником чисто военного решения конфликта. На этой же позиции стоял и специальный представитель ООН по Ливии Б.Леон, всячески старавшийся продвигать женевский формат мирных переговоров с максимальным привлечением к нему различных политических сил, которые фактически в настоящее время распались на ряд клановых группировок. Это особенно явно проявилось в исламистской коалиции «Аль-Фаджр», на данный момент представляющую собой конгломерат различных групп, начиная от сторонников «Исламского государства» (ИГ) и заканчивая племенными милициями Мисураты и Бенгази.

Казнь египетских рабочих-коптов месяц назад последователями ИГ ознаменовала своеобразный перелом в противодействии между условно «голубями» и «ястребами» в Тобруке. Очевидно, что теперь в качестве фаворитов выступает «партия войны» с резко возросшим влиянием на внутриливийские процессы со стороны Египта. В настоящее время именно египетские ВВС и спецназ составляют основную ударную силу Х.Хафтара, благодаря чему удалось взять в полную блокаду оплот исламистов на востоке страны Дерна и под контроль морской порт в Бенгази. Назначение Х.Хафтара «главнокомандующим», по оценке экспертов, должно символизировать окончательный переход структур в Тобруке под «зонтик» Каира. В этой связи в самое ближайшее время следует ожидать активизацию наступления подконтрольных Тобруку сил сначала на Дерну с целью ее окончательной «зачистки» и дальнейшего повторения аналогичной модели по отношению к Бенгази. Кстати, именно в этом городе в настоящее время сосредоточены основные силы, которые символизируют собой крайне радикальные объединения. В том числе и члены предельно «джихадистской» «Ансар аш-шариа». Вообще выдвижение Х.Хафтара на должность главнокомандующего ливийской армией вызовет, по всей видимости, дальнейшее блокирование перед лицом общей опасности различных радикальных сил, которые входят в исламистскую «Аль-Фаджр». Таким образом, в самое ближайшее время мы можем стать свидетелями образования новой уже во многом « коалиции ИГ». А это будет означать безусловную дальнейшую эскалацию конфликта. Это же подтверждает и намерение премьер-министра ливийского правительства в Тобруке А.ат-Тани в самом скором времени отправить высокопоставленную делегацию в Москву на предмет обсуждения вопроса о военно-техническом снабжении подконтрольных ему формирований. Напомним, что в настоящее время такого сотрудничества со странами Запада нет по причине наличия «оружейного эмбарго», которое действует с момента свержения М.Каддафи. И все попытки правительства в Тобруке пролоббировать его отмену под предлогом активизации военных действий против исламистов, которые якобы испытывают химическое оружие, успехом не увенчались. В этой связи Москва, исходя из складывающейся внешнеполитической коньюктуры, вполне может пойти на односторонние поставки оружия и боеприпасов Тобруку, который готов платить «живыми деньгами». И сделать это не напрямую, а через тех же египтян и эмиратовцев, являющимися самыми основными сторонниками организации решающего военного поражения исламистской коалиции «Аль Фаджр».

При этом сама коалиция «Аль Фаджр» также может расколоться и при этом ее большая часть окажется в рядах сторонников ливийского филиала ИГ. Такой сценарий фактически будет предопределен с учетом отхода из катарской орбиты влияния довольно значительной части полевых командиров. К последним, кстати, можно в первую очередь отнести скандально известного бывшего эмиссара Ливийской боевой группы (ЛБГ) и члена пакистанской «Аль-Каиды» А.Бельхаджа, сейчас возглавляющего ополчение в Триполи. Дополнительной иллюстрацией такого развития событий является нынешняя ситуация в Сирте, традиционно считающимся вотчиной сторонников бывшего ливийского лидера  и его пригородов, где дислоцируются боевики, которые провозгласили себя сторонниками ИГ. Вооруженное ополчение из Мисураты окружило город и готовится формально атаковать позиции сторонников ИГ. Официально командование мисуратовцев ждет приказа на наступление из единого штаба «Аль Фаджр» и ведет переговоры о добровольной сдачи сторонников ИГ. Но мисуратовцы не торопятся наступать явно не только по этой причине. Резон в данном случае в том, что большую часть сторонников ИГ составляют выходцы из Мисураты, а воевать со своими родственниками никто не хочет. Костяк ИГ в Сирте в данном случае составляют ветераны бригады «Аль-Фарук», которую долго возглавлял выходец из Мисураты Ахмед ат-Тир (погиб в Дерне в 2013 году). Затем она перешла под знамена «Ансар аш-шариа», а теперь трансформировалась в структуру ИГ. И за этими метаморфозами стоит обыкновенный финансовый интерес, а не вывески или идеология. Вернее — финансовый спонсор, который платит и содержит эти группировки. В ливийском случае – за большинством радикальных групп прослеживается четкий катарский след, что, собственно, и доказывает «особая» позиция Дохи на последней сессии стран ЛАГ по вопросу организации международной интервенции в Ливию.

52.24MB | MySQL:103 | 0,483sec