К вопросу о возвращении Хакана Фидана на должность руководителя национальной разведывательной организации Турции

«… Ну, а мне ящик водки, и тех двоих обратно …» (из известного анекдота)

Известие о том, что кандидат от правящей Партии справедливости и развития (ПСР) Хакан Фидан отказывается от своих депутатских притязаний и возвращается на пост руководителя Национальной разведовательной организации (МИТ), вызвало на уходящей неделе в Турции немало шума.

Напомним, что объявление Х.Фидана 7 февраля текущего года о своей отставке для участия в избирательной компании в Меджлис было поддержано премьер-министром страны А.Давутоглу, подчеркнувшим, что «Фидан нужен в правительстве». В свою очередь, президент Р.Т.Эрдоган использовал чуть ли не каждую возможность для того, чтобы обозначить неудовольствие шагом своего вчерашнего протеже, возведённого им в ранг, ни много ни мало, личного президентского «кувшина с секретами».

Развороту позиции Х.Фидана на 180 градусов предшествовал целый ряд моментов, обративших на себя внимание обозревателей. Скажем, в их числе можно отметить последовательное нежелание президента встречаться с временно исполняющим обязанности главы МИТ и потенциально полноценным руководителем организации Исмаилом Хаккы Мусой. Не ускользнуло от внимания прессы и «случайное свидание» Р.Т.Эрдогана с Х.Фиданом в Мекке, в ходе недавнего официального визита турецкого президента в Саудовскую Аравию. Как сообщалось, Х.Фидан также совершал паломничество, однако, в частном порядке, не будучи членом турецкой делегации.

Итак, по прошествии чуть более месяца Х.Фидан, несмотря на многообещающие позиции в своём избирательном округе, отозвал свою кандидатуру, отметив в своём письменном заявлении, в частности, следующее: «… В силу увиденной мною необходимости, начиная с сегодняшнего дня, я отзываю своё обращение кандидата в депутаты на всеобщих парламентских выборах двадцать пятого созыва. Я приложу все усилия, с тем, чтобы, как это было до сегодняшнего дня, так и впредь, на любой вверенной мне позиции должным образом исполнять свои обязанности на пути служения моей стране и моему народу. В этой связи, я благодарю уважаемого президента, уважаемого премьер-министра, наш дорогой народ, за поддержку и доверие и выражаю им своё уважение…».

Процедура возвращения Хакана Фидана в кресло главы МИТ была проведена буквально «в одно касание». О переназначении на должность объявил спикер правительства Бюлент Арынч после очередного заседания Кабинета министров, проведённого 9 марта под председательством президента Р.Т.Эрдогана.

Оппозиция, остро отреагировавшая на возможность вхождения Х.Фидана в большую политику, не менее негативно отреагировала на изменение им своего «бесповоротного решения» и возвращение к месту отбывания службы. На пути «туда» речь шла о том, что должность главы МИТ несовместима с дальнейшей карьерой публичного политика. На пути же «обратно» оппозиционеры поставили под сомнение легитимность переназначения с учётом того, что процедура не была проведена через Совет национальной безопасности. Кроме того, оппозиция сочла неприемлемым с этической точки зрения подобные «кульбиты» для руководителя спецслужбы, который после своего кандидатства в депутаты Меджлиса от правящей партии, уже не является «равноудалённым» ото всех политических сил и де — не может уже рассчитывать на доверие оппозиционных партий. Также, не без некоторого ехидства, оппозиционеры припомнили Хакан-бею про его «усталость» (которая вполне может стать такой же классикой, как знаменитое ельцинское «я устал, я ухожу»), отметив, что в итоге страна получила «усталого» руководителя ведущего силового ведомства страны.

Нельзя отрицать, что переход Х.Фидана в новое качество, действительно, смотрелся не слишком своевременным на фоне интенсивных переговоров по «окончательному решению» курдского вопроса и очередного витка борьбы с сторонниками Ф.гюлена, где за ним были закреплены ключевые роли. Поэтому неизменность не раз озвученной позиции Р.Т.Эрдогана в отношении депутатских амбиций главы МИТ имеет под собой веские основания. Настолько веские, что обозреватели с недоверием отнеслись к возможности действия связки А.Давутоглу – Х.Фидан наперекор президенту и усмотрели в этом разыгранную на троих «антрепризу» с далеко идущим прицелом, логично рассудив, что Р.Т.Эрдоган как президент страны и де-факто лидер ПСР имеет все возможности заблокировать карьерное движение Хакану Фидану хоть до, хоть после 7 июня. Если же у дуэта Давутоглу – Фидан были надежды переубедить президента, то, как показала практика, они не оправдались.

В итоге, в буквальном смысле сняв Х.Фидана с подножки поезда, президент Р.Т.Эрдоган поддержал свое реноме единоличного жесткого лидера и наглядно продемонстрировал, что он сохраняет за собой рычаги контроля над ситуацией. Однако, не стоит забывать и про оборотную сторону – издержки преподнесённого президентом урока. А они, в преддверии июньских парламентских выборов, могут оказаться весьма серьёзными.

Так, по репутации премьер-министра страны А.Давутоглу, как политика, нанесён самый серьёзный, вплоть до настоящего времени, репутационный удар. Были или не были скоординированы его шаги заранее с президентом – это уже не столь важно. Ситуация выглядит так, как она выглядит, а именно – премьер-министр Ахмет Давутоглу, будучи де-юре руководителем номер один в стране, приняв решение, находящееся в поле его безусловной компетенции, оказался не в состоянии провести его в жизнь. Вообще, в последнее время под удар А.Давутоглу попадает регулярно. Достаточно вспомнить критику президентом действий экономического блока правительства и Центрального банка страны, ошибочность которых, по заявлению Р.Т.Эрдогана, и привела к заметному ослаблению национальной валюты. Также регулярный характер приобретают заседания Совета министров под председательством президента, а не премьер-министра, где последнему отводится роль если не статиста, то рядового члена кабмина. И так далее. Понятно, что построенная в стране вертикаль власти не предполагает наличия в стране двух лидеров. Однако, Ахмет Давутоглу всё же является председателем Партии справедливости и развития и он, в первую очередь, должен вести партию на парламентские выборы. В условиях, когда перспективы ПСР добиться так необходимого ей подавляющего преимущества на выборах всё чаще ставятся аналитиками под сомнение, недостаточно бережное обращение с имиджем премьер-министра, даже если есть соблазн переписать на него просчёты и ошибки, вряд ли сулит дополнительные дивиденды. Особенно, если вспомнить, что автор «Стратегической глубины» — целиком и полностью креатура Р.Т.Эрдогана.

Ущерб, как ни крути, нанесён и репутации Х.Фидана, значительный потенциал которого на поле публичной политики не вызывал сомнений. Да, теперь эта область деятельности, благодаря настойчивости президента, для главы МИТа оказалась закрыта и он может «спокойно» вернуться к решению жизненно важных для страны вопросов, но вот сохранится ли между Р.Т.Эрдоганом и Х Фиданом прежний уровень взаимного доверия и не треснул ли «кувшин с секретами» — большой вопрос.

Параллельно с хождением «туда и обратно» Хакана Фидана, начали активно муссироваться слухи о возможном баллотировании в депутаты от партии власти бывшего президента Турецкой Республики и одного из отцов-основателей Партии справедливости и развития Абдуллы Гюля. Упоминалось о том, что он в силу своего большого авторитета может способствовать нахождению баланса между старожилами и молодыми членами ПСР. Данное утверждение само по себе является знаковым с учётом культивирования до настоящего времени правящей партией своего монолитного образа в глазах избирателей и наблюдателей. Тем не менее, похоже, что возвращению А.Гюля в большую политику также, как и вхождению в неё Х.Фидана, не суждено состояться. По крайней мере, так следует из неофициальных комментариев ближайшего окружения бывшего президента. Получается, что потенциал ещё одной заметной фигуры в Партии справедливости и развития, которая в данном конкретном случае, похоже, оказалась использована для решения текущих внутрипартийных задач, оказывается невостребованным.

Резюмируя изложенное выше, избиратели всё чаще становятся свидетелями расхождений (зазвучал и эпитет «раскол») в рядах ещё вчера казавшейся монолитом правящей Партии справедливости и развития, которые не сулят ей лёгкой победы на предстоящих парламентских выборах. Думается, что ближайшие недели будут отмечены интенсивными поисками партией путей выхода из ситуации, начавшей складываться для неё неблагоприятно.

52.21MB | MySQL:103 | 0,486sec