Турция: что стоит за возвратом Х.Фидана на пост главы МИТ

Премьер-министр Турции А.Давутоглу заявил, что провел консультации с президентом Р.Т.Эрдоганом по вопросу повторного назначения Х.Фидана руководителем Национальной разведывательной организации (МИТ). Глава правительства заявил  журналистам в парламенте. «Мы с президентом обсудили этот вопрос. Никаких разногласий между нами или несовпадающих взглядов по этой теме нет. Мы встретились с Фиданом в минувшую пятницу. Он вернулся на занимаемую должность, поскольку заслуживает ее», — сказал А.Давутоглу.

Этот интересный разворот событий требует определенных комментариев, так как свидетельствует о серьезных структурных изменениях в государственном устройстве страны после июньских парламентских выборах. Речь идет об изменении конституции государства, что усиленно лоббирует, и как полагает ряд экспертов, в конце концов пролоббирует президент страны Р.Т.Эрдоган. Эти изменения подразумевают не только переход к президентской системе правления и создание при главе государства фактически параллельных министерств, но и структурную реформу силового блока, о которой мы уже сообщали  ранее. Напомним ее контуры, пока весьма схематичные: жандармерия становится составной частью полиции, которой передается, ранее чисто армейская, функция охраны границы и КПП. Армия, в свою очередь, функционально будет курироваться руководством МИТ, руководитель которой будет фактическим командующим всеми структурами «силового холдинга». Эта схема не имеет мировых аналогов, поскольку грубо игнорирует принцип конкурентности и разновекторности силовых структур, а также создает риск концентрации в одних руках уж очень серьезных полномочий в сфере безопасности.

Уход Х.Фидана в добровольную отставку в феврале с.г. для участия в предстоящих парламентских выборах поставил перед президентом серьезный выбор. Он должен быть абсолютно уверен (конечно, насколько это возможно на Востоке) в будущем руководителе этого конгломерата силовых структур. Особенно с учетом продолжающейся скрытой фронды со стороны армейского командования, активности внутренней светской оппозиции, а также сторонников опального имама Ф.Гюлена, приверженцы которого, несмотря на все проведенные чистки и судебные процессы, продолжают в значительном количестве присутствовать в силовых структурах. Недавние громкие отставки и разоблачения о незаконном прослушивании «ближнего круга» Р.Т.Эрдогана — лишнее тому свидетельство. Желание Х.Фидана уйти в политику с переходом после выборов на должность вице-премьера или заместителя министра иностранных дел, безусловно, встревожило и премьер-министра А.Давотоглу и министра иностранных дел М.Чавошоглу. Они тем самым получали очень серьезного конкурента в борьбе за будущий пост президента после ухода Р.Т.Эрдогана. По крайней мере, в публичном секторе политики, куда он так стремится. Их роль в уговаривании президента «вернуть» Х.Фидана, практически в приказном порядке партийной дисциплины, на его прежнее место — несомненна. Справедливости ради заметим, что и сам Р.Т.Эрдоган был крайне недоволен решением своего ближайшего и доверенного совратника еще со времен строительства правящей сейчас Партии справедливости и развития (ПСР). Предлагаемые кандидаты в преемники Х.Фидана на посту руководителя МИТ в лице временно исполняющего обязанности И.Х.Муссы и нынешнего посла Турции в США С.Кылыча по разным причинам президента не устраивают, прежде всего, в силу отсутствия у них необходимого руководящего опыта, а также недостаточной степени доверия к ним.

Х.Фидан при этом выигрывает только в том случае, если реформа силового блока реально состоится. Пока в отношении этой перспективы существуют довольно половинчатые решения, и в рядах даже самого ближнего круга президента нет единого мнения на это счет. В этой связи премьер А.Давотоглу и министр иностранных дел М.Чавушоглу в данном случае разыгрывают двухходовку: сначала под благовидным предлогом наличия «верного человека» у руководства силового блока они уговорили Р.Т.Эрдогана фактически приказать Х.Фидану вернуться на прежний пост (в противном случае правящая партия просто бы не поддержала в должной степени его на парламентских выборах), а затем отказаться от проектов создания «силового холдинга», и тем самым оставить своего конкурента, что называется, «на бобах».

Эти «бобы» будут выражаться, прежде всего, в новых задачах перед МИТ, которые определил Р.Т.Эрдоган. Официально это приоритет борьбы с «Исламским государством» (ИГ), о котором мы поговорим ниже, а также сирийское и ливийское досье. Здесь требуются комментарии. Первое – оформившийся недавно альянс между Турцией и Катаром. Он диктует как раз отказ от борьбы с ИГ. Поскольку в нынешней ситуации обострения взаимоотношений между рядом аравийских монархий и Катаром, тема разыгрывания карты ИГ остается на повестке дня. Возможно под другими вывесками, но суть это не меняет. Обратим внимание на усиление турецкого присутствия в Ливии, где спецслужбы Турции наладили контрабандный канал поставки оружия в Мисурату. МИТ вообще традиционно имеет отличные и доверительные отношения с руководством ополчения этого города, поскольку его населяют в значительной части как раз выходцы из Турции. Еще в период восстания против М.Каддафи турецкие спецслужбы как раз отвечали за поставку оружия и организацию восстания в Мисурате в тылу правительственных войск. И теперь эта машина заработала вновь, и снова на катарские деньги. Это теперь является одним из основных логистических каналов снабжения исламистов из коалиции «Аль-Фаджр», поскольку суданский канал пока временно прекратил свое функционирование по причине начала «медового месяца» между Хартумом и аравийскими мошархиями в лице КСА и ОАЭ. По крайней мере, со стороны суданского президента О.аль-Башира эта тенденция проявляется в последние месяцы особенно ярко, хотя его партнеры пока осторожничают.

Второе – это дальнейшая тактика действий на сирийском направлении, где катарцы и турки начали новый раунд подготовки лояльной им оппозиционной военной силы с использованием катарских финансов и турецких инструкторов. Или вернее начало переформатирования уже существующих структур ИГ, которым в силу политической коньюктуры необходимо сменить название. Данный сценарий несет в себе очень большие репутационные и политические издержки.

52.2MB | MySQL:103 | 0,475sec