Слушание Конгресса США на тему прав человека в Иране

26 февраля состоялось совместное слушание Подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки и Подкомитета по делам Африки, всеобщему здравоохранению, правам человека и международным организациям Палаты редставителей Конгресса США на тему прав человека в Иране. Текущее заседание стало уже третьим слушанием Палаты представителей Конгресса США по теме нарушения прав человека в Иране, что говорит о ее прямой заинтересованности в данном вопросе.

По мнению конгрессменов, на фоне переговоров по иранской ядерной программе и разговоров о возможном сотрудничестве в рамках борьбы с «Исламским государством» (ИГ) проблема прав человека в Иране отошла на второй план. Это представляет собой довольно негативную тенденцию, поскольку нельзя недооценивать масштаб правонарушений и насилия по отношению к иранским гражданам, в частности, к представителям этнических и религиозных меньшинств, оппозиционерам и журналистам.

После выборов 2013 года, когда Хасан Роухани стал президентом Ирана, Тегеран активно пытался заверить мировое сообщество, и в частности США, что он встал на путь реформирования. Многие сторонники Роухани и его лоббисты утверждали, что новый президент придерживается умеренных взглядов, а значит, Иран ждут демократические перемены и превращение в более открытое и справедливое государство. Однако, по мнению конгрессменов, заявления представителей правящего режима расходятся с его действиями.

Председатель Подкомитета по делам Африки, всеобщему здравоохранению, правам человека и международным организациям Смит в своем вступительном слове отметил, что США всерьез обеспокоены дискриминацией и насилием по отношению к меньшинствам в Иране. По его мнению, защита прав иранцев является одним из основных приоритетов США в Иране.

Председатель Подкомитета по делам Ближнего Востока и Северной Африки Рос-Лейтинен заявила, что совершенно не удивлена тем, что Администрация игнорирует проблему прав человека в Иране с началом переговоров по ядерной программе. Более того, Вашингтон неоднократно выступал против предложений Конгресса ввести санкции по отношению к Ирану или применить какие-либо конкретные действия для того, чтобы заставить Тегеран отказаться от дискриминационной политики.

«Проблема прав человека в Иране, как и ядерный вопрос, является важным фактором для достижения долгосрочной стабильности в стране и ближневосточном регионе в целом. Защита угнетенных должна стать ключевым моментом американской стратегии, мы не должны забывать об этом ни на день», — добавила она.

На заседании с отдельными докладами выступили Шаян Ариа из Конституционной партии Ирана, директор по связям с общественностью из  американского сообщества бахаистов Энтони Ванс и президент вашингтонского Института исследований современного Ирана Мохсен Сазегара.

Шаян Ариа из Конституционной партии Ирана в самом начале своего выступления подчеркнул, что Иран является одной из лидирующих стран по количеству казней, и с приходом к власти Роухани этот показатель ничуть не снизился. Более того, согласно данным ООН, в период с июля 2013 года по июнь 2014 года было казнено по меньшей мере 852 человека, что в разы превышает показатели предыдущих лет. По данным активистов организации Human Rights, общее количество казненных в Иране людей в период с 2013 по 2014 год составило 1181 человека, в числе которых были дети, не достигшие 18 лет.

«Казнь малолетних детей – это не единственное преступление Ирана. Иранские власти систематично “промывают” мозги детям. Это осуществляется за счет особенности преподавания в школах и университетах, где дети изучают книги, призывающие их быть готовыми к войне с США и прочими “неверными”. Более того, учителя поощряют враждебное отношение к детям немусульманской веры», — заявил Ариа.

По его словам, несмотря на требования мирового сообщества исключить подобные материалы из процесса обучения, иранские власти продолжают поощрять распространение подобных учебников в школах и университетах, призывая подрастающее поколение следовать примеру своих предшественников, отдавших жизнь в ходе войны с «неверными». Подобные призывы противоречат Конвенции ООН по правам детей, согласно которой каждый ребенок имеет право на свободу самовыражения.

Учитывая, что с точки зрения демографии Иран является молодой страной (примерно 70-75% населения младше 40 лет), около 60 миллионов иранцев прошли через подобное «промывание» мозгов во время обучения. Но Шаян Ариа утверждает, что усилия иранских властей не дали ожидаемых результатов, поскольку большинство иранской молодежи настроено против правящего режима и положительно относится к США. Тем не менее, Тегерану достаточно иметь хотя бы небольшое количество молодежи, которая слепо ему верит.

Шаян Ариа признает, что президент Роухани придерживается умеренных взглядов, однако, он все равно является частью проблемы защиты прав человека в Иране. Будучи главой государства, он не только в курсе сложившейся ситуации, но и по сути поощряет дискриминацию. Ариа называет три основных дискриминируемых группы населения: религиозные меньшинства, студенты, журналисты.

Если говорить о дискриминации по религиозному принципу, то основной удар приходится на бахаистов – крупнейшее немусульманское религиозное сообщество Ирана, которое правительство считает сектой. Бахаистам закрыта дорога в государственный сектор, они не имеют право на проповедование своей веры, а дети из семей бахаистов не могут получить высшее образование. Более того, любой, кто возьмется  за обучение бахаистов, будет арестован. Места захоронений бахаистов систематически подвергаются разрушению, а местные власти порой не дают семьям бахаистов разрешение похоронить своих родственников.

Евангелические христиане также испытывают большое давление со стороны Тегерана. Проповедники данного течения подвергаются аресту за «враждебность по отношению к Богу», «распространение коррупции» и «действия, направленные против национальной безопасности». Тех, кто решает принять христианскую веру, зачастую казнят.

Стоит отметить, что лишь бахаисты и христиане подвергаются высшей мере наказания, в то время как другие меньшинства в основном заключаются в тюрьмы и подвергаются гонениям. Мусульмане, чьи взгляды не соответствуют официальной трактовке ислама, обвиняются в ереси. Подобное отношение к меньшинствам говорит не только о том, что иранцы лишены права свободы вероисповедания, но и что в Иране существует выборочный подход к «допустимым» и «недопустимым» религиозным взглядам.

Положение студентов, участвующих в мирных демонстрациях, защитников прав детей и гражданских активистов не лучше. Они постоянно подвергаются арестам, многие отбывают наказание в тюрьмах.

Журналисты – еще одна уязвимая группа. В настоящее время около 30 журналистов находятся в тюрьмах.

Также Иран является одной из немногочисленных стран, которые преследуют юристов за то, что они представляют интересы своих клиентов – активистов и журналистов.

«К сожалению, нет ничего удивительного или нового в вышеперечисленных правонарушениях. Подобные случаи являются отображением репрессивного характера иранского режима. Принимая во внимание все вышесказанное, нельзя утверждать, что президент Роухани является реформатором, или человеком, который заботится о правах и свободах своих граждан, или тем, кто стремится к поддержанию стабильности и порядка внутри страны», — подытожил Шаян Ариа.

Директор по связям с общественностью из  американского сообщества бахаистов Энтони Ванс более подробно осветил вопрос дискриминации бахаистов, перечислив, в первую очередь, причины для их гонения. Во-первых, речь идет непосредственно о расхождениях в религиозных взглядах: согласно официальной религии, ислам – конечная религия и после нее не может быть других вероисповеданий; бахаизм же возник после ислама, поэтому воспринимается властями как ересь. Во-вторых, есть ряд социальных причин, почему власть видит угрозу в бахаизме. Так, например, бахаисты верят в равноправие мужчин и женщин. Ну и в-третьих, в какой-то мере бахаисты подвергаются гонениям лишь по той причине, что представляют собой религиозное меньшинство.

По словам Ванса, в последние годы давление на бахаистов незначительно снизилось, однако, они по-прежнему подвергаются беспочвенному насилию, их дома поджигают, а места захоронений разрушают. Из-за дискриминации при поступлении в образовательные учреждения и устройстве на работу бахаисты были вынуждены создать свои собственные негосударственные институты и организации. Однако данные организации время от времени подвергаются рейдам, а сотрудники попадают под арест.

В настоящее время около 100 бахаистов находятся в тюремном заключении, что в два раза превышает показатели 2010 года. Важно отметить, что в отличие от зороастрийцев или христиан бахаисты не признаются Конституцией Ирана.

«Американское правительство продемонстрировало свое лидерство в вопросе продвижения основных прав для религиозных меньшинств Ирана, в частности, бахаистов. Еще с 1980-х годов США активно выступают против преследования бахаистов и призывает правительство Ирана прекратить свою дискриминационную политику. Хотя особых результатов данные призывы не принесли, необходимо продолжать осуждение политики Тегерана, поскольку Иран все же трепетно относится к своему имиджу на международной арене»,- сказал Энтони Ванс.

Последним взял слово президент вашингтонского Института исследований современного Ирана Мохсен Сазегара. Он считает, что после своего избрания Роухани провел ряд косметических мер, в частности, выпустил из тюрем наиболее известных заключенных. Однако количество случаев нарушения прав человека лишь возросло по сравнению с предыдущими годами, охватив не только представителей религиозных меньшинств, оппозиционеров и активистов, но и журналистов, блоггеров, студентов и преподавателей, рабочий класс. Количество арестов в 2014 году выросло на 74% по сравнению с 2013 годом. При этом количество случаев дискриминации этнических меньшинств выросло на 53%, религиозных меньшинств — на 10%, количество задержаний и арестов студентов увеличилось на 93%, активистов из рабочего класса – на 354%, а арестов, связанных со свободой слова и самовыражения – на 410%.

«В Иране наблюдается постоянное нарушение прав женщин, в частности, в вопросе образования и трудоустройства, ношения хиджаба. К заключенным применяются пытки, многие дела сфабрикованы. Количество казней значительно выросло по сравнению с 2013 годом, при этом точные цифры умалчиваются», — добавил  Сазегара.

Он считает необходимым привлечь внимание мирового сообщества к данному вопросу и не делать Ирану поблажек из-за переговоров по ядерному вопросу.

В конце заседания Председатель Рос-Лейтинен еще раз подчеркнула необходимость американского вмешательства в проблему прав человека в Иране. По ее мнению, если данная проблема будет игнорироваться, то это лишь развяжет руки Роухани. Более того, это послужит сигналом и для других стран, что они могут делать все, что пожелают. Таким образом, никакие подвижки в ядерном вопросе не должны служить оправданием для пренебрежения проблемой дискриминации и массового нарушения прав иранцев.

52.33MB | MySQL:103 | 0,470sec