Недавние заявления главы внешнеполитического ведомства США Д.Керри о необходимости диалога с режимом Б.Асада ставят в вопросе фактического, безусловно, временного и вынужденного признания нынешнего режима в Дамаске пока запятую, но не точку. «Нам, в конце концов, придется вести переговоры с Асадом», — сказал глава американской дипломатии в интервью телестанции Си-би-эс. Отметим при этом, что директор ЦРУ Джон Бреннан указал «на недопустимость коллапса правительства и политических институтов в Дамаске». И в данном случае нам снова необходимо отметить универсальную практичность американцев, которые могут с коротким перерывом во времени заявлять с серьезным видом диаметрально противоположные вещи, исходя из складывающейся политической конъюнктуры. В данном случае именно она диктует Вашингтону отход от предыдущей жесткой риторики о необходимости отказа от любых форм диалога и сотрудничества с режимом Б.Асада. Справедливости ради надо сказать, что Д.Керри и Д.Бреннан просто официально подтвердили наметившийся еще два месяца назад очевидный тренд к установлению полноформатного сотрудничества с Дамаском в рамках борьбы с набирающей силу экспансией «Исламского государства» (ИГ) и абсолютного дефицита устраивающей американцев внутренней вооруженной силы в Сирии. Все попытки что-то «изобрести» в этом направлении наталкиваются с неизбежностью на скрытую фронду со стороны Саудовской Аравией и Турции, которых абсолютно не устраивает перспектива получить враждебную и неподконтрольную себе вооруженную силу в «новой» Сирии. Собственно, совсем не для того были потрачены в свое время гигантские средства и усилия на создание Эр-Риядом той же «Джабхат ан-нусры». В Анкаре также крайне недовольны планами США создать на своих границах очередной «сирийский» Курдистан с сильным влиянием в нем представителей сирийских филиалов Рабочей партии Курдистана (РПК) и отказами Пентагона участвовать в проектах создания «бесполетной зоны», что является для Анкары и Эр-Рияда важнейшим условием реализация сценария насильственного свержения нынешнего режима в Сирии. Не согласимся с теми экспертами, которые убеждены в том, что американцы пришли к осознанию необходимости установления контактов с режимом Б.Асада исключительно на фоне разгрома неких отрядов «новой вооруженной оппозиции» исламистами в начале года и получения ими трофейного американского вооружения. Мы уже говорили о том, что еще в конце прошлого года Госдеп США объявил контракт на оказание логистических услуг по перемещению грузов из сирийских морских портов в столицу для реанимации работы посольства США в Дамаске. Официальные заявления Д.Керри в данном случае означают, что этот процесс перешел в практическую плоскость. На базе посольства также планируется развернуть посольскую резидентуру ЦРУ с сильным «крылом» АНБ. В данном случае усилия американских разведчиков будут сосредоточены в очень значительной степени на восстановлении партнерских каналов со спецслужбами Сирии с целью обмена информацией в отношении боевой активности исламистов и координации авиаударов ВВС «антитеррористической коалиции» по их позициям. В настоящее время эта координация осуществляется через наработанные каналы между сирийцами и иорданцами.
Более верным является утверждение о том, что потепление отношений между США и Сирией является оборотной стороной медали прогнозируемого прорыва в отношении иранской ядерной программы. По осторожным оценкам тех же американских чиновников он вполне реален в конце марта — начале апреля. Как мы уже сообщали, такой сценарий укладывается в новую внешнеполитическую концепцию Вашингтона, который берет курс на альянс именно с иранцами в вопросах разблокирования ряда ключевых региональных проблем, прежде всего, в Сирии и Ираке. Это действительно в состоянии серьезно сдвинуть с «мертвой точки» ряд кризисных ситуаций, но чревато другой опасностью. Мы имеем в виду резкое усиление в этой ситуации шиитского влияния, в том числе и путем создания в Сирии и Ираке аналогов ливанской «Хизбаллы», что свидетельствует об опасениях Тегерана потерять, в конечном результате, монополию шиитов на власть в этих странах и подготовке к такому варианту, что вызовет безусловную обратную реакцию со стороны Турции-Катара с одной стороны, и КСА – с другой. И эта реакция будет по-прежнему выражаться уже в традиционных формах попыток воздействия на ситуацию: вербовка и направление в горячие точки джихадистских волонтеров.
Примирение с Тегераном будет использоваться Вашингтоном и еще с одной целью в рамках сирийского досье. Это вход в полномасштабный формат мирного урегулирования с привлечением максимального количества сторон, что сделает его жизнеспособным и эффективным в максимальной степени. Добиться этого без Тегерана и Дамаска нереально. И это в Вашингтоне понимают отчетливо. Его, безусловно, сильно тревожат попытки Москвы «в одиночку» перехватить инициативу в урегулировании сирийского кризиса, о чем свидетельствуют последние действия российского МИДа по консолидации различных фракций сирийской оппозиции. Но Белый дом в силу своего административного ресурса может сделать на этом направлении гораздо больше, чем Москва. Действия последней серьезно лимитированы противодействием со стороны Анкары и Эр-Рияда, которые вывели из этого формата подконтрольную им Национальную коалицию оппозиционных и революционных сил (НКОРС), рычагов воздействия на которую у России практически нет. А вот Вашингтон при желании способен серьезно «выкрутить руки» своим строптивым союзникам и заставить НКОРС сесть за стол переговоров с проасадовскими организациями и представителями самого Б.Асада. США не могут при этом давить на Тегеран, но в случае ослабления санкционного режима вполне способны с ним «договориться». Иранцы пойдут на такой сценарий с большим воодушевлением, поскольку в таком случае они замораживают в значительной степени сирийский фронт, что требует очень приличных финансовых ресурсов, и смогут сосредоточиться на том же Ираке, где дела идут далеко не блестяще. Но об этом мы поговорим отдельно.