Рыбные ресурсы
Рыбная промышленность играет важное место в экономике Марокко, исторически являясь одной из главных ее составляющих, а страна занимает лидирующие позиции на африканском континенте по объему выловленной рыбы (по разным данным, делит первое место с Египтом, за ними следуют Нигерия, ЮАР, Мавритания, Сенегал).
Доля отрасли в общем объеме ВВП составляет 2-3 %, ежегодные объемы добытого сырья колеблются от 900 до 1 250 тыс. тонн, доля в общем экспорте – 8,5 %, а в экспорте сельскохозяйственной продукции – 44 %. Отрасль обеспечивает рабочими местами около 660 тыс. человек, объем продукции (данные 2013 г. – 1,24 млн тонн, стоимость продукции – 1 060 млн $)[1].
Большие запасы рыбных ресурсов в прибрежных водах Марокко и особенно Западной Сахары обусловлены Канарским течением, которое перемещает умеренно теплые потоки воды от Гольфстрима и его ответвлений (проходящим от побережья Северной Америки в сторону Европы до Скандинавии и Баренцова моря) вдоль побережья северо-западной Африки, а затем формирует Североэкваториальное течение, вновь возвращаясь к американскому континенту. Канарское течение характеризуется наличием сильного апвеллинга*, действие которого наиболее эффективно к северу от Рас-Нуадибу (граница между Мавританией и Западной Сахарой) примерно до 25 параллели северной широты. Данный район – один из немногих участков Мирового океана, где действие апвеллинга происходит круглогодично (южнее, в районе Мавритании, это явление носит уже периодический характер). Собственно апвеллинг вызывает смешение более прохладных вод с морских глубин с поверхностными, что, сочетаясь с относительно нечастыми штормами (чему способствуют Канарские острова, защищающие прибрежную часть), создает хорошие условия для наличия в водах питательных веществ и, следовательно, привлекает морскую фауну. Результатом этого является обилие рыбных ресурсов, обитающих в прибрежных водах Западной Сахары.
Исключительная экономическая зона марокканского побережья составляет 200 морских миль (370 км), за исключением района Канарских островов, а также Гибралтарского пролива и Средиземного моря, где морские владения разделяются с Испанией и Португалией. Рабат рассматривает воды Западной Сахары как принадлежащие ему. Общая площадь исключительной экономической зоны составляет более 1 млн км2.
По данным Министерства сельского хозяйства и рыбной ловли Марокко, в водах исключительной экономической зоны имеется более 500 видов рыб, в т.ч. 60 видов, имеющих промысловое значение, а 80 % от добываемого в стране объема рыбы приходится на пелагические виды. Самыми распространенными промысловыми видами рыб являются сельдевые – 65 %, скумбриевые, осьминоги, креветки и головоногие моллюски. Эти же виды формируют 90 % экспорта рыбы и морепродуктов.
Данных об объемах рыбы, вылавливаемых непосредственно в Западной Сахаре, нет, так как Марокко предоставляет только общую статистику без разделения на «западносахарские» и остальные уловы. Но судя по объему ресурсов (65 % рыбных запасов находятся южнее Эль-Аюна)[2] и по количеству судов, которые действуют в экономической зоне Западной Сахары, можно предположить, что доля «южных провинций» в рыбном хозяйстве страны очень значительна.
Условно рыболовецкие зоны Марокко разделены на 4 части:
— Средиземноморская (все средиземноморское побережье, а также северная часть атлантического берега);
— Североатлантическая (атлантическое побережье до города Тамри на юге);
— Среднеатлантическая (атлантическое побережье до границы с Западной Сахарой на юге);
— Южноатлантическая (атлантическое побережье Западной Сахары до границы с Мавританией).
Все 4 зоны характеризуются наличием промысловых запасов рыбы (наибольшие – в Южноатлантической зоне, немного меньше – в Среднеатлантической), моллюсков без учета устриц (наибольшие запасы – в Южноатлантической), устрицы (промысловые запасы имеются только в Североатлантической, Средиземноморской и Южноатлантической зонах), промысловых видов морской флоры (их промысел осуществляется только в Североатлантической зоне)[3].
Главным направлением экспорта рыбных продуктов является ЕС (64 % в 2013 г.), на втором месте – Африка (14 % в 2013 г.), Азия (11 % по данным 2013 г.), Американский континент (5 % по данным 2013 г.), Ближний Восток (5 % по данным 2013 г.), страны Европы, не входящие в ЕС (1 % по данным 2013 г.). В доле, приходящейся на страны ЕС, первые места занимают Испания (46 %), Италия (16 %), Нидерланды (12 %), Франция (8 %), Германия (6 %).
Большая часть рыбы экспортируется в замороженном (41 %) или консервированном (29 %) виде, свежая рыба составляет только 11 % экспорта.
Марокко является ведущим торговым партнером по экспорту некоторых видов рыб со следующими странами[4]:
— Испания: головоногие моллюски (14 000 тонн в 2014 г., 1 место в структуре импорта этой продукции), осьминоги (более 15 000 тонн в 2014 г., 1 место в структуре импорта этой продукции) и кальмары обыкновенные (6 500 тонн в 2014 г., 1 место в структуре импорта этой продукции);
— Франция: сардины (8600 тонн в 2014 г., 1 место в структуре импорта этой продукции);
— Япония: осьминоги (2 500 тонн в 2014 г., 1 место в структуре импорта этой продукции);
— США: сардины (в 2014 году объем поставок составил сардин 2100 тонн, что меньше канадских и таиландских объемов и эквивалентно польским, однако марокканские сардины поставляются в США в обработанном виде, что делает их стоимость самой высокой по сравнению с другими поставщиками – 9 долл. за кг).
Помимо марокканских рыбаков вылов осуществляют иностранные суда на основании межправительственных соглашений с Россией и европейскими странами, которые называются организацией WSRW «главными грабителями морских богатств Западной Сахары».
Соглашение о партнерстве в области рыбной ловли (далее по тексту – Соглашение) Марокко и ЕС заключили 23 декабря 2005, в соответствии с первоначальными условиями его срок действия составлял период с 01.01.2006 по 31.12.2009.
Документ предоставлял право эксплуатации биологических ресурсов в водах исключительной экономической зоны Марокко (подразумевается, что воды Западной Сахары являются территорией королевства) 20 испанским сейнерам, 20 испанским и 10 португальским ярусоловам, 7 испанским и 4 португальским ярусоловам для вылова глубоководной рыбы, 11 испанским траулерам, 17 испанским и 10 французским ярусоловам для добычи тунца, а также вылов пелагической рыбы в объеме 60 000 пелагической рыбы ежегодно (этот объем разделен между Испанией, Португалией, Францией, Ирландией, Польшей, Великобританией, Германией, Голландией, Литвой и Латвией)[5].
Со своей стороны, ЕС обязался уплачивать 36,1 млн евро ежегодно. В тексте Соглашения оговорено, что 13,5 млн евро из этой суммы должны расходоваться на развитие и поддержку рыболовного сектора: 4,75 млн евро – модернизация и обновление флота, 1,25 млн евро – ликвидация дрифтерных сетей, остальные 7,5 – поддержка профессиональных организаций, научные исследования, улучшение методов рыболовства.
Помимо ежегодных платежей, компании должны уплачивать платежи за каждую выловленную тонну по некоторым видам рыбы.
Как видно из данных Соглашения, его главным действующим лицом со стороны ЕС была Испания, чье правительство, сформированное победившей на выборах 2004 г. Социалистической партии, пошло на улучшение отношений с Марокко и наиболее активно лоббировало подписание Соглашения, важность которого для экономики страны была обусловлена, в первую очередь, географическими причинами: Канарский архипелаг, в т.ч. порт Лас-Пальмас, является крупным центром рыбной промышленности. Помимо расширения производственных возможностей в рыбной промышленности, Соглашение позволяет Испании сохранить сотни рабочих мест. Напомним также, что в 1975 г., при подписании соглашения о передаче территории Западной Сахары под администрацию Марокко и Мавритании обязательным условием ухода испанцев оттуда было сохранение права на рыбный промысел в ее водах сроком на 10 лет.
Что касается позиции ПОЛИСАРИО, который, разумеется, сразу выступил с протестом против Соглашения, то их доводы не нашли понимания у европейцев по причине того, что «фактический контроль за водами осуществляет Рабат».
Соглашение оставалось действительным в 2010 и в 2011 гг., только в декабре 2011 Европарламент проголосовал против дальнейшего продления его действия по причине недостаточного уровня рентабельности, экологических опасений и проблемы Западной Сахары. В-частности, парламентарии указали на отсутствие уверенности в том, что деньги, уплачиваемые ЕС, будут расходоваться на нужды народа сахрави, который является хозяином океанических богатств вод Западной Сахары[6].
При этом, со слов представителей Европарламента, Соглашение могло и должно было оставаться, но ряд его условий необходимо было пересмотреть.
15 ноября 2013 г., после 2-х летних дебатов в европейских политических и экспертных кругах, ЕС и Марокко приняли совместный протокол №1270/2013, в соответствии с которым в Соглашение были внесены следующие изменения:
— размер ежегодной выплаты снижался с 36, 1 млн евро до 30 млн евро;
— введен более строгий порядок контроля за расходованием денежных средств марокканским правительством, особенно в части поддержки рыболовного сектора страны;
— уменьшилось количество судов, которым разрешено вести рыбный промысел: вместо 11 траулеров новый текст Соглашения определил 5[7].
Срок нового соглашения – 4 года, оно вступило в действие с 1 июля 2014 года.
Нидерланды и Германия при подписании Протокола выразили опасения относительно соблюдения законодательства в отношении Западной Сахары, а Швеция и Дания выступали против него.
Вопрос законности Соглашения относительно статуса Западной Сахары поднимался и поднимается. Так, в феврале 2015 г. Ганс Корелл, бывший заместитель руководителя Юридической Комиссии ООН заявил о намерении обратиться в ООН с инициативой провести проверку на предмет юридической законности Соглашения именно по вопросу спорных территорий[8].
В свою очередь, некоторые представители Еврокомиссии заявляют о полном соответствии Соглашения международному законодательству[9].
Можно предположить, что вопрос статуса Западной Сахары становится неким инструментом для манипуляций внутри европейского политического и бизнес сообществ при рассмотрении соглашения о рыбной ловле по причине элементарной конкуренции между европейскими производителями в этом многомиллионном бизнесе.
Активный промысел в водах Западной Сахары ведут и российские компании, в соответствии с действующим в настоящее время соглашением ежегодная квота на улов составляет 100 000 тонн рыбы в год, уплата осуществляется по фиксированным ставкам в зависимости от биологических видов.
*Аппвеллинг — процесс, при котором глубинные воды океана поднимаются к поверхности.
[1] http://www.globefish.org/upl/Quality%20Assurance/files/Seafood%20certification%20practices%20in%20Morocco.pdf
[2] http://www.africana.ru/news/lands/Morocco/fish/index.htm
[3] http://www.mpm.gov.ma/wps/portal/PortailArabe-MPM/pechemaritime/especes/!ut/p/b1/04_Sj7QwMDawNDC2tNCP0I_KSyzLTE8syczPS8wB8aPM4p0NDEwcnQwdDSwsLSwMPMOCTS1dzYyNHc2N9XOjHBUBlojo0w!!/#
[4] http://www.globefish.org/upl/Statistics/January%202015/JANUARY%202015%20-%20Part%201.pdf
[5] http://www.europarl.europa.eu/registre/docs_autres_institutions/commission_europeenne/com/2005/0692/COM_COM%282005%290692_EN.pdf
[6] http://www.europarl.europa.eu/news/en/news-room/content/20111213IPR34070/html/Extension-of-EU-Morocco-fisheries-agreement-rejected-call-for-a-better-deal
[7] http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/HTML/?uri=CELEX:32013R1270&from=EN
[8] http://www.euractiv.com/sections/global-europe/legality-eu-morocco-fisheries-agreement-questioned-312385
[9] http://www.moroccoworldnews.com/2015/03/152902/eu-morocco-fisheries-agreement-complies-international-law-european-commission/