Роль «Братьев-мусульман» в сирийском восстании

«Братья-мусульмане» являлись одним из старейших исламским движений Сирии  и  были наиболее полно представлены в современной политической истории страны. Они привлекали наибольшее внимание Запада, так как многие эксперты считали, что именно «братья» будут играть ведущую роль в постасадовской Сирии. В тоже время их вклад в сирийскую революцию был на деле достаточно скромен и ограничен, а их отношения с другими отрядами сирийской вооруженной оппозиции складывались далеко неоднозначно.

Сложность в определении реальной силы и влияния этой организации в сирийском кризисе объясняется их долгим отсутствием в политической жизни страны после подавления известного восстания в Хаме в 1982 году. В этот период движение находилось в состоянии вооруженной конфронтации с правящим режимом. В этой связи сирийские власти попытались фактически искоренить это движение в Сирии, посадив в тюрьмы и физически уничтожив десятки тысяч его членов и сторонников, а уцелевшие были вынуждены уехать за границу. В 1980 году был принят известный закон №49, согласно которому только за саму принадлежность к организации предусматривалась смертная казнь. Принятию этого закона послужила атака «Сражающегося авангарда» — секретного подразделения «братьев» на военные казармы в Халебе (Алеппо) в 1979 году. После принятия этого закона дамасское отделение «братьев» фактически самораспустилось, и стало заниматься проповеднической и просветительской деятельностью, отойдя от  вооруженной борьбы с режимом. Часть членов организации вошли в состав «боевого авангарда», другие выехали в Халеб. Однако благодаря конспирации многие члены организации так и не смогли быть «вычислены» сирийскими спецслужбами и при этом продолжали оставаться на территории Сирии.

С момента своего возникновения в Сирии движение страдало от ряда несогласованностей по вопросам управления и регламентации своей деятельности по  признаку географического размещения между Халебом и Хамой, а также по ряду идеологических установок, колебавшихся между экстремистским и умеренным направлением.

На самом деле накануне революции в Сирии организация страдала от  внутренних расколов, разбросанности своих членов по разным странам мира, отсутствия явных и нелегальных групп в Сирии, отсутствия призыва в организацию молодежи в Сирии и за рубежом и слабого руководства. Это вело к ослаблению позиций организации в сирийском обществе, особенно молодежной среде, эрозии ее организационной структуры. Заявления и встречи «братьев» отражали фактическое признание нестабильного состояния организации. Они понимали «чужеродность» своего движения внутри Сирии, так как большинство молодежи (особенно тех, кто родился после 1980-х) имели слабое представление об организации, ее деятельности в 1980-е годы

Действительно, на протяжении последних десятилетий до начала сирийской революции движение раздирали противоречивые тенденции. Так в 50-е годы XX века движение вело активную политическую работу, участвовало в выборных органах власти и даже было представлено в правительстве под руководством своего лидера и основателя Мустафы ас-Сибаи. Однако баасисткая революция 1963 года открыла новую главу в военном и политическом противостоянии «братьев» с режимом. Это в свою очередь способствовало созданию глубокой пропасти между «братьями» и широкими консервативными слоями сирийского общества. Исправительное движение 1970 года и приход к власти в Сирии Хафеза Асада стал поворотным моментом в отношениях «братьев» с режимом. Прежний конфликт между «братьями» и режимом получил к тому же религиозный окрас.

В течение десятилетий и вплоть до конца 90-х годов XX века в движении не прекращалась острая борьба между представителями молодого и старшего поколений членов организации. Одновременно в этот период в движении был создано секретное подразделение «Сражающийся авангард», которое провело ряд вооруженных операций в конце 1970-х -начале 1980-х гг. против режима, что усилило конфронтацию «братьев» с властью. При этом ряд членов «Братьев-мусульман» отрицали свою принадлежность к «Сражающемуся авангарду» и не желали иметь с ним ничего общего. После массовых убийств членов организации в Тадмурской тюрьме и серии вооруженных стычек с режимом «Братья-мусульмане»  приняла так называемую «Хартию вооруженной исламской революции». Несмотря на то, что в хартии содержались указания на создание в Сирии плюралистического и светского государства, провозглашались принципы сменяемости власти и уважения прав меньшинств, документ в качестве основной стратегии борьбы с режимом принял метод вооруженной борьбы. В 1980 году на территории соседнего Ирака движения создало боевые тренировочные лагеря, куда стекались члены организации.

Несмотря на это в руководстве «братьев»  сохранялись разногласия по вопросу о том, стоило ли объединить усилия с другими политическим силами и светскими движениями в Сирии. Однако сложное положение в руководстве «братьев» и попытки устранить ряд их руководителей за рубежом привели к тому, что организация стала рассматривать вооруженный путь борьбы с режим в качестве единственной альтернативы.

Однако к концу 1990-х годов в политических заявлениях и некоторых акциях организации стали отмечаться признаки, свидетельствовавшие об определенных трансформациях внутри него. Под руководством Али Садреддина аль-Баянуни (2006-2011) в движении укрепились реформистские тенденции, и появилась некоторая открытость, в отношении других политических сил  в Сирии. Приход к власти в САР Башара Асада и его политика внутри страны получившая название «Дамасской весны» способствовали лишь укреплению подобных реформистских настроений и открытости, что дало возможность ряду оппозиционных движений выйти на поверхность в Сирии и несколько повысило степень их активности и социальной мобильности.

Подобная новая ориентация отразилась в виде пакета документов, которые были приняты организацией, а также в разработке ряда проектов, в реализации которых она принимала участие совместно с другими оппозиционными силами, как это было видно на примере «Дамасской декларации», которая ориентировала на мирные политические методы реформирования. В ней содержались призывы к продолжению демократических процессов, партийному плюрализму, отмене закона о ЧП, прекращению монополии партии «Баас» и т.п. Одновременно «братья» стали принимать участие в работе «Фронта спасения», который был основан сбежавшим в 2005 году на Запад бывшим вице-президентом САР А.Х. Хаддамом.

Наиболее важный документ был принят «братьями» в 2004 году. В нем нашли отражение взгляды организации на будущую Сирию. В документе отразился постепенный сдвиг идеологии «братьев» в сторону демократии, плюрализма, сменяемости власти, свобод, защиты прав меньшинств, уважения прав человека и гражданских свобод, приверженности организации религиозным принципам. Для многих исследователей ссылка на приверженность религиозным принципам в этом документе трактовалась, как обязательный элемент, как это было в программах ряда других религиозных организацией Леванта.

 

.

Наряду с другими группами и организациями, действовавшими в Сирии, которых, так или иначе, увязывали с «братьями», существовала, так называема  «Ассоциация сирийских улемов», которую возглавлял один из уважаемых в стране и за ее пределами религиозных деятелей Мухаммед Али ас-Сабуни. Ассоциация придерживалась позиций умеренного ислама, и занималась просветительской деятельностью, издавая фетвы. Она проводила различного рода публичные мероприятия в поддержку революции. Другой важной организацией была литературная ассоциация «Аш-Шам» (куда входили только авторы мужчины), которую возглавлял Абдулла ат-Тантави. Она вела сайт в интернете, где публиковались материалы в поддержку революции.

Одной из значимых общественных организаций Сирии, деятельность которой всегда являлся предметом спекуляций относительно ее связей с «братьями», была организация «Аль-Ватан». Эта некоммерческая общественная гражданская организация была зарегистрирована в Великобритании. Она так же заявляла о своих планах открыть различные филиалы в ряде стран Европы, Турции и США. «Аль-Ватан» отрицала, что занимается политической деятельностью. В ее состав входили несколько различных организаций и комиссий, таких как, например, «Ар-Райан» (которая занималась созданием  благотворительной и гуманитарной работой в Сирии),  «Джабаль ал-Хуррайя» (организация курсов обучения основам прав человека и гражданских свобод),  Сирийский центр свобод «Хурийят» (гуманитарная деятельность), Сирийский центр образования, Сирийский центр бизнеса, Сирийский национальный информационный центр, Центр благотворительности «Аль-Хэйр».  «Аль-Ватан» являлась одной из важных организаций специализировавшихся на организации благотворительной и волонтерской деятельности для помощи Сирии.

В 2013 г. «Аль-Ватан» возглавлял Муаз ас-Сибаи. Анас ас-Сибаи руководил деятельностью благотворительных обществ «Аль-Хэйр». Ахмед Мухандис возглавлял Генеральную ассамблею «Аль-Ватан». Туда входило большое число сирийских эмигрантов и политических активистов. «Аль-Ватан» служила связующим звеном между эмигрантами и организациями, занимавшимися оказанием гуманитарной помощи в Сирии. В тоже время ряд наблюдателей рассматривали «Аль-Ватан», как центр по вербовке в «братство».

Та заметная роль, которую «братья» играли в политической сфере за рубежом,  была  несравнима с той скромной и ограниченной  ролью, которую они играли внутри Сирии и в вооруженном восстании в частности. Эксперты не усматривали в этом ничего удивительного так как «братья» после событий 1980 г. очень долго отсутствовали на внутриполитической арене Сирии. Более того, шейхи, стоявшие во главе движения отказывались признавать те серьезные перемены, которые произошли в стране и обществе за последние десятилетия. В третьих на передний план борьбы в Сирии как это указывалось ранее вышли представители движений из провинций и периферийных районов за счет городских центров.

При этом необходимо иметь в виду, что исторически в Сирии города всегда служили оплотом крупных народных движений. По оценке и признанию бывшего члена Исполкома «братства» и его активного члена Мухаммеда ас-Сейида, вооруженное восстание добилось серьезных успехов именно в сельской местности, где оно началось сначала в Деръа, распространившись позднее на Хомс, Джиср аш-Шугур и Идлиб. Данное обстоятельство в какой-то мере затрудняло определение истинной роли «братьев» в вооруженной борьбе.

В начале революции «братья» колебались, прежде чем заявить о своем участии в сирийском протестном движении. Однако когда «братья» увидели, что ситуация скатывается в сторону конфронтации между обществом и властью, а протестное движение не стихает, несмотря на его жестокое подавление властью, организация стала постепенно отходить от мирных средств борьбы с режимом и его вовлеченность в сирийский кризис стала более видимой. Указанные выше разногласия между различными отрядами «братьев» продолжались вплоть до начала революционных событий в Сирии, когда во главе «братьев» вместо Али Садрэддина аль-Баянуни встал Мухаммед Рияд аш-Шакфа. В 2011 году ряд представителей зарубежного филиала «братьев» получили места в исполнительном комитете Сирийского национального совета (СНС), куда позднее в 2012 году вошли еще несколько членов как ответ на вызовы сирийской революции.

Протестная деятельность «братьев», которая в начальный период восстания, носила в целом мирный характер, началась в среде его молодежных отрядов, действовавших в зарубежной сирийской диаспоре. Наиболее ярко она проявлялась в информационном поле. В начале конфликта ряд молодых членов организации создали специальный сайт, посвященный революции. Позднее  их страничка в интернете стала важным форумом, где обсуждались последние новости из Сирии. Одной из таких  молодежных групп, которая сыграла важную роль в освещении сирийского восстания, стала группа, куда входили Обадиа ан-Нахасс (директор «Orient Center in London») и Ахмад Рамадан, который вышел из организации после 2010 года когда «братья» взяли контроль над отделением в городе Хама. В 2011 году они создали так называемый  форум «Национального действия», на страницах которого обсуждались идеи реформистского и демократического содержания. Они приняли активное участие в создание СНС в октябре 2011 года. Ахмед Рамадан и Мухаммед Тайфур были избраны членами Исполкома СНС.  Ряд зарубежных и сирийских оппозиционных организаций обвиняли  «братьев» в попытках контролировать СНС, что «братья» неизменно отрицали. Действительно на тот момент «братья» имели одно место в Исполкоме и 6-7 мест в Генеральной Ассамблее СНС.

Позднее в Дохе в  2012 году была создана Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил (НКОРС). Эта была инициатива ряда «друзей Сирии», которые стремились таким образом создать более широкий формат для организации, объединявший несколько разных течений в сирийском оппозиционном движении, что снижало представительство «братьев» в структурах сирийской оппозиции, которое со временем стало весьма заметным в СНС. Несмотря на то, что «братья» стремились всячески снизить свое участие в рядах сирийской зарубежной оппозиции, их постоянно обвиняли в стремлении доминировать в этих группах. «Братьев» также обвиняли в поддержке ряда оппозиционных деятелей имевших репутацию светских лидеров, таких как Бурхан Гальюн, Джордж Сабра и Моаз аль-Хатыб.

В июле 2012 года на пост председателя НКОРС был избран Ахмед Джабра, который считался человеком близким к Саудовской Аравии. Его избрание отражало меняющийся баланс сил конкурирующих друг с другом сил на региональном и межарабском уровне в их влиянии на НКОРС. Это также означало несомненную победу КСА, которое в принципе была против «братьев». Данное решение Саудовской Арвии шло вразрез устремлениями Катара и Турции, которые были крупнейшими региональными спонсорами «братьев» в революционном движении в политическом, финансовом, пропагандистском отношениях.

С самого начала сирийской революции движение в своей работе и заявлениях делало акцент на том, что не имеет в Сирии собственных вооруженных ячеек. Представители организации всячески подчеркивали, что ее члены занимаются исключительно оказанием финансовой и логистической поддержки вооруженным отрядам оппозиции, что «братья» больше заняты реконструкцией и реорганизацией своего движения и стремится сосредоточиться на оказании благотворительной и гуманитарной помощи.

Однако в отношении участия «братьев» в вооруженной борьбе и их связей с  другими вооруженными отрядами всегда оставались некоторые сомнения. Подобные сомнения усилились, когда один из видных представителей движения М.Тайфур рассказал о связях организации с Комитетами защиты революции. Эта военизированная организация было создана в конце 2012 года. В тоже время лидер «братьев» Мухаммед Рияд аш-Шаква, подчеркнул, что организация не являлась официальным спонсором Комитетов, и они не играют ведущей роли в вооруженном сирийском сопротивлении.

Для того, чтобы компенсировать свое слабое участие в вооруженном сирийском восстании и отсутствие собственных крупных вооруженных отрядов, «братья» стремились действовать под эгидой таких известных вооруженных отрядов как «Бригады аль-Фарук» и ряда других исламистских отрядов, объединенных под знаменем  «Фронта освобождения Сирии», которые в идеологическом плане представляли наиболее умеренное крыло близкое к ориентации «братьев»  В тоже время Фронт объединял различные отряды, ряд из которых были близкими по своим политическим установкам к салафитам типа Исламского фронта, «Джабхат ан-нусры» и «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

Несмотря на ограниченное участие (финансовое и логистическое) в вооруженном восстании «братья» постоянно подвергались нападкам со стороны других фронтов и движений. Они обвиняли их в том, что путем оказания финансовой и логистической поддержки отрядам вооруженного сопротивления «братья», таким образом, стремятся  взять их под свой контроль или навязать им свою идеологию, а также заручиться их лояльностью.

С учетом возникшего в Сирии идеологического вакуума, было действительно сложно определить истинную степень влияния «братьев» на ход вооруженного восстания, тем более их количественное участие в нем. Последнее (численный состав сражавшихся членов организации) являлся постоянным предметом спора разных экспертов. Так, ряд из них полагали, что самым близким к «братьям» отрядом и их опорным пунктом служили Комитеты защиты революции. Комитеты действительно провели большую конференцию в Стамбуле в 2012 году с участием многих видных членов организации одним из главных которых был Али Садрэддин аль-Баянуни. В их состав входили отряды, которые носили название «щиты». Они имели свои представительства в различных районах Сирии. На их эмблеме были изображены мечи, голубь и ветви. Этот символ напоминал эмблему «братьев», на которой изображены два меча разделенные Кораном. Комитеты («Щиты»)  провозгласили своей целью координацию действий различных отрядов и создание ячеек профессиональной сирийской армии будущего. Они также выступали за создание демократического светского государства, основанного на принципах гражданственности. Эти  установки действительно отличали их от других исламистских организаций, которые поддерживали создание исламистского государства в Сирии.

По оценке сирийского исследователя члена СНС А.аль-Хаджа «братья» в октябре 2012 года создали «Ассамблею батальонов мира», куда входили «Армия Абдулфаттаха Абу Гуды», которая сражалась в старых кварталах Халеба. Они также поддерживали и другие вооруженные отряды типа «Щит аш-Шахба», действовавшие в Идлибе, Халебе и ар-Ракке. Частично «братья» поддерживали и другие отряды в частности «Батальон веры», действовавший в других районах Сирии, в том числе в пригородах Хамы. Другие эксперты считали, что ряд членов «братства» были причастны к созданию отряда «Муаатаз биллахи» в Деръа в начале 2013 года, часть членов которого до этого находились за границей.

К концу 2012 года лидеры «Братьев-мусульман» стали серьезно задумываться над тем, чтобы возобновить работу организации на территории Сирии, а также над тем, чтобы возобновить работу призыва («ад-даава») к благотворительности и добровольческой деятельности, но уже на новой основе.

Как уже указывалось лидеры «братства», часть его руководящих членов внутри Сирии были разделены на несколько групп и на несколько уровней. Часть членов организации представляли те, кто в 1992 году был выпущен режимом из тюрем под письменные обязательства отказа от занятий политической деятельностью в Сирии. Организация стремилась реорганизовать эту группу лиц за счет обновления миссии организации и ее деятельности. Вторую группу представляли старые члены организации, которые так и не были раскрыты сирийскими спецслужбами, действовали в глубоком подполье и поддерживали тайные контакты с членами организации. Третья группа состояла в основном из тех, кто жил за границей. В тоже время не все из вышеперечисленных членов организации имели равные обязательства перед организацией и одинаковую степень готовности работать с ней. На деле многие из них ушли в частную жизнь и занимались своими семьями и делами.

С началом революционного движения, его развитием, перерастанием в вооруженную борьбу, переходом части территории под контроль повстанцев, «братья» приняли новую стратегию возврата в Сирию, с тем, чтобы возродить движение и приспособить его к новым условиям. Так на уровне руководства было создано два отделения одно в   г.Хама, другое в г.Халеб, а также был создан Исполком. В состав Исполкома вошли 22 человека (из них 2 женщины), большинству из которых было от 40 до 60 лет.

В начале 2013 года «братья» решили перестроить организацию изнутри. При этом опора была сделана на старых проверенных членов, которые находились в подполье, а в качестве метода действий были избраны секретные операции. Их попросили возобновить членство в организации, и начать деятельность с распространения призыва. Начинать вести работу было решено среди тех, у кого родственники были убиты или пропали без вести в тюрьмах. На зарубежном уровне было решено активизировать работу среди членов организации и их семей и родственников. В результате многих удалось вернуть в члены организации, и ее численный состав заметно вырос. В тоже время «братья» внимательно относились к подбору новых кадров с учетом их взглядов, политической деятельности, отношению к «братству» , его внутреннему уставу и правилам работы. В августе 2013 года первое официальное отделение «Братьев-мусульман» было открыто в Халебе в присутствие его руководящих членов.

В период 2013 — начала 2014 годов  движение работало над созданием своей новой политической партии. Новое имя партии «Ваад» акроним, который означает «Родина, справедливость, демократия». В августе 2013 года в Стамбуле прошел первый организационный съезд этой партии. Некоторые считали, что «Ваад» должна была быть более либеральной, чем египетская Партия справедливости и свободы. В состав нового руководства партии вошли некоторые представители левого движения и несколько христиан. Одним из наиболее известных основателей  партии  был Мухаммед Хикмат Валид, который считался одним из известных членов организации. Возможно одним из общих представлений о роли «братьев» в Сирии являлся их некий собирательный образ, который состоял из их исторического прошлого, современной деятельности в Сирии, представлений сформированных о них в зарубежных СМИ, связей с Катаром и Турцией, их слабыми позициями в вооруженном движении внутри сирийского общества, их ограниченном участие в вооруженном восстании и весьма непростых отношениях с враждующими фракциями и отрядами сирийской политической оппозицией. Главная задача, которая сегодня стоит перед «братьями» это восстановление единства между ее внутренним и внешним филиалами. Именно этим сегодня активно занимается организация как внутри, так и за рубежом Сирии путем призыва и другими методами.

Действительно, движение хронически испытывает угрозу внутреннего раскола, с одной стороны, и раскола между внутренним и внешним филиалами, с другой. Это ярко проявилось на примере взаимоотношений двух его филиалов в Хаме и Халебе. Так, руководство в Халебе делает все возможное, чтобы восстановить свою деятельность в городе и расширить присутствие в Исполкоме за счет привлечения туда женщин и молодежи. Однако именно на этом пути «братья» сталкиваются с наибольшими проблемами. Наряду с этим существуют скрытая борьба за власть и несогласие внутри самого руководства филиалов и те трудности которые его руководители испытывают с привлечением в организацию молодежи которая имеет за спиной боевой опыт и хорошо представлена в политической и информационной сфере. Ряд активных молодых членов предпочитают заниматься индивидуальной работой. Поэтому одной из сложнейших проблем движения является не только привлечение молодежи, но и ее воспитание.

Несмотря на указанные проблемы, ряд аспектов в работе организации внутри Сирии по-прежнему остаются весьма сильными. Это, прежде всего, касается их позиций в зарубежных СМИ и способности привлекать за рубежом на свою сторону новых членов. Доказательства этому были получены на примере Туниса, Египта и Ливии. Им удалось быстро завоевать позиции в обществе и укрепиться на низовом уровне. Они также смогли успешно перестроиться изнутри. Ряд членов организации, несмотря на то, что они действовали на личной основе, смогли добиться на указанных направлениях определенного успеха, и продолжают считать себя членами организации. Речь в первую очередь идет о таких видных деятелях организации как М.Р.аш-Шакфа, Зухейр Салим,  Мухаммед Тайфур, Али Садрэддин аль_Байануни, Иссам аль-Аттар, Обадия ан-Нахасс, Ахмед Рамадан.

Идеологическая платформа «братьев» достаточно обширна. Прежде всего, «братья» стремятся к свержению режима Асада и перестройке институтов государства с одновременным усилением их участия в политической жизни и управленческой деятельности в государстве. Они также хотят укрепить свои позиции в сирийском обществе. Поддерживают вооруженные операции и хотят создать собственные вооруженные подразделения. Стремятся усилить свое политическое влияние как внутри страны, так и за рубежом.

В настоящее время «братья» поддерживают тесные контакты с Турцией и Катаром. Они пользуются поддержкой со стороны этих двух стран в информационном и логистическом плане. К тому же они получают поддержку и от других организаций «братьев», действующих по всему миру.

Многие отряды, поддерживаемые или созданные «братьями» участвуют в вооруженных операциях Сирийской свободной армии  (ССА), а также координируют свою деятельность с другими отрядами в вопросах безопасности и проведения военных операций.

В основе их идеологических и политических установок лежит стремление вернуться в политическую жизнь страны. С момента своего создания в Сирии в 1946 году представители «братьев» активно участвовали в политике, заседали в парламенте и образовывали политические коалиции с другими политическими движениями, в том числе светскими. В связи с этим, за последние несколько лет, движение систематически работало над тем, чтобы усилить демократические аспекты в своей идеологической платформе, что отражалось в их публичных заявлениях и литературе. Одновременно, организация также посылала ободряющие сигналы меньшинствам Сирии, обещая им свою поддержку и покровительство, уважение их прав. «Братья» открыто говорили об установлении в Сирии демократического режима исламской ориентации, делая упор на мирном характере смены власти, политическом, религиозном и культурном плюрализме. Однако у части общества, особенно среди конфессиональных меньшинств сохраняются сомнения в отношении искренности «братьев» в случае их прихода к власти в Сирии.

52.29MB | MySQL:103 | 0,508sec