Саудовская Аравия, страны совета сотрудничества и ситуация в Йемене

25 марта 2015 г. в Эр-Рияде было объявлено о начале операции «Буря решимости» в Йемене, целью которой, как об этом сообщили официальные саудовские источники, является нанесение воздушных ударов по позициям хоуситов. Все те же саудовские источники подчеркивали, что приказ о начале операции был отдан королем Сальманом бен Абдель Азизом сразу же после того, как главы пяти стран Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувейта и Катара приняли совместное заявление (к которому, тем не менее, не присоединился Оман), подчеркнувшее, что они «полны решимости» ответить на «обращение законного йеменского президента Абд Раббо Мансура Хади, призвавшего защитить йеменский народ от хоуситских вооруженных формирований».

Введя запрет на полеты в воздушном пространстве Йемена, военно-воздушные силы пяти государств ССАГЗ (прежде всего, Саудовской Аравии) нанесли авиаудары по местам сосредоточения вооруженных формирований хоуситов, уничтожив находящиеся в их распоряжении военные самолеты, а также ракеты «земля-воздух». К действиям против йеменских хоуситов, как об этом заявил саудовский посол в Вашингтоне Адиль Джубейр, в ближайшем будущем примкнут Марокко, Иордания, Египет и Пакистан, — создается международная коалиция в поддержку тех, кого в Эр-Рияде называют «законной йеменской властью». По словам А.Джубейра, саудовское решение о создании этой коалиции и о начале операции «Буря решимости» обсуждалось с администрацией Барака Обамы и было поддержано американским президентом, — в то же время Соединенные Штаты не будут принимать непосредственного участия в военных действиях на территории Йемена, оказывая противникам хоуситов лишь логистическую и разведывательную помощь и поддержку.

В чем, вместе с тем, заключалась суть опубликованного 24 марта 2015 г. обращения президента Хади к главам государств ССАГЗ, включенного в текст их совместного заявления?

Глава йеменского государства обращался к монархам всех шести государств Совета сотрудничества, включая и султана Кабуса. В этом документе подчеркивалось, что положение в Йемене «подверглось серьезной и  опасной дестабилизации». Важнейшей причиной такого развития событий, конечно же, провозглашались действия хоуситских вооруженных формирований, но, вместе с тем, в этом обращении содержались все ключевые моменты, достаточные для того, чтобы придать законность действиям тех, к кому обращался Хади. Речь шла о «вмешательстве деструктивных внешних сил», под которыми понимался, конечно же, Иран, о действиях «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (как и поддержке хоуситов сторонниками бывшего президента А.А.Салеха), которые (по крайней мере, подспудно) выглядели, в этой связи, как едва ли не прямые союзники саудовского стратегического противника в регионе Персидского залива и арабского мира. Наконец, в том же обращении йеменского президента акцентировано подчеркивалось, что необходимость «помощи братских государств» определяется, в том числе, и точкой зрения специального представителя Генерального секретаря ООН Беномара, отмечавшего, как сообщал Хади, «недопустимость продвижения отрядов хоуситов к Адену».

Завершая свое обращение, йеменский президент писал: «Я обращаюсь к вам, мои братья, и прошу ваши братские государства встать на сторону йеменского народа и защитить Йемен. Я прошу вас оказать немедленную помощь, используя все имеющиеся для этого средства и возможности, включая и военное вмешательство для защиты Йемена и его народа от продолжающейся хоуситской агрессии, для отражения способного начаться в любой момент хоуситского наступления на Аден и другие регионы юга, как и для противостояния «Аль-Каиде» и ИГИЛ». Хади подчеркивал, в этой связи, что военное вмешательство стран Совета сотрудничества будет оправдано «принципом самообороны, о котором говорится в статье № 51 Устава ООН», которая, в частности, подчеркивает «неотъемлемое право на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение» на одно из государств-членов ООН, предполагая, вместе с тем, что в дальнейшем Совет Безопасности должен принять «меры, необходимые для поддержания международного мира и безопасности». Он также замечал, что это вмешательство будет опираться на «Хартию Лиги арабских государств и Соглашение о коллективной обороне», принятое этой организацией еще в момент ее создания. Иными словами, действия, которые будут предприняты Саудовской Аравией и государствами ССАГЗ, по словам йеменского президента, будут вытекать из международного права и взаимных обязательств членов арабского регионального сообщества.

Для прямого саудовского вмешательства (поддержанного почти всеми странами Совета сотрудничества) возник повод – обращение главы «йеменской законной власти». Совместное заявление глав Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Бахрейна, Кувейта и Катара подчеркивало, что действия этих стран оправдываются «непрекращающейся хоуситской агрессией и поддерживающих эту агрессию региональных сил, действующих в интересах установления своего господства в Йемене и его превращения в базу своего регионального влияния», что может создать «угрозу не только безопасности региона, но и безопасности и миру во всем мире». В этом же документе отмечалось, что в Йемене «существуют значительные арсеналы не контролируемого законной властью тяжелого вооружения и ракет», которые могут быть использованы, в том числе и против соседних стран. В заявлении упоминалась «хоуситская агрессия против Саудовской Аравии в ноябре 2009 г.», как и подчеркивалось, что «в настоящее время на саудовско-йеменской границе сосредоточены боевые отряды и значительное количество вооружения». Из этого вытекало, что операция «Буря решимости» должна рассматриваться как упреждающий удар по потенциальному агрессору, как и стать, если цитировать заявление ее непосредственных участников, «ответом на просьбу Его Превосходительства президента Абд Раббо Мансура Хади защитить Йемен и его народ от агрессии хоуситских вооруженных формирований, которые были и остаются инструментом в руках внешних сил, продолжающих нарушать безопасность и стабильность братского Йемена».

В какой мере начавшаяся операция означает отказ Саудовской Аравии от ее прежних действий, направленных на достижение стабильности в Йемене, используя для этого методы дипломатии и политического диалога?

Вопрос, видимо, связан не столько с противопоставлением этих методов, сколько с тем, что в Эр-Рияде и ранее задумывались над возможностью прибегнуть и к неполитическим средствам воздействия на положение в Йемене. Говоря об этом, ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Абдель Рахман ар-Рашид еще в конце октября 2014 г. в опубликованной в этой газете статье «Идея арабского военного вмешательства» писал, напоминая о времени 1960-х гг., когда в ходе внутрийеменского конфликта Саудовская Аравия (и Иордания) поддерживала роялистов, а насеровский Египет – республиканцев: «Возобновится ли саудовско-иорданское сотрудничество в Йемене, став последним шансом добиться политического урегулирования и заставить противоборствующие стороны пойти на компромиссы, обеспечивающие участие всех в управлении? Речь идет, — добавлял он, — о военной поддержке, а не прямом военном вмешательстве».

Несколько дней тому назад второй ведущий обозреватель «Аш-Шарк Аль-Аусат» Тарик аль-Хамид подчеркивал на страницах этой газеты, что «с военной точки зрения прямое вмешательство в йеменскую ситуацию (речь шла о наземной операции – Г.К.) было бы ошибкой, поскольку такое вмешательство станет войной на истощение». Далее он добавлял: «Пусть лучше жертвой этой войны на истощение будет Иран, а не Залив».

Если же сегодня, точка зрения саудовского политического истеблишмента и изменилась, то это означает, что радикально изменилась и внутрийеменская ситуация. Тем не менее, даже сегодня, 26 марта 2015 г., оправдывая в опубликованной в «Аш-Шарк Аль-Аусат» статье «Еще раз о йеменской дилемме» операцию «Буря решимости», Т.аль-Хамид писал: «Сегодняшняя ситуация подверглась коренной трансформации. Ныне необходимо действовать мощно и мудро, решая задачу хоуситской западни и поддерживая законность. Но, — добавлял он, — если первым шагом и должно стать выведение из строя хоуситских самолетов и поставки представителям законной власти оружия, важно, тем не менее, не допустить, чтобы умеренные государства были втянуты в войну на истощение. Речь должна идти о проведении тонкой, болезненной и короткой хирургической операции с тем, чтобы не повторился потребовавший значительных расходов опыт поддержки Сирийской свободной армии».

Более того, текст заявления глав пяти государств ССАГЗ ни в коей мере не дает оснований для того, чтобы считать, что саудовская позиция в отношении проведения готовившейся в Эр-Рияде «встречи примирения» представителей всех йеменских политических течений изменилась. Напротив, в этом документе подчеркивалось, что подготовка к этой встрече продолжается. Другой вопрос, что в то время, когда это подготовка продолжалась, йеменский «президент обратился к главам государств Совета сотрудничества с просьбой о помощи». Однако это обстоятельство вовсе не означает, что после того, как эта «помощь» окажет свое воздействие (позиции хоуситов будут ослаблены, а президента Хади, напротив, усилены), возможность проведения «встречи примирения» вновь станет реальностью.

52.23MB | MySQL:103 | 0,642sec