Восстановление традиционного баланса сил по-йеменски

Итогом стремительного наступления повстанцев-хоуситов на столицу Южного Йемена Аден стала международная  интервенция стран-членов ССАПГЗ (за исключением Омана, но зато с привлечением Египта) против мятежников. США дипломатически поддержали операцию, а также снабжают авиацию вновь созданной коалиции данными спутниковой разведки.  Сразу отметим важный момент: взятие Адена, а перед этим Таиза,  было осуществлено во многом благодаря мятежу правительственных войск, которые были дислоцированы в этих районах. Вопрос в данном случае в массовом подкупе военных бывшим президентом А.А.Салехом, который сейчас выступает на стороне хоуситов. При этом большая часть сил самих хоуситов  также была на первом этапе переброшена под Таиз, но затем спешно вернулась в Сааду. И причиной этого было отнюдь не начало военной операции аравийских монархий (тогда о ней еще не было и речи), а попытки А.А.Салеха взять под контроль Амран  с помощью лояльных ему сил. Эту попытку хоуситы сорвали, но осадок, безусловно, остался. Нынешний альянс  двух основных возмутителей спокойствия носит временный  характер и обусловлен единственной тактической целью – смещение нынешнего  президента А.М.Хади. Далее пути врагов-союзников диаметрально расходятся. А.А.Салех желает  прихода к президентской власти своего сына Ахмеда, а хоуситы предполагают установить  государственную систему по иранскому образцу с центральной ролью духовенства как верховного арбитра. И очевидно, что в случае, если бы  история со свержением А.Хади и захватом Адена закончилась бы согласно первоначальному замыслу, то в самом скором времени мы бы стали свидетелями столкновений уже между хоуситами и А.А.Салехом.

Но действия аравийских монархий дают этому союзу шанс на существование  еще некоторое время.  Начало международной интервенции с целью вернуть А.М.Хади к власти  пока не имеет четко очерченных контуров конечного замысла. Предполагается, что восстановление «конституционного порядка» потребует привлечения сухопутного контингента в количестве 150 тыс. человек. Для того, чтобы сконцентрировать и перебросить с прежних мест дислокации такую количество войск необходимо время, поэтому пока мы и слышим исключительно о воздушных налетах. Сообщения  ряда СМИ о том, что войска, лояльные хоуситам и главное – А.А.Салеху, в массовом порядке дезертируют с захваченных ранее военных баз и позиций, как представляется, необходимо расценивать как обыкновенный эпизод информационной войны, скорее всего, мятежники просто рассредотачиваются на более мелкие группы, дабы не стать легкой мишенью для авиации ВВС аравийских монархий. Безусловно также, что они будут оттягиваться обратно на север, в традиционные районы своего влияния, где они имеют поддержку населения. И скорее всего, основной эпицентр возможного противостояния с войсками коалиции, сконцентрируется именно в этих северных районах. Также можно предположить, что в самом ближайшем времени начнется наступление исламистов и салафитских радикалов из Мариба, где они вооружались и накапливали силы с самого начала кризиса. Это естественный ход со стороны Эр-Рияда, который таким образом  планирует не только локализовать хоуситов  в горных районах на севере страны, но и дать преимущество лояльной себе силы, дабы  именно ее в конечном результате привести к власти в стране. В этой связи судьба А.А.Салеха и его ближнего круга представляется крайне проблематичной. Поскольку в отличие от своего предшественника и его советников, король КСА Сальман не склонен рассматривать бывшего йеменского президента в качестве реальной политической фигуры в среднесрочной перспективе. Собственно «ва-банк», на который пошел А.А.Салех, объясняется в том числе и этим моментом.

У А.М.Хади дела обстоят также не самым блестящим образом. Легкость, с которой он был свергнут, объясняется нежеланием большей части политической элиты и племенной верхушки Йемена воевать за него. После того, как президент фактически «слил» хоуситам одного из столпов партии «Ислах» Хамида аль-Ахмара, племенной союз Хашед отказал ему в своей поддержке. Движение харакат, который А.М.Хади создал в родном ему Абъяне, также  не оказал ему необходимой военной поддержки. Во многом благодаря и позиции признанного авторитета в этом регионе в лице старого сторонника «Аль-Каиды» Т.аль-Фадли, который находится в плотной орбите влияния Саудовской Аравии.  Остальное южнойеменское население полагает, что А.М.Хади ничего полезного для своих земляков за время своего  президентства не сделал, и соответственно продемонстрировало индифферентность в период захвата Адена войсками А.А.Салеха. Международная коалиция сможет с большей долей вероятности  восстановить его в правах, но вот поднять его популярность ей вряд ли по силам.

Отсюда несколько выводов:  В Йемене продолжается восстановление традиционной системы баланса сил и противовесов. Утверждения ряда отечественных экспертов о том, что в предстоящих боях будут участвовать иранцы или ливанские шииты из «Хизбаллы», представляются маловероятным сценарием. Хотя бы в силу большой сложности переброски этих подразделений  в Йемен в нынешней ситуации абсолютного саудовского  превосходства в воздухе, также предельной загруженности этих подразделений на сирийско-иракском фронте. Хоуситы под угрозой ударов с воздуха отойдут в привычные им горные районы, где ими были созданы базы еще в период войн с центральным правительством в бытность президентом того же А.А.Салеха. Перспектива выбить их оттуда в формате наземной операции чревата большими потерями для наступающих. Возможный марш-бросок хоуситов на нефтеносные месторождения КСА  в попытке заблокировать их и поднять восстание шиитов  Восточной провинции также маловероятен по причине все тех же тяжелых потерь на марше от саудовской авиации. Саудовская Аравия при этом будет задействовать  в наземной операции в основном Национальную гвардию (в том числе и для того, чтобы в случае неудачи лишний раз продемонстрировать несостоятельность ее нынешнего командующего и основного политического конкурента нынешнего короля Сальмана принца Мутаиба и оправдать ее предстоящую реорганизацию) и египетские подразделения, как наиболее реальную боевую силу. И присутствие Египта в коалиции объясняется прежде всего этим соображением.  Начало массированной военной интервенции однозначно приведет к серьезному усилению салафитского радикального крыла в политическом сегменте страны, с помощью чего в Эр-Рияде планируют разом решить несколько принципиальных проблем. В том числе «довести до ума» соглашение о спорных территориях и отказе Йемена от планов эксплуатации   нефтяных месторождений  в 15-и километровой приграничной зоне и окончательное нивелирование влияния йеменского аналога «Братьев-мусульман» в лице партии «Ислах». Но при этом оборотной стороной медали является расцвет  исламистского радикализма со всеми негативными последствиями.

52.25MB | MySQL:107 | 0,794sec