К вопросу о современном состоянии российско-турецких отношений

Отношения РФ с внешним миром с принятием антироссийских санкций со стороны США и Европейского союза в том или ином виде претерпевают переосмысление российской стороной. В полной мере это относится к Турции, как к соседу и важному торгово-экономическому партнёру нашей страны.

К «испытанию» Российской Федерации западными санкциями российско-турецкие отношения подошли, имея под собой фундамент значительного объёма двусторонней торговли, взаимных инвестиций и перечня совместных проектов. Поставки российских энергоносителей в страну и реализация проекта АЭС «Аккую», имеющего для Турции большое значение, являются скрепами для отношений, с полным основанием характеризуемых как «многоплановые». Долгосрочный и стратегический характер экономических отношений, в том числе ряда двусторонних проектов, до последнего времени позволял сторонам обходить или сглаживать достаточно серьёзные противоречия во внешнеполитической плоскости, в частности, разные позиции сторон по событиям «арабской весны».

Турецкое руководство демонстрирует достаточно взвешенную позицию в отношении присоединения, а точнее возвращения, Крыма в состав Российской Федерации и гражданской войны на востоке Украины. Сообщения с мест событий не занимают сколь-нибудь значимого места в новостной ленте страны и появляясь, как правило, не несут на себе печати оголтелой антироссийской риторики. Хотя официальная, дипломатическая позиция Турецкой Республики, озвученная президентом Р.Т.Эрдоганом в ходе официального визита в Киев 20 марта текущего года, лишена каких-либо оговорок в пользу Российской Федерации и не оставляет места для двусмысленностей: Турция, по крайней мере  на словах, выражает поддержку действующему руководству Украины и осуждает «незаконную аннексию» Крыма Российской Федерацией.

В настоящее время упомянутая поддержка носит исключительно моральный характер, поскольку, во-первых, Турция не присоединилась к блоку стран, принявших антироссийские санкции. Кроме того, размер обещанного в ходе последнего визита Эрдогана на Украину кредита, около 50 млн долл, не идёт ни в какое сравнение с размером финансовой помощи, в том числе безвозмездной, оказываемой Турцией тем же ариканским странам. В размере указанной суммы просматривается квинтэссенция целого ряда моментов. В частности и как минимум, здесь можно усмотреть: признание турецкой стороной того факта, что Украина стоит на пороге дефолта, проявление отношения к действующему руководству страны и, как итог, неготовность в нынешних условиях вкладывать в украинскую экономику даже лишнюю лиру. При том, что Украина, занимающая стратегическое положение соседа по Черноморскому бассейну, при других обстоятельствах вполне могла бы рассчитывать на больший экономический интерес с турецкой стороны. Политические декларации и похлопывания по плечу тем и хороши, что не требуют ровно никаких затрат, тем более, для воспитанных и любящих излучать дружеское расположение турок. Вопрос того, на какие цели выделен кредит в силу размера обсуждаемой суммы не столь уж и интересен, хотя в плане общетеоретических рассуждений нельзя исключать даже того, что он дан под поставки продукции и услуг из Турции.

Война санкций, США и ЕС против России – с одной стороны, и российских — в качестве контрмеры, в отношении западных стран – с другой стороны, вполне логичным образом побудила турецкую сторону занять положение «мудрой обезьяны, сидящей на горе и наблюдающей за схваткой двух тигров» и попробовать конвертировать складывающуюся ситуацию в свою пользу.

Раздающиеся со стороны западных стран упрёки в адрес Турции, не поддержавшей санкции против России, спокойно парируются турками в том ключе, что страна – не есть член Европейского союза, а посему не обязана с ним солидаризироваться и выступать единым фронтом. Самое интересное, что такая политика, подкреплённая наметившейся перспективой реализации совместного с Россией «Турецкого потока», уже начала приносить свои плоды. Так, появились данные о возможности возобновления замороженного было диалога о полноправном членстве Турции в Европейском союзе. Даже на какое-то время европейцами оказались забыты авторитарность президента Р.Т.Эрдогана, систематические, не вписывающиеся в западные нормы нарушения прав человека и площадь Гези в Стамбуле. Это можно было бы признать результатом, если бы нынешнее турецкое руководство всерьёз нацеливалось на вхождение в «братскую семью» европейских народов или по крайней мере, если бы данная идея пользовалась популярностью у местного народонаселения. Тогда, по крайней мере, успехи в диалоге с ЕС можно было бы использовать в качестве очередного, наглядного достижения правящей партии в ходе предвыборной кампании этого года. А так, получается как в известном анекдоте — «никакого удовольствия, кроме эстетического».

Реальную, экономическую выгоду Турции может принести заполнение тех ниш, которые высвобождаются в результате принятия Западом антироссийских санкций. И, при ближайшем рассмотрении, возможностей в этом смысле не так много, как может показаться на первый взгляд.

Оставим в стороне персональные санкции в отношении «ближайшего окружения ВВП», которым Турция в состоянии предоставить широкие возможности для проведения зимнего и летнего отдыха, в том числе, по классу «люкс». Однако, даже перспектива наращивания туристического потока не заставит турок официально принимать на своей территории руководство Крыма и самопровозглашённых Донецкой и Луганской Народных Республик.

Также не будем рассматривать санкции в отношении отдельных компаний, особенно с учётом того, как Турции удалось отстоять от американских нападок ценный актив «Сбербанка» в стране — недавно приобретённый «Денизбанк», который, перейдя в руки российского собственника, получил ощутимый импульс к развитию. Всё же, в данном случае речь идёт о сохранении своего места в Турции крупным российским, в первую очередь конечно нефтегазовым, бизнесом, а не о возможности перетянуть «краешек одеяла» у западных соседей.

Введённые Западом достаточно болезненные ограничения на привлечение российскими банками и компаниями «длинных денег» вряд ли побудят турецкие финансово-кредитные учреждения встать в очередь к российским клиентам. Во-первых, потому что статистика – неутешительна и говорит о том, что денег на всех не хватает. Так, экономическая ситуация в Турции вошла в полосу нестабильности, приток прямых иностранных инвестиций в страну демонстрирует отрицательную динамику, а число мега-проектов, требующих крупных финансовых вложений (своих или зарубежных, без разницы), напротив, только множится. Ну, а во-вторых, слоган «Destination – Russia» в условиях непростой экономической ситуации в РФ пока что придётся отложить в сторону за неактуальностью. Как говорится, «инвесторы голосуют ногами» и эти ноги в настоящее время в массе своей идут в обратном, от Российской Федерации и вновь обретённого Крыма, направлении. По крайней мере – такова общая тенденция, что впрочем не исключает наличия энтузиастов, в том числе турецкого происхождения, по-черчиллевски рассматривающих кризис через призму отрывающихся возможностей. В общем, решать текущие задачи России придётся из собственных бюджетных средств, плюс может быть Китай подключится, но в любом случае без активного турецкого участия.

Следующим по счёту является вопрос ограничения Западом поставок определённых групп и наименований товаров в Российскую Федерацию и того, что по этому поводу могла бы предпринять Турция. Минуя цепочки длинных рассуждений, тоже до обидного мало. Поскольку, под ограничения попадает достаточно специфическое и технологичное оборудование, используемое, прежде всего, в имеющих для РФ ключевое значение добывающих отраслях промышленности. Подобное оборудование по целому ряду причин в Турции не производится, да особо и не используется (Турция – небогата на энергоносители), и, следовательно, предложить в качестве заместителя что-либо затруднительно. То же, что существует на рынке, распространяется через местных дистрибьютеров западных фирм, которые, хотя и находятся в неприсоединившейся Турции, не преминут поинтересоваться конечным потребителем продукции и сверить её по санкционному списку, сделав запрос в европейский или американский головной офис. Так что, здесь Турция может только привычно выступить в качестве коридора «Запад – Восток» и предложить какие-то логистические схемы. Однако, представляется, что у крупных российских корпораций, которые и пострадали от санкций больше всего, достаточно аффилированных и партнёрских структур и возможностей, в том числе в неразборчивых в коммерческих связях оффшорных юрисдикциях. То, что не удастся вытребовать от производителей с обоснованием на то, что «сделка была заключена в досанкционный период» оперативнее и без лишнего шума можно попробовать получить через «острова в океане». Конечно, отдельный вопрос – что будет с техническими гарантиями, сервисом и запасными частями для поставленного таким образом «серого» оборудования, которое поставить – полбеды, надо, чтобы оно ещё относительно беспроблемно работало. Остаётся только надеяться, что менеджеры отечественных корпораций не зря носят золотые часы и оправы, и как-нибудь с этими вопросами разберутся, без больших потерь для российских системообразующих отраслей промышленности.

Приятным сюрпризом для Турции стали «пищевые» и «плодоовощные» санкции, принятые в ответ Российской Федерацией в отношении западных стран. Тут Турции есть, где развернуться, правда, как всегда, есть нюансы. Во-первых, необходимо нарастить объёмы выпускаемой продукции под открывшиеся рыночные ниши, что требует определённого времени. В худшем случае с рынка внутреннего часть продукции может переотправляться на экспорт. Ну, а во-вторых, Россия демонстрирует явное стремление диверсифицировать свои международные связи в санкционный период и не собирается «класть все яйца в одну корзину». Хотя, географическое соседство Турции и России – большое преимущество с точки зрения организации поставок. Рост числа заходов турецких судов в порты полуострова Крым на фоне деклараций президента Р.Т.Эрдогана о «незаконной аннексии» смотрится по-своему иронично. Но что делать, поставки продовольствия и товаров народного потребления – достаточно прибыльный бизнес, особенно, в санкционный период времени.

Завершая данный обзор отметим, что вопрос того, может ли Турция в перспективе стать таким же расчётно-кассовым центром для РФ, как и ОАЭ при ИРИ, оставим на тот неприятный случай, если Россию, вслед за регулярными угрозами, всё же на практике отключат от международной системы SWIFT. Но это совсем уже мрачный сценарий и рассматривать его пока преждевременно.

52.25MB | MySQL:103 | 0,536sec