«Исламское государство» в Тунисе

Группировка «Исламское государство» имеет четкую цель, заключающуюся в установлении контроля  над определенной территорией и постоянном  расширении границ. Одной из стран, вошедших в «орбиту интересов» ИГ, стал Тунис.  В этой стране сложились необходимые условия для усиления джихадистских тенденций:  слабость государственных институтов и служб безопасности, наличие огромных запасов оружия, проникшего в страну из Ливии.

Нестабильность в Тунисе, связанная с переходным периодом после падения режима Бен Али, приход к власти  связанной с «Братьями- мусульманами» партии «Ан-Нахда», которая не предпринимала каких-либо мер по противодействию сторонникам «чистого ислама», привела к   активизации проповеднической работы салафитов среди молодежи. В частности, под контроль фундаменталистов попало около 1000 (из 5000) мечетей. Такая деятельность, на фоне нерешенности социально-экономических проблем и высокого уровня безработицы (около 40 % среди молодежи) способствовала укоренению «джихадистских настроений». Так, с 2011 года правоохранительные органы предотвратили выезд из Туниса около 9000     человек, намеревающихся попасть на фронты «священной войны» в Сирии, Ираке и Ливии.

Тунис стал крупнейшим «поставщиком» иностранных боевиков, вступающих в «Исламское государство» и других экстремистских группировок в Сирии и Ираке. Всего в рядах ИГ насчитывалось около 3000 тунисцев, из которых около 450 были убиты, 60 попали в плен к правительственным войскам Б.Асада, 500 «ветеранов», прошедших Сирию и Ирак, уже вернулись в Тунис.

Основным филиалом ИГ в Тунисе стала группировка «Бригады Укба бин Нафи». Основанная в 2012 г. в тунисском городе Кассерин, эта организация входила в состав «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) и имела целью обеспечить первоначальной подготовкой новобранцев перед их отправкой в военно-тренировочные лагеря АКИМ в Алжире и Ливии. В настоящее время ее главная опорная база находится в горном районе Джебель Шаамби вблизи от границы с АНДР. Возглавляет структуру  выходец из города Константина (Алжир) Халед Шаиб, также известный как Лукман Абу Сахр, вступивший в ряды предшественницы АКИМ «Салафитской группы проповеди и джихада» в середине 1990–х гг. В Алжире он проговорен заочно к смертной казни.

Название группировка получила в честь одного из известных военачальников, вторгшихся с армией халифата в Северную Африку 70-х гг. седьмого века.

Отсутствие активных действий со стороны филиала «Аль-Каиды» и «победное шествие» салафитов из «Исламского государства» привели к тому, что амир «Укба бин Нафи» (УБН) дал присягу на верность руководителю ИГ – Абу Бакру аль-Багдади. Именно нерешительность руководства АКИМ привела к дальнейшему дроблению этой организации. Так, в июне 2014 года группа во главе с Абу Абдуллой Османом аль-Ассими, осудила «молчание руководителей своей организации» и заявила о поддержке «Исламскому государству», назвав Абу Бакра аль-Багдади халифом мусульман. Из состава АКИМ также вышла алжирская «Джунд аль-Хилафа», казнившая в сентябре 2014 г. французского гражданина Э.Гурделя.

Основная база УБН находится в горном районе Джебель Шаамби, который простирается вдоль границы с Алжиром. Группировка совершает нападения на представителей служб безопасности, объекты туристической индустрии. В октябре 2013 года боевики предприняли атаку на отель в средиземноморском курорте Сусс, использовав для этих целей террориста-смертника, который привел в действие взрывное устройство на пляже.  За последние два года эта организация также взяла на себя ответственность за нападение на тунисских военнослужащих 16 июля 2014 г. в районе Джебель Шаамби. В результате 14 солдат были убиты в и около 20 человек ранены. В мае 2014 г. «Укба бин Нафи» организовала нападение на дом министра внутренних дел Лотфи Бен Джедду, убив 4 сотрудников службы безопасности.  Другой теракт был сорван  на востоке страны в городе Монастир. В феврале 2015 года примерно 100 радикальных исламистов были арестованы по всей стране.

Усиление джихадистов в районе Джебель Шаамби провинции Кассерин объясняется также экономическими причинами – 92 % промышленного производства Туниса сконцентрировано в трех прибрежных городах: Тунис, Сусс и Сфакс. Кассерин остается слаборазвитым регионом страны. Д-р Стефано Торелли, эксперт Института международных исследований (ISPI), говорит, что Кассерин стал «неофициальным штабом» джихадистского движения в Тунисе из-за его близости к алжирской границе и социальных проблем. Он указывает также на союзнические отношения между джихадистами и синдикатами контрабандистов, занимающимися нелегальным трафиком мигрантов, оружия, автомобилей, сигарет, топлива и оружия.

УБН также взяла на себя ответственность за нападение на Национальной Музей Бардо в тунисской столице, в ходе которого погибли около 20 туристов и один полицейский.

По заявлениям представителей ИГ, «Благословенное вторжение» в «один из притонов неверия и безнравственности в мусульманском Тунисе» совершили    «два рыцаря» Абу Закария ат-Туниси и Абу Анас ат-Туниси из «халифата» (ИГ) и уничтожили граждан из «стран крестоносцев» (Великобритании, Франции, Колумбии, Германии, Италии, Японии, Польши и Испании),  распространявших неверие и разврат».

Томас Пере, эксперт по современному исламу университета Эдинбурга считает, что ассиметричные теракты ИГ — это способ заявить о себе в нынешних условиях у радикалов нет иного выбора, кроме как создать «медиа-шторм».

Дж. Бергер, один из авторов книги «Исламское государство: состояние ужаса» пишет, что «создание восприятия силы является ключевой частью рекрутинговых и пропагандистских целей».

Профессор исламских исследований в Университете Тулузы во Франции Матье Гудер, подчеркивает, что такие атаки «своего рода шоу»,  которое необходимо для «поддержания решимости региональных аффилированных группировок вести тотальный джихад».

ИГ стремительно приобрело авторитет в джихадистской среде за счет активной наступательной позиции на «врагов ислама». В нынешних условиях «Исламское государство» — это «идеология действия». В отличие от филиалов «Аль-Каиды», испытывающих недостаток широкомасштабных    операций, ИГ продолжает удерживать территории в Сирии и Ираке и приобрело сторонников в государствах Северной Африки, Нигерии, Афганистане и Пакистане, Евросоюзе, США и Австралии.

После молниеносного наступления радикальных исламистов в Сирии и Ираке и шокирующих кадров своих злодеяний,  образ непобедимости ИГ стал постепенно исчезать. В течение последних нескольких месяцев в  Ираке джихадисты были изгнаны из ряда областей Тикрита — одного из основных бастионов салафитов. В северо-восточной Сирии ИГ потерпела сокрушительное поражение, когда курдские силы, поддерживаемые авиаударами США, освободили Кобане и несколько прилегающих районов на границе с Турцией.   Началось продвижение на оплот «Исламского государства» сирийскую провинцию Ракка. Джихадисты также были отбиты  за пределы Дамаска на восток в Дейр-эз-Зор. Под давлением Запада, Турция ужесточает контроль над своей границей в попытке остановить поток боевиков-исламистов в Сирию.  Эти поражения стоят джихадистам больше, чем просто территории. Отступая, «Исламское государство» утратило контроль над нефтяными месторождениями, которые были важным источником его финансирования.

Проведением терактов в Тунисе лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади стремится компенсировать    наметившиеся неудачи на поле боя и продемонстрировать свою способность проводить операции в различных районах мира, чтобы отвлечь внимание от неудач в Сирии и Ираке и представить его организацию в более выгодном свете.

52.28MB | MySQL:103 | 0,461sec