Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23 — 29 марта 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Йемене и ядерной программой Ирана. Саудовская Аравия и ряд других арабских стран начали военную операцию в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и их союзников. На переговорах в Лозанне (Швейцария) между Ираном и «шестеркой» международных посредников достигнут заметный прогресс по вопросам рамочного соглашения по ядерной программе Тегерана.

Участники прошедшего 28-29 марта Шарм-эш-Шейхе (Египет) саммита стран-членов Лиги арабских государств договорились о формировании объединенных сил быстрого реагирования численностью в 40 тыс. человек для совместного противодействия угрозам в сфере безопасности. Военные эксперты считают, что для реализации данной инициативы может потребоваться несколько лет. К тому же «предыдущие попытки создать объединенные силы арабских стран не привели к ощутимым результатам». Арабские лидеры также заявили о необходимости продолжения военной операции в Йемене вплоть до полной капитуляции мятежников-хоуситов.

23 марта в столице Судана Хартуме руководители Египта, Судана и Эфиопии подписали декларацию о принципах урегулирования вопроса о правах на водные ресурсы Нила. Вместе с тем, президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси отметил, что эфиопский гидротехнический проект вызывает у Египта некоторые опасения, а декларация потребует заключения дополнительных соглашений «для разрешения между сторонами всех подвешенных вопросов». «Плотина не причинит вреда египетскому народу», — заявил в свою очередь премьер-министр Эфиопии Х. Десалень.

В ночь на 26 марта ВВС КСА и других аравийских монархий (кроме Омана) в рамках операции «Буря решимости» начали наносить удары по объектам хоуситов в Йемене. Удары наносятся по столице страны Сане, позициям войск, аэродромам, штабам, военным базам, узлам связи, военным складам, портам и госучреждениям. Сообщается о десятках убитых и раненых, в том числе гражданских лиц. Объявлено о введении воздушной и морской блокады Йемена. Аравийские монархии заявили о том, что они откликнулись на призывы легитимного руководства Йемена и приняли решение «дать отпор агрессии хоуситов». Предварительно власти КСА «тесно и интенсивно обсуждали это с нашими партнерами» по ССАГПЗ и США. О поддержке саудовской военной операции и выделении сил для участия в ней помимо Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ заявили Египет, Иордания, Марокко и Судан. Турция обещала арабской коалиции логистическую поддержку. США заявили о предоставлении логистической и разведывательной поддержки. Так, ВВС США производят заправку самолетов коалиции в воздухе, ведут разведку, а «несколько американских военных работают в оперативном центре» «Бури решимости». Одновременно Белый дом призвал хоуситов прекратить военные действия и вернуться к политическому процессу.

Иран резко осудил действия саудовской коалиции, назвал их «агрессией» и потребовал немедленного прекращения вмешательства КСА во внутренние дела Йемена. Ирак и Сирия «не признают использование силовых методов и считают, что сторонам конфликта в Йемене следует возобновить переговорный процесс». Правительство Пакистана пока не приняло четкого решения об участии страны в операции арабской коалиции в Йемене, но заявило, что окажет КСА помощь в деле защиты территориальной целостности королевства. Китай обеспокоен последним развитием событий в Йемене и призывает все стороны достичь мирного решения кризиса. Глава дипломатии Евросоюза Ф. Могерини заявила, что «боевые действия — не решение проблемы». Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун призвал к мирному разрешению йеменского конфликта. Президент России В. Путин выступил за незамедлительное прекращение военных действий в Йемене. Обе стороны военного конфликта в Йемене, обратились за военной помощью к России, сообщил зам. главы МИД РФ М. Богданов.

Президент Йемена А. М. Хади покинул страну, и после присутствия на саммите в Шарм-эш-Шейхе отбыл в КСА.

Сообщается, что в операции «Буря решимости» задействовано порядка 200 самолетов ВВС КСА и других арабских стран. Однако в целом авиаудары коалиции «пока носят более показательный и демонстративный характер, нежели действительно наносят военный ущерб хоуситам» и отрядам бывшего президента страны А. А. Салеха, которые продолжают вести активные боевые действия в Адене и других районах на юге Йемена.

Эксперты считают, что «начав вооруженную интервенцию в Йемене, правящие круги КСА сделали решительный и довольно рискованный шаг», а «любая наземная операция очень быстро может превратиться для саудитов и их союзников во второй Афганистан, к которому они явно не готовы как с политической, так и с военной точек зрения. Отсюда и серьезные колебания в Эр-Рияде по вопросу проведения наземной операции» в Йемене.

В Лозанне на минувшей неделе проходили интенсивные переговоры между представителями Ирана и «шестерки» международных посредников с целью поиска компромиссных решений, которые позволили бы достичь до конца марта рамочного соглашения по ядерной программе Тегерана. Сообщается, что по состоянию на вечер 29 марта происходит «сближение позиций» сторон, но ряд проблем все еще не решены. В Лозанну 29 марта прибыли все главы внешнеполитических ведомств стран-членов «шестерки» для участия в «решительном раунде переговоров». Жесткими противниками соглашения с Ираном по ядерной программе выступают Израиль и Саудовская Аравия. Тем временем эксперты МАГАТЭ по-прежнему не могут подтвердить мирный характер ядерной программы Ирана, заявил 23 марта глава этой организации Ю. Амано.

26 марта президент России В. Путин провел телефонные переговоры с президентом ИРИ Х. Роухани. Обсуждались актуальные вопросы двусторонних отношений, переговоры «шестерки» с Ираном по ядерной программе, а также ситуация в Йемене. Была «высказана взаимная заинтересованность предпринять дополнительные шаги по расширению торгово-экономических связей, а также сотрудничества в сфере атомной энергетики».

На минувшей неделе правительственные войска в Сирии потерпели серьёзные неудачи в боях с вооруженными формированиями противников режима президента Асада. Отряды боевиков оппозиции, подготовленные в Иордании, 25 марта захватили город Босра на юге страны, а 28 марта после упорных боев силы экстремистских исламистских группировок, связанных с «Аль-Каилой» — «Джабхат ан-нусра», «Ахрар аш-Шам» и «Джунуд аль-Акса» — вытеснили правительственные части из города Идлиб – административного центра одноименной провинции на северо-западе Сирии. Отмечается, что этот город может стать «столицей» сирийского филиала «Аль-Каиды», подобно тому, как город Ракка на северо-востоке САР стал оплотом «Исламского государства» (ИГ). Кроме того, с падением Идлиба боевики, ведущие борьбу против Асада, получили полный контроль над провинцией.

26 марта президент САР Б. Асад выступил в поддержку усиления военного присутствия России на Ближнем Востоке. По его мнению, это сделает регион более стабильным и позволит поддержать баланс сил, потерянный после распада СССР. Асад также сообщил о готовности к диалогу с США, который должен базироваться «на взаимном уважении».

В Ираке на минувшей неделе правительственные войска и отряды шиитских и суннитских ополченцев возобновили наступление с целью освобождения от боевиков ИГ города Тикрит. При этом по просьбе иракского руководства помощь наземным силам стала оказывать авиация международной коалиции во главе с США. Ранее в Багдаде заявляли о возможности самостоятельного освобождения города от боевиков, однако, столкнувшись с жестким сопротивлением противника, иракское командование было вынуждено признать необходимость участия в операции авиации коалиционных сил.

Участники межливийского диалога, проходившего в марокканском городе Схират, заявили 26 марта, что вооруженный путь решения проблем в Ливии ни к чему не приведет, а диалог остается единственным вариантом выход из кризиса, приведшего к тяжелым последствиям в политической и социально-экономической сферах, а также в области безопасности. Была достигнута договоренность об отводе сил происламистской коалиции «Рассвет Ливии» из крупнейших нефтяных портов Эс-Сидр и Рас-Лануф. Тем временем 27 марта Совбез ООН продлил на год действие санкций, введенных в отношении Ливии, включающих частичное эмбарго на поставки оружия, а также меры по предотвращению незаконного экспорта нефти. Ливия имеет право закупать оружие и получать его в качестве помощи от других стран, при условии, что оно предназначено исключительно для армии и правоохранительных органов страны. Причем подобные поставки возможны только с предварительного разрешения от специального комитета СБ ООН. Совбез также призывал к борьбе с терроризмом в Ливии «всеми средствами», действуя «в координации с правительством» этой страны.

25 марта президент Израиля Р. Ривлин поручил формировать новую правительственную коалицию и 34-й кабинет страны лидеру партии Ликуд Б. Нетаньяху, который пообещал продолжить борьбу за срыв готовящегося соглашения «великих держав» с Ираном, несмотря на стремление к сохранению союзнических отношений с США. Израиль стремится к миру со своими соседями – палестинцами, заявил израильский политик, отметив, что еврейское государство при этом должно оставаться сильным.

На прошедшей неделе Израиль заявил о замораживании строительства 1,5 тыс. домов в Восточном Иерусалиме и разблокировал перевод палестинским властям налоговых сборов, собранных от имени Палестинской национальной администрации. Тем временем США считают, что политика Нетаньяху не приведет к формированию независимого палестинского государства в ближайшие годы, и не готовы с ней мириться, заявил 24 марта президент Б. Обама. При этом Обама обещал продолжить сотрудничество с Израилем и палестинцами для поиска взаимоприемлемого для сторон решения.

По итогам визита в США президента Афганистана А. Г. Ахмадзая объявлено о расширении американской помощи в подготовке местных силовых структур и выделении 800 млн долларов на цели проведения реформ в стране. Б. Обама также объявил, что размещенные в Афганистане 9800 военнослужащих США останутся там до конца текущего года, хотя ранее планировалось сократить контингент вполовину. Движение «Талибан» выступило против продления американского военного присутствия в стране, заявив, что это решение исключает возможность мирных переговоров с Кабулом.

27 марта в Египте аннулировано принятое месяц назад судебное постановление о признании палестинской группировки ХАМАС террористической организацией. ХАМАС назвал данное решение «правильным шагом в верном направлении». В то же время вердикт египетского суда в отношении боевого крыла ХАМАСа остается в силе. Отметим, что Евросоюз на минувшей неделе оставил ХАМАС в списке террористических организаций.

На полях саммита ЛАГ Египет и Катар договорились 28 марта об урегулировании существующих между двумя странами разногласий и восстановлении дипотношений в полном объеме.

Парламент Турции 27 марта принял ряд изменений в законе об обеспечении внутренней безопасности, которые расширяют полномочия полиции и губернаторов в сфере поддержания общественной безопасности. Оппозиция считает, что данные изменения превращают страну в полицейское государство, давая стражам порядка практически неограниченные полномочия. Оппозиция намерена добиваться через Конституционный суд аннулирования принятых поправок.

«Иран стремится к господству в регионе. Это уже начало раздражать США, Саудовскую Аравию и страны Персидского залива. Это действительно нетерпимо, и Иран должен это увидеть», — заявил 27 марта президент Турции Р. Т. Эрдоган, призвав Тегеран «вывести все свои силы, которые он имеет в Йемене, а также в Сирии и Ираке и уважать их территориальную целостность».

Приложение

 

 

О некоторых особенностях мароккано-французских отношений

 

 

Отношения между Марокко и Францией, несмотря на периодически возникающие сложности, традиционно носят характер стратегического партнерства в военно-политической сфере, отличаются прочными связями в области экономики и культуры. Немаловажным обстоятельством, влияющим на отношения между двумя странами, является и постоянное присутствие во Франции многочисленной – порядка 1,3 млн человек – колонии выходцев из Марокко (численность французской общины в королевстве составляет около 80 тыс. человек). Активным сторонником дальнейшего сближения с Францией является ныне правящий марокканский монарх Мохаммед VI. Перед началом своего визита в Рабат в марте 2015 г. руководитель французской дипломатии Л. Фабиус подчеркнуто назвал Марокко «главным партнером» Франции, с которым Париж готов сотрудничать по всем направлениям.

Вместе с тем, отметим, что, придерживаясь курса на развитие разносторонних привилегированных связей с Францией, марокканское руководство не предполагает делать это в ущерб своим отношениям с другим важным военно-политическим партнером – США.

Очень большое значение для Марокко имеет неизменная поддержка Францией позиции королевства по важнейшей для него политической проблеме Западной Сахары. Париж позитивно высказывается о предложениях Рабата о предоставлении этому региону самой широкой автономии в составе марокканского государства. Франция считает эти предложения «разумными», «реалистическими» и «заслуживающими доверия», поскольку они могут стать «важным шагом в сторону урегулирования спора», что, однако, категорически отвергается западносахарским Фронтом ПОЛИСАРИО, выступающим за полную независимость территории, и поддерживающим этот Фронт Алжиром. Французская дипломатия в Совете Безопасности ООН блокирует принятие решений по западносахарской проблеме, идущих вразрез с позицией Марокко. В Париже подчеркивают, что «будут продолжать работу в направлении политического решения» вокруг Западной Сахары, «поддерживая любую инициативу, которая в состоянии продвинуть урегулирование» застарелого конфликта.

Марокко, в свою очередь, в 2013 г. с пониманием восприняло и «безоговорочно поддержало» военную операцию Франции против вооруженных исламистских террористических и сепаратистских группировок в Мали. При этом в Рабате подчеркивали, что угрозы безопасности, существующие в Мали, «касаются как зоны африканского Сахеля и Сахары, так и региона Арабского Магриба», к которому относится Марокко. Самолетам французских ВВС, в том числе боевым, выполнявшим полеты в Мали, было предоставлено право использования воздушного пространства королевства.

Во многом благодаря содействию Франции Марокко в 2008 г. получило «особый – расширенный статус» в Евросоюзе, что было сделано впервые в истории этой организации. Данный статус является промежуточным между ассоциированным и полноправным членством в Европейском союзе (соглашение об ассоциированном членстве между Марокко и ЕС было подписано в 1996 г.).

Высокопоставленные представители французского руководства на официальном уровне неоднократно давали высокую оценку реформам, которые стали проводиться в Марокко в период правления Мохаммеда VI, подчеркивали их «открытость». Президент Франции Ф. Олланд во время своего визита в королевство в 2013г. приветствовал «решительные шаги», которые Марокко «каждый день делает в сторону демократии». По оценке Олланда, королевство самоутверждается, как «страна стабильности», а «Франция верит в Марокко». Вместе с тем, в Париже периодически негативно высказываются по вопросам нарушения прав человека в королевстве.

Именно эта проблема стала одной из главных причин произошедшего в 2014 г. охлаждения в мароккано-французских отношениях. Так, в феврале 2014 г. французский суд по иску правозащитных организаций санкционировал проведение предварительного расследования в отношении руководителя марокканской контрразведки А. Хаммуши по обвинению в пытках сторонников независимости Западной Сахары. Ранее, в 2013 г. аналогичные иски были приняты к рассмотрению против ряда других высокопоставленных марокканских должностных лиц. В ответ правительство Марокко прервало сотрудничество в юридической сфере между двумя странами, а по неофициальным данным, было приостановлено давнее и успешное сотрудничество спецслужб двух государств Охлаждению между Рабатом и Парижем способствуют и периодически имеющие место периоды сближения между Францией и Алжиром, «давним конкурентом Марокко в регионе».

Рабат и Париж, учитывая необходимость поддержания многоплановых партнерских отношений между двумя странами, предприняли шаги по преодолению кризиса, возникшего из-за «ряда недопониманий». В Париже 31 января 2015 г. министры юстиции Франции и Марокко договорились о «немедленном» возобновлении сотрудничества в сферах юстиции и безопасности. В феврале король Марокко Мохаммед VI провел в Париже переговоры с президентом Франции Ф. Олландом, что, по мнению политических наблюдателей, «символизировало о примирении двух стран». Оба руководителя заявили о необходимости придать «новую динамику доверительному сотрудничеству» между Марокко и Францией. В марте Рабат с визитом посетил министр иностранных дел Франции Л. Фабиус, которого принял Мохаммед VI. По итогам визита Фабиуса стороны подтвердили свое намерение развивать двусторонние связи «во всех сферах» «в духе дружбы и взаимного уважения». Особо было подчеркнуто стремление Рабата и Парижа сотрудничать в сфере безопасности и в борьбе с терроризмом, так как Марокко и Франция нуждаются в этом с учетом международной обстановки и террористической угрозы со стороны «Исламского государства». Достигнута договоренность о возобновлении регулярных встреч министров юстиции и внутренних дел двух государств.

В условиях жесткой международной конкуренции за рынки стран Северо-Западной Африки Франция всячески стремится сохранить позиции первого торгово-экономического партнера и первого инвестора Марокко. В Марокко работают свыше 750 филиалов различных французский компаний. В то же время французская сторона настойчиво высказывает пожелание провести в королевстве реформу налоговой системы, а также «более справедливо разрешать конфликты, которые происходят между различными участниками экономического взаимодействия в Марокко».

Франция оказывает Марокко большую помощь в деле подготовки национальных кадров, особенно для сфер экономики и науки. Активно развивается сотрудничество в области туризма. В частности, французские фирмы строят в Марокко современные отели.

Марокко и Франция поддерживают связи в деле мирного использования атомной энергии. В 2010 г. стороны подписали соглашение о сотрудничестве в данной области. Французы окажут содействие королевству в строительстве первой атомной электростанции в районе города Сафи на юго-западе Марокко. Французская сторона также предоставит помощь в подготовке кадров для атомной отрасли, будет налажено сотрудничество в сфере безопасности и противодействию терроризму на ядерных объектах.

Одним из основных направлений мароккано-французского сотрудничества является партнерство в военной и военно-технической сфере, имеющее давние традиции и прочную основу. Франция является вторым по значимости (после США) военным партнером королевства.

Между двумя государствами заключено несколько соглашений о сотрудничестве в военной области, в т. ч. межправительственное соглашение в области обороны. Периодически проводятся совместные учения вооруженных сил двух государств. Французские специалисты работают в сухопутных войсках и ВМС Марокко. Подразделения марокканских сухопутных войск проходят подготовку на французской территории. В марокканских военных училищах и академии многие дисциплины преподают французские специалисты. Кроме того, французские офицеры находятся при Королевской академии генерального штаба в качестве советников. Часть офицерского состава марокканской армии направляется на обучение во французские военно-учебные заведения.

Франция уверенно сохраняет за собой позиции одного из ведущих поставщиков современного вооружения и военной техники для марокканских вооруженных сил. В частности, в 2014 г. Франция завершила постройку и передала ВМС Марокко новейший фрегат типа FREMM «Мохаммед VI», который стал крупнейшей боевой единицей королевского флота.

Таким образом, как Марокко, так и Франция заинтересованы в укреплении и устойчивом развитии двусторонних отношений в различных областях. При этом Рабат и Париж стремятся по возможности оперативно преодолевать сложности, возникающие в отношениях между двумя странами.

52.28MB | MySQL:103 | 0,443sec