О приоритетах Ирана на Ближнем Востоке

Военная операция против шиитских мятежников-хоуситов в Йемене будет продолжаться до достижения поставленных целей. Об этом заявил  король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд на открытии 26-го саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) в египетском Шарм-эш-Шейхе. «Хоуситы представляют угрозу безопасности не только региона, но и всего мира, — указал он. — Операция продлится до тех пор, пока мы не достигнем поставленных целей, а наша цель заключается в том, чтобы йеменцы жили в стабильности». Это заявление следует расценивать как декларацию «о войне до победного конца», правда непонятно, что это означает фактически: освобождение Саны, разгром хоуситов в классическом военном понимании этого термина, или что-то иное. В любом случае основным «козырем» «антишиитской коалиции» продолжает оставаться «иранская экспансия» и присутствие спецорганов Тегерана (КСИР, «Аль-Кодс») и ливанской «Хизбаллы» в Йемене. Насколько оправданны такие страхи и каково действительное иранское присутствие на юге Аравийского полуострова?

Разговоры и слухи о том, что иранцы уже поставили в Йемен некие тактические ракеты средней дальности, способные добить до Эр-Рияда, отнесем пока к области пропагандистской составляющей разворачивания военных усилий Саудовской Аравии. Такая гипотетическая вероятность, конечно, существует, но масштаб иранской поддержки по линии военно-технической поддержки хоуситов будет напрямую зависеть от степени вовлечения сухопутных сил коалиции в непосредственные боевые столкновения и интенсификации ударов ВВС. Ракеты средней дальности в данном случае являются классическим ответом на удары с воздуха, но для того чтобы их поставлять, нужны налаженные логистические каналы. А вот с этим, как раз, большие проблемы. ВМФ коалиции фактически установили морскую блокаду Йемена, и в особенности главного порта на Красном море Ходейды. Один из главных плацдармов по переброске оружия из Ирана в Йемен и обратно в лице Судана отпал в силу присоединения Хартума к коалиции. Воздушный мост, вроде бы налаженный недавно между Ираном и Йеменом, в силу известных причин функционировать не может. В данном случае надо учитывать, что основные оружейные контрабандисты проживают как раз в Сааде, которая является зоной влияния зейдитов, и помимо, собственно, морского канала через Ходейду ими давно апробирован и налажен другой канал поставок — через южнойеменский Хадрамаут. Так что, для того, чтобы надежно закрыть каналы поставок оружия саудитам и их союзникам необходимо заблокировать с моря еще и этот южнойменский регион. При этом повторим, что собственного оружия различных модификаций в самом Йемене накоплено за эти годы предостаточно (одни американцы за последние месяцы поставили в Йемен оружия и спецоборудования для борьбы с исламистами на полмиллиарда долларов), так как страна является «признанной площадкой» контрабанды вооружения и боеприпасов в Африку. И этот бизнес по своим объемам превосходит собственно доходы, получаемые от экспорта углеводородов.

Пока мы наблюдаем только фрагментарное присутствие иранцев и их союзников в лице «Хизбаллы» в Йемене. 11 марта с.г. высший орган управления «Хизбаллы» Совет джихада, возглавляемый Х.Насраллой, принял решение о направлении в Ирак 800 своих бойцов из числа «обстрелянных ветеранов» для участия в боях за Тикрит и в перспективе Мосул. Все они являются экспертами в вопросах организации, и, значит, противодействия городской и сельской герильи. Ливанцы будут размещены в Самарре и экипированы иранцами из КСИР. Помимо участия в боях, основной функцией боевиков «Хизбаллы» будет тренировка бойцов иракской шиитской милиции с целью приобретения ими навыков организации антипартизанской борьбы. Это означает, что Тегеран серьезно просчитывает вероятность начала после освобождения Тикрита и Мосула масштабной партизанской войны со стороны «Исламского государства» (ИГ), о чем эксперты сообщали ранее.

Второе по важности направление — это сирийско-ливанское, где усилия «Хихбаллы» будут вновь интенсифицированы. Большое внимание уделяется внутриливанскому фронту в горном районе Каламун, где «Хизбалла» и ливанская армия  уже несколько месяцев противостоят просаудовской исламистской группировке «Джабхат ан-нусра». Это направление считается стратегическим, поскольку именно через этот район идут основные каналы подпитки боевиков в Сирии людьми и оружием. При этом ливанские шииты минимизирует свое присутствие в ряде районов израильско-ливанской границы, где их сменят подразделения ливанских вооруженных сил. Освободившиеся в результате пдразделения «Хизбаллы» будут переброшены в район Каламун.

Йеменская тема также рассматривалась, и в результате было принято решение о направлении немногим более двадцати инструкторов в Сану для «оказания помощи хоуситам в вопросах обеспечения безопасности» в крупных йеменских городах. На них также будет возложена функция и по организации строительства подземных тоннелей и убежищ в горных районах на севере страны. Кроме того, «Хизбалла» должна усилить подготовку хоуситов в рамках организации ими эффективной пропагандистской кампании на базе созданного в прошлом году в одном из пригородов Бейрута «информационного центра хоуси».

Еще одной темой стало обсуждение перспектив поставок в арсеналы «Хизбаллы» ракет типа «земля-земля» Fateh-110 с модифицированной системой наведения. Они должны стать неким «утешительным призом» для «Хизбаллы» в качестве компенсации серьезных людских потерь движения на полях сражений в Сирии и Ираке. Пока ракеты еще не поставлены, а складированы в одном из пригородов Дамаска, но в самом скором времени будут переправлены в Ливан. О таких поставках в Йемен пока речи не идет. Это пообещал, также присутствовавший на заседании, командующий иранского «Аль-Кодс» генерал Касем Сулеймани, который сразу же после этого срочно вылетел в Ирак. Из этого следует четкая система ближневосточных приоритетов Тегерана на настоящий момент. Это упор на ирако-сирийско-ливанский сегмент противостояния с минимизацией всех факторов «раздражения» в отношениях с Израилем. Присутствие Ирана в Йемене фрагментарно и в большей степени сконцентрировано в сегменте финансово-пропагандистских усилий. По крайней мере, пока коалиция не начала наземную операцию в этой стране.

52.22MB | MySQL:103 | 0,482sec