Ситуация в Ливии: февраль 2015 г.

В феврале в Ливии продолжилось вооруженное противостояние между силами обосновавшихся в Тобруке международно признанных правительства и парламента Ливии и формированиями исламистов различного толка, включая контролирующий Триполи альянс «Рассвет Ливии».

2 февраля неизвестные взорвали в Триполи автомашину близ штаб-квартиры бригады «Революционеры Триполи», входящей в «Рассвет Ливии». В результате этой атаки погиб один боец этого формирования, двое получили ранения.

Бригадой «Революционеры Триполи» командует Хайтем ат-Таджури. Формально она входит в состав МВД исламистского «правительства», сидящего в Триполи. Ее штаб находится в одном из зданий бывшей ливийской спецслужбы.

Альянс исламистских формирований «Рассвет Ливии» контролирует Триполи с августа 2014 г.

Международно признанный парламент Ливии проголосовал 2 февраля за приостановление действия закона, который исключил из политической жизни страны всех тех, кто имел какое-то отношение к прежнему режиму. Это решение будет в силе до принятия новой конституции Ливии.

Упомянутый закон был принят в 2013 году Всеобщим национальным конгрессом (ВНК – парламент), срок полномочий которого истек в 2014 г., однако который продолжает функционировать в Триполи как второй парламент. В нем большинство имеют исламисты. В 2013 г. этот закон был принят под давлением исламистских бригад, окруживших тогда парламент.

3 февраля стало известно, что за сутки боев в районе города Дерна – оплоте ливийского отделения «Исламского государства» (ИГ) — ливийская армия, находящаяся в подчинении генерала Халифы Хафтара и премьера Абдаллы ат-Тани потеряла 16 солдат убитыми и 38 ранеными. Эти потери стали итогом попытки военных ворваться в Дерну с западного направления со стороны деревни Аин Марра. По данным военных, исламисты также понесли «тяжелые потери».

Одновременно продолжились бои между правительственными войсками и формированиями альянса «Рассвет Ливии» на западе страны и в «нефтяном полумесяце» — регионе на востоке страны, где находятся нефтеэкспортные порты Ас-Сидра, Рас Лануф и Брега.

4 февраля неизвестные атаковали район нефтедобычи «Аль-Мабрук», находящийся в 170 км к югу от Сирта. При отражении атаки погибли 13 бойцов частного охранного предприятия, в том числе 8 ливийцев, 3 филиппинца и двое выходцев из Ганы.

Район нефтедобычи «Аль-Мабрук» совместно эксплуатировали Национальная нефтяная компания NOC и французская группа «Тоталь». Из-за нападения NOC была вынуждена эвакуировать весь технический персонал. По имеющимся данным, атаку на «Аль-Мабрук» провели боевики ИГ.

В компании «Тоталь» сообщили в связи этой атакой, что ее персонала нет на «Аль-Мабруке» с 2013 г., и что сейчас этот нефтепромысел эксплуатирует «дочка» NOC. «Аль-Мабрук» не работает с декабря 2014 г. из-за отсутствия условий безопасности. Ранее на этом нефтепромысле добывалось 40 тысяч баррелей нефти в сутки.

Уже 5 февраля «правительство» в Триполи представило новые данные о потерях среди охранников «Аль-Мабрука», согласно Которым, погибли 11 человек, 10 ливийцев и один гражданин Нигера. Трое филиппинцев были объявлены пропавшими без вести. Нападавшие разграбили нефтепромысел, а затем скрылись, захватив с собой находившиеся на нем автомашины и продовольствие.

Также 5 февраля серьезное предупреждение пришло из Нью-Йорка, где в роли оракула выступил приехавший туда посол Ливии в ОАЭ и советник ливийского премьера А.ат-Тани Ареф Али Найед. По его словам, «ИГ в Ливии завоевывает новые территории по экспоненте». Он утверждал – и с этим можно только согласиться – что «невозможно победить ИГ в Ираке не учитывая его ливийскую составляющую». По его данным, к тому времени ИГ контролировало семь ливийских городов и вело активные наступательные действия еще в 12-ти местах. Он же сообщил, что ряды боевиков ИГ в Ливии быстро растут за счет прибытия иностранных джихадистов из Йемена, Туниса, Алжира и России (Чечня).

15 февраля ИГ распространила видеоролик казни двух десятков египетских коптов, ранее похищенных в Ливии. В Каире президент Абдель Фаттах ас-Сиси немедленно созвал Национальный совет безопасности, по итогам заседания которого заявил, что его страна «оставляет за собой право ответить соответствующим образом в благоприятный момент с тем, чтобы наказать убийц».

16 февраля последовал ответ Каира. Истребители Ф-16 ВВС Египта нанесли удар по позициям и складам формирований ИГ близ ливийского города Дерна. Одновременно президенты Египта и Франции совместно призвали созвать заседание Совета Безопасности ООН с тем, чтобы принять «новые меры» против ИГ. В частности, Египет настаивал на экстренной необходимости «твердого вмешательства» мирового сообщества с тем, чтобы не допустить распространения влияния ИГ в Ливии.

Однако большинство западных  стран не удовлетворило требование Египта, отдав предпочтение некоему «политическому решению» в Ливии. Одновременно они призвали к формированию «правительства национального единства», заявив о готовности его поддержать.

По оценкам ливийских военных, в результате ударов египетских ВВС погибли по меньшей мере 50 боевиков. Как заявил представитель ливийской правительственной армии (международно признанное правительство в Тобруке), ливийские военные передали египтянам информацию о целях ИГ близ Дерны. По данным А.Ф.ас-Сиси, всего удары были нанесены по 13 целям.

Со своей стороны ливийское «правительство» в Триполи назвало «агрессией» воздушные удары ВВС Египта, фактически тем самым  солидаризировавшись с ИГ. Оно осудило действия Египта, назвав их «покушением на национальный суверенитет». ВНК и «правительство» в Триполи не признали факт присутствия боевиков ИГ в Ливии, обвинив сторонников прежнего режима и генерала Хафтара в том, что они якобы стояли за этой «пропагандой», призванной оправдать иностранное вмешательство.

Как заявил 16 февраля в Каире французский министр обороны Жан-Ив Ле Дриан в связи с подписанием контракта на закупку Египтом французских истребителей «Рафаль», эти самолеты позволят Каиру обеспечить безопасность Суэцкого канала и борьбу против джихадистских групп на Синае и ИГ на западе страны. «В настоящее время есть доказательства того, что у ИГ есть в Ливии учебные центры, и что ИГ проводит на территории этой страны специфические операции. Ливия находится на южном берегу Средиземноморья, очень близко от нас. Отсюда вытекает необходимость быть очень бдительными и сотрудничать с союзниками по коалиции, такими как Египет», — сказал Ле Дриан.

18 февраля глава МИД Италии Паоло Жентилони предупредил об опасности слияния в Ливии формирований ИГ и других бригад бывших «повстанцев» исламистского толка.

В тот же день в ООН министр иностранных дел Ливии Мохаммед ад-Даири потребовал отмены эмабрго на поставки оружия его стране. Одновременно он отверг идею иностранного военного вмешательства в Ливии. Однако постоянные члены СБ ООН сдержанно относятся к идее отмены эмбарго, явно опасаясь, что поставленное в Ливию оружие может попасть не в те руки.

19 февраля формирования ИГ установили контроль над университетом Сирта, в связи с чем там были прекращены занятия. Накануне они устроили «парад» в городе, проследовав через него на 60 внедорожниках. До этого они установили фактический контроль над Сиртом, заняв все административные здания.

20 февраля в городе Аль-Коба на востоке Ливии в результате тройного теракта с использованием заминированных автомашин погибли по меньшей мере 40 человек, в том числе 6 египтян, 40 получили ранения. Машины были подорваны возле комиссариата полиции, на одной из бензоколонок и у дома спикера ливийского парламента Агилы Салаха Иссы. Последний в момент теракта отсутствовал в доме. Город Аль-Коба, контролируемый силами генерала Х.Хафтара, находится в 30 км от Дерны – оплота ИГ в Ливии. ИГ взяло на себя ответственность за эти теракты, уточнив, что в двух взорванных машинах находились смертники. В кратком коммюнике ИГ утверждалось, что эти теракты – «месть за кровь мусульман в Дерне».

Также 20 февраля стало известно, что новый раунд переговоров между представителями парламента и ВНК состоится через неделю в Марокко под эгидой Миссии ООН в поддержку Ливии (Manul). Первый раунд непрямых переговоров между представителями двух сторон состоялся 11 февраля в ливийском городе Гадамес.

22 февраля правительство в Тобруке, регулярно обвиняющее Анкару в поддержке его противников из альянса «Рассвет Ливии», объявило, что исключает турецкие компании из всех государственных проектов.

24 февраля ливийский парламент учредил пост «главнокомандующего армией». Как утверждали некоторые в этой связи, данный пост был учрежден с тем, чтобы легализовать статус отставного генерала Х.Хафтара, который возглавил отряды своих сторонников и перешедшие на его сторону части регулярной ливийской армии в борьбе против исламистских бригад.

До сих пор Х.Хафтар представлял себя в качестве командующего Национальной ливийской армии – милицейского формирования, составленного главным образом из бывших военных. Он начал в мае 2014 г. операцию «Достоинство» против исламистских формирований, контролирующих г.Бенгази. Первоначально власти назвали его действия «госпереворотом», однако после того, как Триполи был захвачен силами альянса «Рассвет Ливии», генерал и правительство в Тобруке стали союзниками.

27 февраля при посещении Каира глава правительства Ливии А.ат-Тани предупредил, что египетские ВВС могут нанести новые удары по позициям боевиков ИГ в Ливии. Он подчеркнул, что эти удары будут наноситься «при полной координации действий между Египтом и Ливией». Премьер предупредил, что «ИГ прочно обосновалось в районе Сирта и не скрывает свое присутствие в Триполи, поэтому если не поставить то оружие ливийской армии, в котором она нуждается, ИГ может установить контроль над всей страной».

В целом, сдержанность западных стран относительно военного вмешательства в Ливии объяснима. Если речь вести о наземной операции, она потребует несколько десятков тысяч человек с сопряженными с этим расходами при том, что ее успех никто не сможет гарантировать. Если ограничиться только воздушной операцией, то она явно ни к чему не приведет, поскольку боевики ИГ традиционно прячутся в жилых кварталах среди мирных жителей. Поэтому любое использование только авиации приведет к многочисленным жертвам среди мирного населения и будет только на руку исламистам, поскольку у них не будет недостатка желающих вступить в их ряды. В то же время в отличие от Сирии и Ирака, где боевики ИГ находятся под постоянным прицелом западной коалиции, в Ливии у них развязаны руки для любых действий.

52.27MB | MySQL:103 | 0,551sec