Йемен: первые итоги операции «Буря решимости»

По прошествии нескольких дней операции «Буря решимости» сил «антишиитской коалиции» в Йемене можно сделать первые выводы. Силовое давление на хоуситов и сторонников бывшего президента А.А.Салеха в основном происходит путем массированных авиаударов и артиллерийских обстрелов прилегающих к саудовской границе опорных пунктов повстанцев. При этом было уничтожено несколько арсеналов боеприпасов и попутно ряд объектов социальной инфраструктуры. Кроме того, как и водится в таких случаях, нанесено несколько  ошибочных  ударов по лагерям беженцев и жилым кварталам. Причем, исходя из логики такого рода конфликтов, рискнем предположить, что подобные удары будут происходить со временем все чаще и чаще, со всеми обязательными при таком сценарии репутационными рисками для членов коалиции. И в первую очередь – для Саудовской Аравии.

Теперь к чисто военным итогам. Они, мягко говоря, неутешительны для членов коалиции. Говорить о прямом военном ущербе для противника на основе поступающих данных было бы преждевременно. Отметим лишь несколько фактов. Первое. С учетом заявлений официальных представителей ВС КСА, которые постоянно сообщают о результатах авианалетов и обстрелов, обратим внимание на то, что «налеты проводятся в условиях плотного заградительного огня средств ПВО повстанцев». Из этого следует простой вывод о том, что спустя почти неделю после массированных авиаударов средства ПВО противника не подавлены. Это свидетельствует об их малой эффективности, хотя, справедливости ради, надо сказать, что мы не вполне владеем информацией о характере ПВО, которой располагают хоуситы. Из кадров хроники очевидно, что они имеют мелкокалиберные зенитные орудия, предназначенные для борьбв с низколетящими целями, в первую очередь – вертолетам, что, безусловно, актуально с точки зрения проведения наземной операции. По нашим данным, зейдиты также в самом скором времени начнут применять и другие средства ПВО, в частности ПЗРК «Стрела». Пока повстанцы явно берегут силы с учетом все той же перспективы наземной операции. Посмотрим теперь на то, каким образом удары ВВС коалиции влияют собственно на боевую активность хоуситов. Необходимо отметить, что пока в очень малой степени. Снова обратимся к сводкам. Сторонники зейдитов восстановили за время авиаударов контроль над международным аэропортом Адена и продолжают вести позиционные бои со сторонниками бывшего президента А.М.Хади на улицах этого города. В этой связи вызывают некоторое недоумение сообщения саудовцев о том, что они «сорвали наступление хоуситов на Аден», которое они планировали осуществить почему-то из Абъяна. Дело в том, что именно в Абъяне базируются сторонники «Аль-Каиды Аравийского полуострова» под руководством ближайшего сторонника Усамы бен Ладена Тарика аль-Фадли, который, кстати, активно использовался Управлением общей разведки (УОР) КСА для организации освобождения саудовского дипломата за выкуп в прошлом месяце. Это подразумевает само по себе некий особый характер отношений между ним и саудовской разведкой. Второй силой в Абъяне как раз являются сторонники «народного комитета», (харакат) который организовал бывший президент А.М.Хади для свой собственной защиты, и бойцы которого сейчас ведут бои с переменным успехом с хоуситами на улицах Адена. Таким образом, из указанного региона, по идее, могли по логике выдвинуться только сторонники бывшего президента или, как минимум, противники зейдитов. Таким образом, саудовцы скорее всего нанесли удар «по своим». Кроме того, хоуситы вышли на побережье Баб-эль-Мандебского пролива, что теоретически означает потенциальную угрозу для судоходства.

Далее ситуация может развиваться следующим образом. С учетом растущей с каждым днем неуверенности Эр-Рияда в перспективах проведения наземной операции, ситуация пассивного противостояния будет продолжаться. Что-то подсказывает, что египтяне и/или саудовцы смогут войти в Аден только после того, как сторонники бывшего президента А.М.Хади самостоятельно смогут выбить из него хоуситов. Пока у них ничего не получается. Далее зейдиты будут разукрупнять свои силы, и группировать их малыми отрядами, дабы минимизировать ущерб от атак с воздуха. Еще одним элементом тактики зейдитов будет базирования в крупных городах, что позволит им «раствориться» среди мирного, но поголовно вооруженного, населения. Удары по городам однозначно приведут к жертвам среди граждански лиц (в условиях Йемена отличить группу мирных мужчин от военного подразделения практически невозможно), растущему недовольству среди йеменцев, и соответствующей реакции мирового сообщества. Очень важным моментом, характеризующим нынешнюю ситуацию в стране, является общий нейтралитет к происходящему со стороны основных слоев населения, племенных групп и политических партий. Предлагавшийся хоуситам в качестве компромиссной фигуры как главы некого «президентского совета» бывший президент НДРЙ Али Насер Мухаммед взял паузу и ждет исхода кризиса, наблюдая за развитием обстановки из Каира. Такая же позиция и у лидера Йеменской социалистической партии (ЙСП) Я.Ноомана, который сейчас находиться в Абу-Даби. Население Южного Йемена поддерживать А.М.Хади не спешит, поскольку большой популярностью он в этом районе в силу своего активного участия в гражданской войне между Севером и Югом в 1994 году не пользуется. Масштабное наступление исламистов, базирующихся в Марибе, на Сану маловероятно. Даже несмотря на то, что они сейчас активно снабжаются Саудовской Аравией вооружением, в том числе и тяжелым. Собственно, сейчас основная задача, которая стоит перед Эр-Риядом, это создать некий военный противовес хоуситам непосредственно внутри самого Йемена, чтобы избежать наземной операции, которая вполне реально может окончиться для королевства фиаско.

И наконец, о перспективах глобального саудовско-иранского противостояния на фоне внутрийеменского кризиса. На настоящий момент это маловероятно, поскольку не входит в стратегические планы Тегерана, который слишком «занят» в Сирии и Ираке. Его задача – втянуть саудовцев в затяжной вялотекущий конфликт в Йемене с целью отвлечения максимального количества их материальных и людских резервов именно на это направление, что объективно снизит их активность в той же Сирии и Ираке. При этом сами иранцы постараются максимально дистанцироваться публично от участия в этом конфликте. Для них выгодно со всех точек зрения представлять его официально как «саудовскую агрессию» против «суверенного Йемена».

52.2MB | MySQL:103 | 0,454sec