Пакистан и конфликт в Йемене

Давление на Исламабад в связи с развитием событий в Йемене нарастает, сохранять сбалансированную позицию правительству Н.Шарифа становится все труднее. Причем, лавировать приходится не только на международной арене. Стоящая перед Пакистаном дилемма — присоединяться к начатой Саудовской Аравией и ее партнерами по ССАГПЗ (кроме Омана) операции «Буря решимости» или нет — получила большой резонанс в пакистанских общественно-политических кругах. Высказаться на этот счет уже поспешили представители всех ключевых оппозиционных партий, значительное внимание данной проблеме уделяют и национальные СМИ. Не приходится сомневаться в том, что принятые властями решения так или иначе будут подвергнуты скрупулезному анализу. Допущенные просчеты незамедлительно приведут к наращиванию критики в адрес правительства, будут способны ослабить его поддержку электоратом.

Как сообщает пакистанская газета «Доон», свои озабоченности относительно возможного участия Пакистана в операции «Буря решимости» уже недвусмысленно обозначили в Тегеране. В состоявшейся в конце марта в МИД ИРИ беседе с пакистанским послом Н.М.Джадмани иранская сторона акцентировала необходимость следования политике невмешательства во внутрийеменские дела. Было подчеркнуто, что военная интервенция в Йемен может привести к нежелательным «осложнениям». При этом иранцы выразили готовность к налаживанию с Исламабадом предметного диалога для обмена информацией относительно складывающейся на Аравийском полуострове ситуации. По некоторым данным, уже 8 апреля для проведения консультаций с рабочим визитом в ИРП может прибыть министр иностранных дел Ирана М.Дж.Зариф.

В свою очередь Саудовская Аравия, судя по всему, не намерена отказываться от планов по включению Пакистана в число участников антихоуситской коалиции. О том, чего же конкретно ждут в КСА от Исламабада,  пакистанской высокопоставленной делегации, специально посетившей Эр-Рияд 31 марта, рассказал министр обороны КСА принц Мухаммед бен Салман. По сведениям влиятельной пакистанской газеты «Экспресс Трибьюн», речь идет о предоставлении Пакистаном своего воинского контингента и боевых самолетов для операции «Буря решимости», а также об обеспечении логистической поддержки силами ВМФ ИРП.

Пытаясь подтолкнуть Исламабад к скорейшему удовлетворению своих заявок, саудовцы развернули мощную пропагандистскую кампанию. Из Эр-Рияда периодически звучат заявления о том, что ИРП, мол, уже согласилась войти в состав коалиции, а Н.Шариф якобы даже обещал предоставить в распоряжение КСА «все ресурсы пакистанской армии». Пакистанцы, однако, эти сообщения последовательно опровергают, указывая на то, что решение об участии в военной операции в Йемене руководством страны еще не принято.

Не сидят сложа руки и пакистанские оппозиционные партии, которые стремятся, главным образом, заработать дополнительные очки на противоречивой йеменской теме. Чтобы не попасть впросак самим, оппозиционеры избегают однозначных комментариев относительно оптимального политического курса Исламабада в данных обстоятельствах. Подчеркивают лишь, что Пакистану необходимо следовать своим интересам: учитывать тесные отношения с Саудовской Аравией, но в то же время не забывать о важности сохранения дружественных связей с «другими  государствами» (читай — Ираном). Вообще, проблема-де настолько сложная, что решать ее в ИРП следовало бы «всем миром», т. е. с вовлечением в процесс принятия решения всех основных политических сил путем созыва совместного заседания обеих палат парламента или «всепартийной конференции». Именно с таким призывом к правительству 1 апреля обратилось руководство ряда крупнейших оппозиционных объединений: Пакистанской народной партии, Народной национальной партии, Объединенного национального движения, Джамиат Улема-и-Ислам Ф.ур-Рехмана и Национальной партии Белуджистана (фракция «Авами»). Вариант — беспроигрышный. В случае согласия властей они получают возможность расширить свои возможности влиять на государственную политику, в случае отказа — подвергнуть правящий режим критике за поспешность и непродуманность решений.

К осторожности в йеменских делах правительство Н.Шарифа призывают со страниц местных СМИ и различные эксперты. Как и оппозиция, однозначных рекомендаций они не дают, но призывают задуматься о вероятных негативных последствиях втягивания Пакистана в конфликт в Йемене для межобщинных отношений в самой ИРП, где порядка 80% населения составляют сунниты и около 20% — шииты.

О том, что в этом вопросе пакистанское общество уже в значительной степени расколото, свидетельствуют и данные опроса общественного мнения, проведенного газетой «Экспресс Трибьюн». Из 6604 респондентов 51% высказались за участие Пакистана в антихоуситской операции, а 49% — против. Таким образом, к какому бы решению в итоге не пришел кабинет Н.Шарифа, значительная часть населения с ним, очевидно, будет несогласна.

Осознавая это, пакистанские власти всячески тянут время и ограничиваются полумерами. На совещании премьер-министра с представителями высшего гражданского и военного руководства ИРП 26 марта было решено, что «любая угроза территориальной целостности Саудовской Аравии встретит решительный отпор со стороны Пакистана». По итогам очередного подобного заседания, 30 марта, официальный Исламабад призвал ООН, ОИС и международное сообщество в целом «сыграть конструктивную роль в поисках политического решения кризиса». Было объявлено, что с этой целью Н.Шариф в ближайшие дни намерен связаться с лидерами ряда «братских государств».

Наконец, 2 апреля было опубликовано новое заявление пакистанского правительства. В нем официальный Исламабад осудил «действия негосударственных акторов в Йемене, направленные на свержение законно избранного правительства», но в то же время призвал все стороны конфликта к мирному разрешению имеющихся противоречий. Вновь были подтверждены гарантии суверенитету и территориальной целостности КСА и намерение пакистанских властей поддерживать тесное взаимодействие с компетентными ведомствами монархии в этом вопросе. С целью обсуждения ситуации на Ближнем Востоке принято решение о проведении 6 апреля совместного заседания Сената и Национальной Ассамблеи — верхней и нижних палат парламента ИРП соответственно.

В целом, как представляется, кабинет Н.Шарифа мог бы пойти навстречу и другому требованию оппозиции — провести «всепартийную конференцию». Практика для Пакистана не столь уж и редкая, в прошлом неоднократно способствовавшая формированию национального консенсуса по ключевым вопросам внутренней и внешней политики. А для правящего режима сейчас  важно как минимум выиграть время, а в идеале — разделить ответственность за принятие судьбоносных решений. Этим же целям могли бы способствовать консультации с руководством других мусульманских стран. Первая такая «сверка часов» у Н.Шарифа состоится уже  3 апреля, в ходе его визита в Турцию. Не исключено, что за ним последуют и другие контакты. Конечно, найти устраивающие всех «развязки» будет явно непросто. Но развернутая Пакистаном активность на этом направлении уже сама по себе демонстрирует, что в Исламабаде выступают за мирное разрешение конфликта.

52.19MB | MySQL:103 | 0,561sec