О предпосылках возникновения широкомасштабного конфликта на Африканском Роге

Помимо разгорающегося конфликта в Йемене соседний регион Африканского Рога может в самое ближайшее время потрясти еще один вооруженный конфликт, способный перерасти в широкомасштабную войну. Мы имеем в виду активизацию эритрейских повстанческих групп и их потенциальную угрозу интересам зарубежных компаний, которые в ближайшее время планируют начать разработку природных ископаемых в Эритрее. Так, «Демократическая организация афаров Красного моря» (RSADO) открыто предостерегла австралийскую горнодобывающую фирму South Boulder Mines Ltd от сотрудничества с официальными структурами Эритреи в рамках геологоразведки и последующей эксплуатации месторождений золота и газа. В заявлении также указано, что любая кооперация с Асмэрой без предварительных консультаций с руководством коренной нации Эритреи афар однозначно вредят интересам этой титульной нации и экологии региона. Что последует за такими заявлениями, предположить несложно. По крайней мере, эксперты практически единодушно сходятся во мнении, что эритрейские власти вряд ли смогут в этих обстоятельствах гарантировать безопасность иностранных специалистов.

В этой связи необходимо отметить, что такого рода заявления, естественно, в очень малой степени зависят от обеспокоенности руководства партизан афар экологической безопасностью своей родины. Еще за два месяца до этого заявления эфиопские спецслужбы при полной поддержке джибутийских коллег начали активную фазу подготовки эритрейских партизанских групп к организации широкомасштабных операций против государственных и военных целей правящего режима в Асмэре. Для этих целей эфиопские спецслужбы даже создали несколько дополнительных полевых резидентур на джибутийской территории с целью рекрутирования новых боевиков в повстанческие организации. Собственно, таким образом эфиопские силовики планируют открыть «второй фронт» на джибутийско-эритрейской границе. До этого повстанцы осуществляли свои, в большей части удачные с военной точки зрения, рейды на эритрейскую территорию исключительно с баз в Эфиопии. После смерти ярого антагониста эритрейского президента И.Афеворки эфиопского лидера Мелеса Зенауи в 2012 году в данной подрывной деятельности наметился период затишья. Обе стороны зондировали даже возможность улучшения двусторонних отношений. Но все это очень быстро закончилось в силу резко негативной позиции по отношению к такой перспективе со стороны эритрейского диктатора. После этого Аддис-Абеба взяла открытый курс на силовое решение проблемы. Естественно, что основным инструментом для этого станут проэфиопские повстанческие группы, на подготовку и финансирование которых сейчас брошены основные силы эфиопских спецслужб. В случае активизации вооруженного противостояния крайне вероятен сценарий втягивания в эту борьбу и регулярных частей эфиопской армии.

Упор на иностранные цели в данном случае не случаен. Активизация иностранных «сырьевых» компаний в Эритрее является «личным проектом»  И.Афеворки, что должно стать первым шагом к отмене экономических санкций со стороны США, ЕС и ООН в отношении Эритреи. Не допустить этого любой ценой, в том числе и путем активизации открытых боевых действий, является генеральной задачей для Аддис-Абебы. Подготовка оппозиционных эритрейских групп, которая идет в форсированном режиме в настоящее время, является косвенным свидетельством этого. Для эфиопского и джибутийского руководства принципиален вопрос не просто свержения И.Афеворки, но и приведение к власти лояльного им правительства. Это важно с точки зрения реализации планов по превращению территории Эритреи в транзитную зону эфиопских товаров, а Джибути в транспортный и морской хаб. Кстати, поблажки эфиопов в отношении поставок китайского оружия южносуданцам, которые осуществлялись через порт в Джибути с дальнейшим транзитом через территорию Эфиопии, также необходимо оценивать и с точки зрения интересов китайского бизнеса и планов Аддис-Абебы по своему выходу к морю. Дело в том, что президент И.Гуленн вознамерился превратить Джибути во «второй Сингапур» и в настоящее время привлекает в экономику страны большое количество инвестиций из китайских фондов. И в данном случае позиция Аддис-Абебы четко укладывается в просьбу о содействии в этом вопросе со стороны джибутийского президента, хотя эфиопы и находятся в жестких контрах с южносуданским руководством по вопросу дальнейшего мирного урегулирования в этой стране. Реакция эритрейского лидера на возможные атаки оппозиционных проэфиопских групп на иностранные объекты также предсказуема: начнется аналогичная активность уже оппозиционных нынешнему правящему в Эфиопии режиму групп, и в частности под удар скорее всего в первую очередь попадет проект  плотины «Возрождение» на Голубом Ниле, которому в Аддис-Абебе  уделяют сейчас приоритетное значение.

Начало открытых военных действий в Эритрее еще больше осложнит ситуацию в регионе, что в дополнение к уже существующим проблемам в соседнем (через пролив) Йемене, может при неблагоприятном стечении обстоятельств достаточно уверенно перекрыть Баб-эль-Мандебский пролив. С учетом давних и доверенных связей эритрейцев с иранцами, связанных с поставками оружия в Африку, многие эксперты полагают, что Тегеран в случае начала вооруженного конфликта охотно использует эту ситуацию. Вспышка насилия может быть спровоцирована и давними территориальными спорами между Йеменом и Эритреей. При этом сама Эфиопия и Джибути держат по йеменскому конфликту строгий нейтралитет, совершенно четко сконцентрировавшись на решении эритрейской проблемы. Но развитие ситуации может внести в эту позиции совершенно неожиданные перспективы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,573sec