Ситуация в Египте: март 2015 г.

Март в Египте начался со скандала. 1марта Конституционный суд АРЕ признал неконституционным закон о выборах, на основании которого должны проходить парламентские выборы, намеченные поэтапно на период с 21 марта по 7 мая. Они должны были стать первыми выборами в период правления президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Однако решение Конституционного суда могло привести к их переносу по срокам.

В частности, в своем вердикте Конституционный суд указал на неконституционность новой нарезки избирательных округов, представленной как способ обеспечения максимальной представительности парламента. Закон о выборах был подписан президентом А.Ф.ас-Сиси в декабре прошлого года.

В тот же день Избирательная комиссия заявила, что в связи с решением Конституционного суда парламентские выборы состоятся в более поздние сроки без указания точных дат. Со своей стороны президент А.Ф.ас-Сиси дал месяц на то, чтобы был подготовлен новый текст закона о выборах. Он потребовал сделать так, чтобы не допустить нового переноса выборов.

Напомним, что сразу после отстранения от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси в июле 2013г. А.Ф.ас-Сиси – в то время министр обороны и военной промышленности – объявил о начале реализации «дорожной карты», предусматривавшей принятие новой конституции, проведение президентских и парламентских выборов. К настоящему времени эта «дорожная карта» практически реализована, за исключением парламентских выборов.

Аннулированный закон о выборах предлагал очень сложную систему формирования 567-местного парламента. 540 депутатов предполагалось избрать в несколько этапов на выборах по одномандатным округам и по партийным спискам путем всеобщего голосования по провинциям. 27 депутатов должен был назначить президент.

Главе АРЕ нужны эти выборы с тем, чтобы подтвердить демократичность его режима в глазах западных союзников, которые в большинстве своем осудили то, как был отстранен от власти М.Мурси.

Предыдущий парламент, в котором доминировали исламисты, был распущен по решению все того же Конституционного суда, решившего, что определенные положения предыдущего закона о выборах нарушали конституцию.

3 марта административный суд Египта объявил о переносе парламентских выборов.

1 марта египетская армия подвела итоги боевых действий против джихадистов на Синайском полуострове за февраль. По ее данным, военным и полиции всего за месяц удалось уничтожить по меньшей мере 172 боевика джихадистских формирований. Еще 229 подозреваемых в принадлежности к джихадистским формированиям были арестованы. За месяц были уничтожены 85 складов с оружием.

Главным противником египетских военных на Синайском полуострове является группировка «Ансар Байт аль-Макдис», заявившая в ноябре 2014 г. о своей подчиненности «Исламскому государству» (ИГ) и принятии нового названия – «Вилает Синай в знак принадлежности к провозглашенному ИГ «Халифату».

Также 1 марта в результате подрыва взрывного устройства близ комиссариата полиции в Асуане погибли 2 человека, 5 получили ранения. Это был первый теракт, совершенный в Верхнем Египте со времени низложения М.Мурси.

Следующий теракт был совершен в Египте уже 2 марта, когда бомба взорвалась близ здания Верховного суда в Каире. В результате погибли 2  человека, 9, включая семерых полицейских, получили ранения.

7 марта был казнен через повешение некий Махмуд Рамадан, осужденный к смертной казни за участие в актах насилия, совершенных сторонниками бывшего президента М.Мурси 5 июля 2013 г. в Александрии. Эта казнь стала первой по отношению к сторонникам экс-президента. Установлено, что в ходе антиправительственных выступлений М.Рамадан «развлекался», сбрасывая противников М.Мурси с крыши высотного здания.

9 марта на севере Синайского полуострова в результате подрыва на фугасе военной автомашины погибли 3 солдат, 3 получили ранения. Теракт был совершен в непосредственной близости от армейского блок-поста.

Очередной подрыв на управляемой мине бронемашины египетских военных на севере Синайского полуострова произошел 24 марта. В результате теракта погибли 2 солдата, 6 получили ранения.

5 марта президент А.Ф.ас-Сиси сместил главу МВД страны генерала Ибрагима. Последний, несмотря на то, что был назначен на этот пост при президенте-исламисте М.Мурси в январе 2013 г., по сути возглавил кампанию репрессий против сторонников экс-президента. Впрочем, его смещение можно рассматривать и как повышение по службе – он стал заместителем премьер-министра. Что касается поста главы МВД, то его занял генерал Магди Мохаммед Абдель Хамид Абдель Гаффар, ранее возглавлявший в МВД департамент национальной безопасности.

Кроме главы МВД перестановки в правительстве коснулись постов министров сельского хозяйства, образования, культуры, туризма и связи. В правительстве появились два новых поста – министра по делам населения и министра технического образования.

По оценке египетского политолога Хазема Хосни, в данном случае речь шла о попытке «улучшить имидж режима в глазах международного сообщества и египтян» в преддверии международной конференции, организуемой Каиром для привлечения зарубежных инвестиций.

3 марта Лига арабских государств (ЛАГ), штаб-квартира которой находится в Каире, объявила, что на ближайшем арабском саммите в конце марте будет рассмотрено предложение Египта о создании совместных сил обороны, предназначенных для борьбы против терроризма. Выступивший с этой инициативой президент АРЕ А.Ф.ас-Сиси сразу же обозначил главного противника этих сил – ИГ. Он же обозначил и главных участников этих сил, в которые кроме Египта должны войти, в частности, Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Иордания.

9 марта генсек ЛАГ Набиль аль-Араби указал на «настоятельную необходимость создания совместных сил обороны с тем, чтобы иметь возможность противостоять угрозе террористических групп».

14 марта стало известно, что египетские власти отправили в отставку свыше 40 судей, которые, согласно их убеждениям, поддерживали «Братьев-мусульман».

26 марта Саудовская Аравия объявила, что Египет, Марокко, Иордания, Судан и Пакистан примут участие в военной операции против шиитских повстанцев в Йемене. Ранее о желании присоединиться к ней объявили пять монархий (Персидского) залива – Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт и Катар. В тот же день Каир подтвердил свое участие в этой коалиции, призванной защитить позиции президента Йемена Абда Раббо Мансура Хади. Таким образом Йемен по сути стал лабораторией для оценки эффективности совместных арабских сил обороны, идею о создании которых выдвинул Египет. Эта идея была поддержана 26 марта главами МИД арабских стран. 29 марта эту идею поддержал саммит стран – членов ЛАГ.

В практической плоскости 26 марта Египет направил 4 корабля своих ВМС в Аденский залив для обеспечения морской блокады Йемена.

Главной экономической новостью марта стало решение «Бритиш петролиум» (БП) инвестировать 12 млрд долларов в развитие месторождения природного газа к западу от дельты Нила, которое, как ожидается, даст прирост в 25% по отношению к нынешнему уровню добычи природного газа в Египте. По данным БП, промышленная добыча газа на этом месторождении должна стартовать в 2017 г. Весь полученный газ должен пойти для удовлетворения внутреннего спроса. «Этот проект являет собой самое больое прямое инвестирование в экономику Египта. Он демонстрирует сохранение нашего доверия этой стране и нашу решимость содействовать развитию ее энергетического потенциала», — заявил генеральный директор БП Боб Дадли.

Партнером БП (65% инвестиций) в этом проекте выступает германская компания DEA, которая, по имеющимся сведениям, перешла под контроль российской компании LetterOne во главе с миллиардером Михаилом Фридманом. Проект распространяется на два морских блока North Alexandria и West Mediterranean Deepwater и предполагает добычу 34 млн куб метров газа в день. Общие запасы месторождения оцениваются в 140 млрд куб метров газа, и они, согласно прогнозам, могут удвоиться.

13 марта в Шарм-аш-Шейхе стартовала международная экономическая конференция, призванная привлечь иностранные инвестиции в Египет. В последний момент было объявлен, что ее участниками станут, в частности, госсекретарь США Джон Керри и глава МИД Великобритании Филипп Хаммонд. Их присутствие на конференции подтвердило намерение западных стран поддерживать Египет не смотря на критику в адрес Каира в отношении соблюдения им прав человека. Другие западные страны были представлены на конференции либо министрами финансов, либо послами.

Как сообщил госдеп, в Египте Дж.Керри в ходе встречи с президентом Ас-Сиси намеревался обсудить вопросы, связанные с боевыми действиями коалиции против ИГ в Ираке и Сирии, ситуацию в Ливии и Сирии.

13 марта стало известно, что участвовавшие в международной экономической конференции Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт пообещали предоставить Египту в виде помощи 12 млрд долларов, по 4 млрд от каждой страны. Там же, на конференции, Египет объявил о своих планах по строительству новой столицы страны к востоку от Каира с тем, чтобы облегчить нагрузку на этот мегаполис, население которого должно увеличиться с 18 млн в настоящее время до 40 млн в 2050 г. Новая столица будет строиться на полдороге между Каиром и Суэцем. Предполагаемая численность его населения – 5 млн человек. Реализация первой фазы проекта, рассчитанной на 5 – 7 лет, обойдется инвесторам в 43 млрд евро.

США на встрече в Шарм-аш-Шейхе ничего не обещали, за исключением того, что они намерены разблокировать предоставление военной помощи, замороженной в 2013 г. после низложения М.Мурси. Это обещание было вполне объяснимым – США все больше опасаются возвращения России на египетский рынок вооружений.

Там же, в Шарм-аш-Шейхе, были подписаны контракты с Германией и компанией «Сименс» о постройке тепловой и ветряной электростанций стоимостью 4 млрд евро. Предполагается, что ТЭС будет построена в Бени-Суейфе в 100 км к югу от Каира. Там же были подписаны соглашения о намерениях общей стоимостью 6 млрд евро.

Общий итог встречи в Шарм-аш-Шейхе – подписание Египтом контрактов на общую сумму в 36,2 млрд долларов.

В целом, золотой «дождь», пролившийся на Египет со стороны монархий(Персидского) залива и других стран на конференции в Шарм-аш-Шейхе усилил позиции президента А.Ф.ас-Сиси, представляющего свою страну лидером арабского мира в борьбе против джихадистов. Но, как представляется, выделяемые Египту средства никак не решат глубинные проблемы египетского общества. Главная из них – демографическая. Без решения проблемы ограничения рождаемости (а это противоречит нормам ислама) Египту не решить те проблемы, с которыми он сталкивается и которые с течением времени будут только усугубляться.

52.1MB | MySQL:103 | 0,618sec