Саудовская Аравия: реакция на резолюцию Совета Безопасности по Йемену

Принятая Советом Безопасности ООН 14 апреля 2015 г. резолюция № 2216, касающаяся положения в Йемене, рассматривается в Саудовской Аравии как несомненный успех стран-членов антихоуситской коалиции. Комментируя эту резолюцию, как и в целом ситуацию, связанную с ходом операции «Буря решимости», саудовский посол в Вашингтоне Адель аль-Джубейр (ставший в последнее время наиболее яркой звездой на небосклоне внешнеполитического ведомства его страны) в тот же день заявил, что «Королевство приветствует резолюцию Совета Безопасности по Йемену», рассматривая ее как «препятствие на пути поставок вооружения хоуситам и сторонникам Али Абдаллы Салеха», а также как «четкий сигнал тем государствам, которые попытаются нарушить положения этого документа», обращая их внимание на то, что «они станут объектом международных санкций». По словам А.аль-Джубейра, эта резолюция ‒ «победа Йемена», как и «сигнал хоуситам и свергнутому президенту Салеху о том, что весь мир против них», что «мир поддерживает меры международной законности, поддерживающие законное правительство Йемена».

Когда в Саудовской Аравии говорят о «государства, которые попытаются нарушить положения» последней резолюции Совета Безопасности в связи с Йеменом, то речь, естественно, идет об Иране. Квалифицируя эту страну, саудовский посол в Вашингтоне был резок: «У Ирана нет границ с Йеменом, и у него отсутствует какая-либо причина оказывать поддержку хоуситам». Более того, по его же словам, «Иран не в праве играть какую-либо роль в Йемене», а решение йеменского кризиса будет осуществляться не на основе «иранской инициативы, а на базе инициативы стран Залива». В свою очередь, определяя задачи антихоуситской коалиции, А.аль-Джубейр подчеркивал: «Коалиция видит и необходимость политического процесса, цель которого состоит в том, чтобы подтолкнуть движение Йемена вперед на основе инициативы стран Залива к национальному диалогу». В этом, как он заявлял, состоит смысл действий Саудовской Аравии, для которой «стабильность Йемена ‒ позитивный момент».

Резолюция № 2216 широко комментировалась (впрочем, и продолжает комментироваться) в саудовской прессе. Некоторые из этих комментариев заслуживают внимания.

14 апреля 2015 г. в статье в «Аш-Шарк Аль-Аусат», озаглавленной «Урок стран Залива в Нью-Йорке», главный редактор этой газеты Сальман ад-Досри писал: «Возможно, речь идет о самой большой победе дипломатии стран Залива и арабской дипломатии в целом в стенах Организации Объединенных Наций. Кто мог еще вчера поверить, что агрессивная и симпатизирующая хоуситским вооруженным формированиям Россия не сможет сорвать принятие резолюции по Йемену?». Однако главное для этого журналиста заключалось в другом обстоятельстве, — резолюция № 2216 придала необходимую законность операции «Буря решимости»: «Успех арабской дипломатии, руководимой Саудовской Аравией, подтвердил, что “Буря решимости” не была обреченной операцией, — для Эр-Рияда невозможно пойти по пути нарушения международного права. У Эр-Рияда достаточно опыта, чтобы мудро принимать важные решения в трудные моменты».

С другой же стороны, по мнению С.ад-Досри, последняя резолюция Совета Безопасности по Йемену «усилила изоляцию иранской политики». Иными словами, это был «серьезный урок, который дали страны Совета сотрудничества (за исключением Омана-авт.)», доказавший, что они могут «завоевывать дипломатическое, политическое и военное доверие мира».

15 апреля 2015 г. тот же С.ад-Досри опубликовал в «Аш-Шарк Аль-Аусат» новую статью ‒ «Российское возвращение к арабским проблемам», в которой он писал: «В той мере, в которой Россия поразила мир тем, что она не использовала право вето в отношении резолюции Совета Безопасности, связанной с Йеменом, в той же мере Россия породила проблеск надежды на то, что она будет более справедливо взаимодействовать с проблемами арабского мира. Подлинный смысл дипломатической победы стран Залива в Нью-Йорке заключается в том, что они смогли убедить Россию не торпедировать резолюцию».

Далее он продолжал: «В конце концов русские убедились, что в Йемене нельзя делать ставку на хоуситов и поддерживающие Салеха формирования, даже если это и связано с Ираном. Иранцы подожгли Йемен, содействовали дестабилизации этой страны и всего региона, что не отвечает интересам самой России». Исходя из этого посыла, С.ад-Досри делал вывод о том, что «принятая резолюция служит стратегическим интересам России, направленным на прекращение войны и возвращение к диалогу». В свою же очередь, достигнуть этого невозможно без «отхода хоуситов с захваченных территорий, без возвращения захваченного ими оружия, без того, чтобы инициатива стран Залива и механизмы ее реализации стали основой внутрийеменского диалога», тем более, что Россия является «одним из спонсоров этой инициативы», поскольку «она поддержала ее и участвовала в процессе вывода Йемена из кризиса 2011 г.».

Развивая свою мысль, главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» подчеркивал: «Мне представляется, что Россия осознает значение Йемена и пролива Баб-эль-Мандеб, как и понимает, что утверждение там хоуситов станет серьезным ударом по международной безопасности». Это означает, по его словам, что «позитивная позиция Москвы ‒ это косвенное послание России, прежде всего, странам Залива». Из этого послания вытекает, что Россия «вновь хочет вернуться к арабским проблемам». Со своей же стороны, отмечал С.ад-Досри, завершая свою статью, «государства Залива не отказываются учитывать российские интересы, и они никогда не выступали против нее». В силу этого обстоятельства, считал он необходимым сообщить, «изменив вектор своего внимания, что было сделано в связи с резолюцией Совета Безопасности, Россия содействовала совпадению интересов обеих сторон, вместо того, как это было раньше, чтобы вносить напряженность в сферу своих отношений с государствами Залива, что никому не приносило пользу».

52.2MB | MySQL:103 | 0,544sec