Сомалийский вызов «Исламского государства» энергобезопасности Европы, Ирана и Саудовской Аравии

Апрельский рейд боевиков «Исламского государства» из Сомали в Кению свидетельствует о дальнейшем серьезном развитии тенденции распространения очага нестабильности на весь Африканский Рог и за его пределы. Это напрямую угрожает транспортировке энергоресурсов в Европу из Персидского залива.

Последняя кровавая вылазка боевиков «Аш-Шабаб» в Кении и заметное усиление террористической опасности в странах региона свидетельствует о дальнейшем распространении влияния «Исламского государства» (ИГ) в мире. Необходимо напомнить, что в начале 2015 г. появилась информация о присоединении «Аш-Шабаб» к ИГ.

Произошедшая вылазка стала демонстрацией реальной силы данной структуры и неспособности властей Кении, одного из важнейших американских союзников в регионе, обеспечить собственную безопасность. Причем массовая резня в стенах ведущего столичного университета, в результате которой погибли по официальным данным 147 человек, продемонстрировала наличие у ИГ влиятельных сообщников внутри данной страны. А это дополнительно подчеркивает уязвимость Кении перед лицом джихадистского вызова.

Важным моментом при анализе ситуации служит усиление исламистской опасности и в других странах Тропической Африки. Так, спецслужбы государств региона зафиксировали активизацию исламских радикалов в Уганде, а также в Эфиопии, (например, в традиционно сепаратистском регионе Огаден). Все эти страны также являются союзниками США.

Подобная ситуация означает распространение ареала нестабильности из Сомали на все соседние страны. В том случае, если активность исламских радикалов будет обращена на север, джихадисты получают перспективы выхода на южную сторону проливов, отделяющих Африканский Рог от Аравийского полуострова.

«Пикантность» положения состоит в том, что именно здесь проходят маршруты танкеров с нефтью и газом из Персидского залива в Европу.

Учитывая резкое обострение ситуации в Йемене, дальнейшее неблагоприятное развитие событий в Сомали заметно усиливает риски для всех поставщиков и потребителей энергоресурсов. В случае реализации такого сценария угроза стратегически важным судоходным путям будет исходить не только с йеменского севера, но и с сомалийского юга.

А это заметно осложнит борьбу в регионе. В данном случае вызов будет брошен не только Саудовской Аравии и ее региональным союзникам, но и Ирану, учитывая тот факт, что ИГ сражается и против шиитского Тегерана. Поэтому такое развитие ситуации осложняет реализацию возможного перехода контроля над проливами к одному «смотрящему», поменяв суннитов на шиитов.

Возникает ситуация, при которой уже в ближайшей перспективе в схватку за них вступят трое антагонистов, что с высокой степенью вероятности исключает быструю победу одной из сторон и стабилизацию положения в стратегически важном регионе.

Соответственно, одним из главных пострадавших рискуют стать европейские страны. При таком раскладе нельзя исключать дальнейшей переориентации нефтегазового экспорта государств региона с Запада на Восток. Поставщикам ресурсов в случае усиления опасности на путях транспортировки у берегов Йемена и Сомали может оказаться выгоднее перенаправить танкеры азиатским потребителям.

Важным определяющим моментом в данном поединке является позиция США. Располагая военными базами на йеменском острове Сокотра и в Джибути, они способны внести заметные коррективы в развивающиеся события.

Несмотря на видимое ухудшение отношений Вашингтона с Эр-Риядом и борьбу против ИГ, однозначно нельзя утверждать, что он поставил на победу Тегерана. Для него могут быть привлекательны и другие варианты, при которых все трое активных участников борьбы вступают в длительный период противостояния и взаимно ослабляют друг друга.

Кроме того, нельзя исключать, что США, пусть, возможно, и неактивно, будут работать как на обострение в регионе с целью нанести максимальный ущерб конкурентам из ЕС, так и создающей для них все больше проблем Саудовской Аравии. Американское вмешательство может носить в данном случае менее осязаемый характер.

Кроме того, говоря о перспективе борьбы «за проливы», необходимо учитывать и то, что на пути к ним перед джихадистами находятся государственные образования Сомалиленд и Пунтленд. Учитывая наличие все более устойчивых связей между «Аш-Шабаб» и Сомалилендом, а также Эритреей, угроза со стороны джихадистов судоходству танкеров из Персидского залива в Европу заметно повышается. Остальные «осколки» Сомали вряд ли смогут долго выдерживать натиск опытных и многочисленных боевиков ИГ.

Дальнейшие отношения Вашингтона к постсомалийским государственным образованиям во многом и станут той самой «лакмусовой бумажкой» относительно выявления его истинных намерений в регионе по крайней мере до окончания президентского срока Барака Обамы. С другой стороны, нельзя недооценивать и роль европейских стран, которым в случае резкого обострения ситуации в регионе придется столкнуться с выбором молчаливо следить за усилением угрозы своей энергетической безопасности или вмешаться. Во всяком случае, их частные военные компании (ЧВК) уже достаточно активно работают на территории бывшего Сомали.

52.33MB | MySQL:103 | 0,490sec