О поставках оружия сирийской оппозиции

Белый дом официально объявил о том, что Пентагон начинает официальную подготовку «умеренных сил сирийской оппозиции». Обратим внимание на то, что уже не в первый раз американцы дают утечку информации о тех или иных своих действиях с «затяжкой» в месяц-два. Просто зафиксируем этот момент тактики Вашингтона, так как реальная подготовка и регулярное снабжение сирийской оппозиции вооружением началось еще два месяца назад на территории Турции. Правда до этого американцы и турки готовили совместно исключительно мононациональные подразделения туркоман. А вот отдельно от американцев, но зато при финансовой поддержке Саудовской Аравии Турция самостоятельно готовила тех самых исламистов, которые сейчас и штурмуют успешно Идлиб и горный район Каламун на границе с Ливаном. Американцы при этом официально стояли «в стороне», мотивируя «неприемлемостью» любых контактов с исламистами. Но все не так просто, как об этом заявлял Вашингтон. Собственно, и нынешнее заявление также следует рассматривать, прежде всего, в контексте скрытой помощи со стороны США все тем же исламистам. Если хотите, то ее легализации.

Обратимся к фактам. Одним из важнейших факторов в успехе наступления исламистов в Идлибе безусловно, помимо грамотной штабной культуры, были и поставки оружия. Это, в первую очередь, противотанковые ракетные комплексы BGM-71E TOW производства США, которые очень эффективно использовались исламистами во время последних по времени боев как против танков, так и против дотов и дзотов. При этом обратим внимание, что количество видеороликов о применении этого оружия в интернете резко увеличилось. Это натолкнуло ряд экспертов на простую мысль о том, что данный видеоряд был одним из условий американских поставщиков, которые тем самым хотели удостовериться в том, что оружие действительно используются в деле. Вторыми по численности после американских ПТРК среди вооружения сирийских исламистов следует отметить франко-германский Milan, а также российские системы 9M113 «Конкурс», 9K115-2M «Метис-М» и 9M133 «Корнет». Саудовцы поставляют TOW и ПТРК китайского производства Hongjian-8, между тем как их российские аналоги были ранее захвачены повстанцами у сирийских правительственных войск. Также совершенно очевидно, что поставки американских ПТРК были бы невозможны без молчаливого согласия Вашингтона. TOW являются совершенно иным типом вооружения, которые подразумевают постоянное сопровождение ракеты до цели с радиусом действия до 3750 метров и очень совершенной оптикой, и их экспорт ограничен множеством ограничений, в том числе и запретом на реэкспорт. При этом использование такого типа вооружений требует нескольких недель обучения и тренировки. Из всего этого вытекает, что «неучастие» американцев в вооружении сирийских ислпмистов, мягко говоря, не соответствует действительности. Интересно, в этой связи заявления ряда американских высокопоставленных военных, которые честно признались, что уровень подготовки сирийских исоамистов в рамках использования TOW превосходит уровень значительного большинства собственно американских солдат. По крайней мере, если исходить из размещенных в интернете роликов.

Оружие для противников режима Б.Асада попадает в Сирию различными путями. Это, прежде всего, официальные поставки из России и Ирана для сирийской правительственной армии, попадающие в виде трофеев в руки исламистов. США, Турция, Саудовская Аравия и некоторые другие аравийские монархии  снабжают аниасадовские силв в основном через «серые» и «черные» схемы. В частности, швейцарское правительство в начале этого года выразили неофициальный протест покупателям своего оружия из ОАЭ в связи с тем, что швейцарские ручные гранаты оказались, в конечном счете, у сирийских оппозиционеров. Общий алгоритм всех этих схем в принципе один: западное оружие и боеприпасы официально покупаются аравийскими монархиями, а затем контрабандно при посредничестве турецких силовиков переправляются в Турцию, и направляются в тренировочные лагеря оппозиционеров. Обучение и тренинг осуществляют турецкие инструкторы. Хотя в ряде случаев оружие советского или российского производства закупалось КСА и ОАЭ через частные фирмы у посредников в странах бывшей Югославии и Болгарии. Что-то вслепую продавала и Белоруссия. Часть американского стрелкового оружия была вначале поставлена ливийским повстанцам в период боев за Мисурату, а затем вместе с ними они перекочевали в Сирию. Часть автоматов Калашникова, несмотря на советское или российское происхождение, были произведены по лицензии в Египте и Пакистане, а уже оттуда они попали в Сирию, правда, в ограниченном количестве. Это объясняется не только осознанной позицией той или иной страны. просто в данном случае любой военный конфликт является очень выгодным для продавцов вооружения и боеприпасов в силу его резкого удорожания на фоне их переизбытка в той или иной не очень богатой стране.

Ситуация в Сирии, да и в других «горячих точках», вновь оживила дискуссию среди специалистов и политологов в отношении резкого повышения рисков расползания современных систем вооружения из зоны локальных конфликтов (Ливия, Йемен, Ирак), попадания их в руки исламистов и использования уже против собственно самих западных стран. Оппоненты этого сценария на первый взгляд логично замечают, что оружие без боеприпасов ничего не стоит, и прекращение поставок именно боеприпасов минимизирует эту угрозу. В качестве иллюстрации приводится история с системами ПЗРК «Стингер», поставляемых американцами афганским моджахедам, которые затем в терактах против гражданских целей не использовались. Правда, при этом забывают сказать, сколько миллионов долларов и усилий потратили те же США, чтобы скупить их после вывода советских войск из Афганистана. А затем такая же история повторилась уже в Ливии, где покупались ПЗРК уже советского производства. В качестве еще одного контраргумента заметим: для того, чтобы выстрелить с дистанции 2.5 км, скажем для примера, по Елисейскому дворцу, много боеприпасов не требуется. И это не говоря уже о посольствах, торговых представительствах и объектах нефтегазовой нфраструктуры. В данном случае важен факт самого инцидента и пропагандистский шум вокруг него. Для участия же в локальных боях с оппонентами или правительственными войсками вполне хватает и оружия с армейских складов. Но подчеркнем, что все перечисленные выше системы противотанковых ракет идеально подходят для целенаправленных и точных террористических атак. И не только против стационарных объектов, но и автомобилей, и низколетящих самолетов. И очень сложно спрогнозировать, сколько таких систем исламисты используют, а сколько оставят в запасе. Единственным и довольно слабым утешением является только лишь то, что все эти противотанковые системы сложно закамуфлировать и скрытно пронести, а городские условия в большинстве случаев резко сокращают радиус их использования. Например, эффективность TOW в городе падает до 65 метров. Но все это, согласитесь, служит очень слабым утешением.

52.12MB | MySQL:103 | 0,588sec