Визит госсекретаря США Джона Керри в Эр-Рияд

Состоявшийся 7 мая 2015 г. визит главы американского Государственного департамента Джона Керри в саудовскую столицу стал одной из составных частей осуществляемой ныне Эр-Риядом широкой  внешнеполитической активности. При этом обе стороны — и Саудовская Аравия, и Соединенные Штаты —  подчеркивали насущную необходимость взаимных консультаций и дальнейшей координации совместной деятельности в отношении, как подчеркивалось в ходе встречи короля Сальмана бен Абдель Азиза и Джона Керри, «широкого круга двусторонних и международных проблем».

Вечером того же дня, сразу же после завершения переговоров, проведенных руководителем внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов в Эр-Рияде, состоялась его совместная пресс-конференция со вновь назначенным на пост министра иностранных дел Адилем аль-Джубейром. Заявления, сделанные обоими министрами, во многом раскрывают содержание переговоров, которые были проведены Дж.Керри в саудовской столице.

Важнейшей темой этих переговоров стала, естественно, подготовка будущего «саммита в Кемп-Дэвиде» — предстоящей встречи президента Барака Обамы с главами стран Совета сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ), которая будет проходить 13-14 мая текущего года в Вашингтоне, а затем продолжится в загородной резиденции американского президента в Кемп-Дэвиде. Окончательный формат этого саммита будет утвержден в ходе Парижской конференции министров иностранных дел государств ССАГЗ и Соединенных Штатов в пятницу, 8 мая 2015 г. Тем не менее, основные параметры будущих переговоров уже известны.

Речь будет идти, в первую очередь, о расширении сотрудничества обеих сторон в сфере обороны и безопасности. Достаточно давно заключенные между этими сторонами соглашения, связанные с сотрудничеством в этих двух сферах, не кажутся сегодня обеим сторонам в свете существующей региональной ситуации в полной мере всеобъемлющими. Подчеркивая задачу их углубления, ССАГЗ и Соединенные Штаты ставят в практическую плоскость решение вопроса о создании системы противоракетной обороны (этот вопрос был впервые поставлен, по крайней мере, в 2012 г.), способной защитить границы государств Совета сотрудничества, а также оградить их территориальные воды от возможной агрессии «внешних сил и террористических организаций». Это означает, прежде всего, что государства Залива будут в еще большей мере чем раньше расширять оборонное сотрудничество с американским Центральным командованием, в зону ответственности которого входит и регион Персидского залива. Это широкое оборонное сотрудничество по линии Соединенные Штаты — государства Совета сотрудничества предполагает, в том числе, и продажу этим государством в еще больших количествах современного оружия и военного оборудования, как и проведение различных совместных военных мероприятия, включая, в том числе, и совместные военные маневры.

Сегодняшнее возвращение к вопросу о создании системы противоракетной обороны и распространении на государства ССАГЗ американского «противоракетного зонтика» в немалой степени определяется тем, что А.аль-Джубейр в ходе совместной пресс-конференции с Дж.Керри назвал «негативным иранским вмешательством, происходящим в различных регионах [арабского мира] — в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене и других местах». Однако это «негативное вмешательство», уже проявившее себя в иранских попытках блокировать движение судов в Ормузском проливе, имеет и другую, еще более принципиальную сторону, обычно резюмируемую в государствах ССАГЗ как «иранская ядерная программа». Столкнувшись с серьезной обеспокоенностью этих государств в связи с проводимыми «группой 5+1» переговоров с Ираном, способных завершиться снятием санкций с государства, играющего роль саудовского регионального «стратегического противника», Соединенные Штаты вынуждены проявить большую решимость в отношении предоставления аравийским монархиям серьезных гарантий безопасности.

По словам А.аль-Джубейра, Дж.Керри «был поставлен в известность в отношении того, что министры иностранных дел государств Совета сотрудничества в ходе своей встречи в Париже более глубоко изучат американские подходы, касающиеся иранской ядерной программы» с тем, что в дальнейшем, на «саммите в Кемп-Дэвиде» американскому президенту была высказана «скоординированная позиция» этих государств. Со своей стороны, глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов в ходе пресс-конференции с его саудовским коллегой подчеркивал в этой связи, что в Саудовской Аравии он провел «консультации по поводу иранской ядерной программы, как и по переговорам “группы 5+1” с Ираном». По его словам, в Соединенных Штатах испытывают «беспокойство в связи с иранскими действиями, ведущими к дестабилизации ситуации в регионе», что вновь заставляет администрацию Б.Обамы считать, что «Иран не может обладать ядерным оружием», как и действовать в направлении «определения параметров отношений [с государствами ССАГЗ] в сфере безопасности и их дальнейшего движения вперед».

Несомненно также, что положение в Йемене станет одной из тем переговоров Б.Обамы с главами государств Совета сотрудничества. В ходе пресс-конференции в саудовской столице, А.аль-Джубейр подчеркивал, что «Вашингтон поддерживает проведение конференции, идея которой была выдвинута Служителем Двух Благородных Святынь, в Эр-Рияде и с участием всех йеменских сторон». В свою очередь, по словам Дж.Керри, его страна «поддерживает саудовские усилия», специально оговаривая, при этом, что будущая конференция «должна привести к политическому решению кризиса», что, по его мнению, означает, что Саудовская Аравия «поддерживает связанные с этим усилия Организации Объединенных Наций». Касаясь этого вопроса, Дж.  Керри, в частности, отметил: «Всем известно, что несколько недель назад Служитель Двух Благородных Святынь король Сальман бен Абдель Азиз заявил о переходе от первого этапа военной кампании ко второму — политическому и гуманитарному этапу. К сожалению, хоуситы не приняли предложения стать частью этого этапа, что и определило продолжение военных действий. Сегодня же мы приветствуем инициативу королевства, направленную на нахождение мирного решения и воплотившую себя в заявлении о намерении по гуманитарным причинам ввести режим прекращения огня на срок до пяти дней при условии, что [хоуситы] не будут наносить удары или передислоцировать свои силы. Однако, — продолжал Дж.Керри, — прекращение огня определяется согласием хоуситов, тем, насколько они будут этого придерживаться. Мы активно подталкиваем хоуситов и тех, кто их поддерживает, к тому, чтобы они не упустили этот огромный шанс и ответили на нужды йеменского народа. Мы благодарны Саудовской Аравии за ее инициативу, за ее слова миру о том, что она готова пойти на решение гуманитарных проблем в Йемене».

Как А.аль-Джубейр, так и Дж.Керри возложили ответственность за происходящие в Йемене события на Иран. Как отмечал глава американского государственного департамента, «роль Ирана [в Йемене] остается негативной, поскольку он финансово и идейно, как и с помощью поставок вооружения поддерживает хоуситов», что лишь доказывали  иранские попытки прорвать воздушную и морскую блокаду Йемена. Вместе с тем, по словам Дж.Керри, четко высказанным в ходе пресс-конференции в Эр-Рияде, «ни Соединенные Штаты, ни Королевство Саудовская Аравия не намереваются направлять наземные силы в Йемен».

Наконец, третьей темой переговоров американского президента и руководителей государств Совета сотрудничества станет ситуация в Сирии. Этот вопрос затрагивался как в ходе встречи Дж.Керри с королем Сальманом бен Абдель Азизом, так и его переговоров с А.аль-Джубейром. В ходе совместной пресс-конференции обоих министров в Эр-Рияде глава американского Государственного департамента заявил, касаясь Сирии, что «американская позиция не изменилась», имея в виду, что Соединенные Штаты «не приемлют действий президента Асада, направленных на убийства женщин и детей, использование отравляющих газов, голодомору». По его словам, эти действия привели к тому, что «3/4 сирийцев стали беженцами, что заставляет думать, насколько этот руководитель способен выступать как легитимный президент». Далее он добавил: «Мы не считаем это возможным. Мы считаем, что Асад потерял свою легитимность. Есть только один путь, способный привести к миру и в то же время остановить войну — это [уход] Асада». Продолжая связанные с этим обстоятельством выводы, Дж.Керри заявил: «Мы поставили в известность поддерживающие его (Асада — Г.К., Е.М.) стороны, Иран и Россию, что в Сирии можно достичь мира. Сирия может стать светским единым государством, если Асад не будет участвовать в переговорах, если будет осуществляться Женевское соглашение, что и составляет суть американской политики, как и политики всех наших партнеров. В долгосрочной перспективе Асад не может являться частью будущего Сирии».

В завершение пресс-конференции Дж.Керри вновь четко обозначил цели будущей встречи президента Б.Обамы и руководителей государств Совета сотрудничества. Как он отмечал, «одна из целей направленного Обамой приглашения руководителям государств Совета сотрудничества встретиться в Вашингтоне состоит в том, чтобы сосредоточить наши усилия и мысли на том, что необходимо сделать для большей стабильности на уровне региона, на том, чтобы этот регион не стал полем сражения, а его народы продолжали бы жить в мире». По мнению главы Государственного департамента, путь к реализации этой цели проходит через «четкое определение путей, которые позволят нам эффективно сотрудничать и обмениваться информацией, как и быть в полной мере готовыми немедленно отразить любую угрозу [региону], которая может возникнуть».

52.22MB | MySQL:103 | 0,476sec