К вопросу об эволюции и современном положении российского бизнеса в Турции

Советский Союз оставил в Турции немалое наследие в виде построенных при участии отечественных специалистов и под кредиты СССР инфраструктурных проектов. Многие из них функционируют и по сей день, являясь системообразующими для экономики страны. Достаточно упомянуть построенные в поздний советский период Сейдишехирский аллюминиевый завод, Искендерунский металлургический комбинат, тепловую электростанцию «Орханели» и так далее.

Многолетняя успешная эксплуатация отечественного оборудования по праву обеспечила ему в Турции репутацию технологичного, качественного и надёжного. Хотя, при сравнении с западными аналогами оно нередко квалифицируется турецкими специалистами словом «хантал». Если обратиться к турецко-российскому словарю это определение может быть переведено как «громоздкий», «крупный», «грубый». Проще говоря, будучи введённым в эксплуатацию работает, как правило, без нареканий, но западных «упаковки» и лоска всё же не хватает. Да и предыдущий этап монтажа и наладки отечественной продукции, кто сталкивался и понимает – отдельный и нередко достаточно «творческий» процесс. Подточить, «шлифануть», обрезать, развальцевать или заварить на месте – всё это нормально, хотя и может быть вызывать недоумение у зарубежных монтажных бригад, привыкших, чтобы всё собиралось, как в игрушечном наборе «Лего», «лёгким движением руки».

Тем не менее, сформировавшаяся, в целом положительная, репутация отечественных изделий естественным образом, после распада Советского Союза, перешла к России, как к полноправной правоприемнице. Априори российское оборудование было занесено турецкими заказчиками и партнёрами в категорию адекватной и, что самое главное дешёвой, потенциальной замены западным изделиям, заполонившим и даже монополизировавшим, в отдельных сегментах, турецкий рынок девяностых годов прошлого века. Довольно долго после либерализации отечественной внешней торговли, в Турции наблюдалась атмосфера ожидания широкой экспансии российских производителей. Поскольку, ни у кого в Турции не вызывал сомнений огромный научный и промышленный потенциал России. В общем исторический, не исторический, но, как минимум теоретический, шанс на то, чтобы расширить своё присутствие на международной арене у россиян, получивших возможность свободой реализации внешнеэкономической деятельности, в девяностых годах появился.

Однако, по хорошо известным отечественным читателями причинам, экспансии российского оборудования и технологий на зарубежные рынки и на рынок турецкий, в частности, не получилось ни в девяностых, ни в двухтысячных годах. По пальцам можно перечислить те проекты, которые были реализованы в Турции в новейший период двусторонних отношений при участии российских компаний. Заметим, что нередко подобное участие носило лишь номинальный характер, когда турецкой генеральный подрядчик по формальному критерию нуждался в российском партнёре (скажем, чтобы показать, что проект реализуется в рамках российско-турецкого сотрудничества) или же в референциях, то есть документально подтверждённом опыте выполнения аналогичных работ. Что-что, а послужные списки у многих российских предприятий с советских времен остались весьма впечатляющими, хотя и стремительно устаревают без регулярного обновления.

Зато, хорошо знакомы на турецком рынке отечественные сырьевые корпорации, хедлайнером которых является «Газпром», поставляющие в Турцию энергоносители в таких объёмах, что любимым тезисом турецких оппонентов двустороннего сотрудничества является идея об «энергетической зависимости» Турции от России, с подсчётом в процентном отношении степени «кабалы» своего ТЭКа. Естественно, с итоговым заключением о том, что Турцию «перекосило» в сторону России. Тот факт, что российский бюджет нуждается в турецких деньгах не меньше, чем турецкая экономика в российских природном газе и нефти, в дискуссиях аккуратно обходится стороной. Впрочем, тезис об энергетической зависимости от России, всплывая от случая к случаю, настолько прочно вошёл в турецкий обиход, что его уже принято рассматривать в качестве аксиомы, не требующей доказательств и не терпящей возражений.

Система газовых отношений между Россией и Турцией может кардинально измениться в том случае, если будет в итоге реализован проект «Турецкий поток», даже не озвученный, а прогремевший в начале декабря прошлого года в ходе визита президента РФ В.В.Путина в Анкару. Ведь «Турецкий поток» — исторический шанс для Турции по превращению из страны транзитера в полноценный энергетический хаб. Напомним отчаянное, многолетнее сопротивление «Газпрома» включению в соглашения о поставках газа в Турцию статьи, позволяющей его турецкий реэкспорт в третьи страны. В случае же реализации «Турецкого потока», Турция может стать «официальным партнёром» России по сбыту газа в страны Европейского союза. А это — совершенно иные формат и качество двусторонних отношений, даже по сравнению с возможностью реэкспорта, чего нельзя было себе и представить десять или даже пять лет назад. Главой «Газпрома» уже озвучен и конечный срок реализации проекта – конец 2016 года. Посмотрим, как будет на практике…

Широкая программа строительства и обновления турецкой промышленной, энергетической и транспортной инфраструктуры, включая аэропорты, туннели, мосты, дороги, линии скоростного железнодорожного сообщения, электростанции и проч., с привязкой к столетнему юбилею Турецкой Республики в 2023 году, при ограниченных бюджетных возможностях государства, вызвала в стране повышенный спрос на зарубежные деньги и на зарубежных инвесторов. Хотя, вплоть до настоящего времени, российские инвесторы в отношении проектов «green field» в Турции проявляют известную сдержанность, есть и прецеденты. Наиболее заметным примером реализации данной модели является строительство Магнитогорским металлургическим комбинатом крупного предприятия в районе города Искендерун.

С другой стороны, несколько более охотно россияне участвуют в различных сделках слияний и поглощений. Самым крупным российским приобретением последнего времени стала покупка со стороны «Сбербанка» одного из крупнейших турецких финансово-кредитных учреждений — «Денизбанка». Вступив в свои права и выдавая через «Денизбанк» кредиты местным подрядчикам на строительство инфраструктурных проектов, получается, что Россия косвенным образом софинансирует инфраструктурный бум в Турции. Вообще, Россия рассматривается турками, как перспективный источник прямых иностранных инвестиций. Несмотря ни на какие санкции и кризисы, в турецком «быту» широко укоренилось мнение, что от «богатой» России «не убудет».

Таким образом, к настоящему времени у российского бизнеса, нацеленного на Турцию, да, вероятно, и вообще за рубежом, сформировалась достаточно чёткая, если так можно выразиться, специализация. В первую очередь – экспорт сырья и энергоносителей, как ось двусторонних отношений, в меньшей степени – экспорт «денег», то есть инвестиции в турецкую экономику.

Подписание Межправительственного соглашения о строительстве и эксплуатации первой атомной электростанции в Турции АЭС «Аккую» в рамках модели «Строй – Эксплуатируй – Владей», предварительной бюджетной стоимостью около 20 млрд долл., если узко рассматривать только финансовый аспект, серьёзно утяжеляет портфель инвестиционных проектов России в Турции.

Давая «макро» характеристику отметим, что АЭС «Аккую» становится одним из системообразующих проектов, наряду с газопроводами, в системе двусторонних отношений. Хотя, об этом уникальном проекте, первой в мире АЭС, реализуемой в рамках модели «Строй – Эксплуатируй – Владей», в частности, о политическом аспекте, сказано и написано столько слов, что повторяться не имеет смысла. Будет ли в итоге получен положительный экономический эффект или сплошные потери от реализации «Аккую», сейчас уже целиком и полностью зависит от специально созданной российским консорциумом проектной компании «Akkuyu NGS» и, в частности, от профессионализма конкретных исполнителей.

Однако, политика — политикой, экономика — экономикой, но, представляется, что проект «Аккую» может иметь большое имиджевое или, выразимся так, маркетинговое измерение.

Ну, прежде всего, Россия, активизировавшаяся в вопросе экспорта мирных атомных технологий, подтверждает своё реноме технологически развитой страны. Но это лишь внешняя сторона вопроса.

Смотря глубже и не боясь громких слов, «Аккую» — подлинно исторический шанс по широкому возвращению отечественного наукоёмкого оборудования в Турецкую Республику, в страну, технологически ориентированную на Запад, где получить проект такого масштаба, не будучи США и Европой – та ещё задача. Вон, как Китай мается с вроде как выигранным в 2013 году тендером на поставку зенитно-ракетных систем.

В случае своей успешной и своевременной реализации, проект «Аккую» может стать своего рода «Выставкой достижений» и знаковой референцией для многих десятков отечественных производителей оборудования для станции. Сложно переоценить возможный эффект от установления контактов и налаживания кооперации между российскими компаниями, вовлечёнными в  проект «Аккую», и представителями турецкого, в частности, строительного и промышленного бизнеса. Подчеркнём ещё раз АЭС «Аккую» – потенциально это огромный шанс, который нуждается в отдельном осмыслении. Будет ли он в должной мере использован? Хотелось бы, конечно, чтобы за российские бюджетные деньги, тем более на фоне западных санкций, АЭС «Аккую» не превратилась бы «по пути» в выставку достижений, каких-либо других, скажем, американских и европейских «хозяйств». По поводу чего, в настоящий момент времени, к сожалению, уже есть серьёзные опасения…

62.93MB | MySQL:105 | 0,643sec