Отношение израильтян к смешанным бракам

Юридически в Израиле возможно заключение только религиозных браков. Поскольку религиозное еврейское право не допускает возможности браков с неевреями, возможности заключения таких браков в стране, казалось бы, нет. Причем это касается и браков евреев с лицами смешанного происхождения, не определяемыми религиозным еврейским правом в качестве евреев (дети еврейских отцов от нееврейских матерей). Однако на практике, поскольку Израиль признает браки, заключенные за его пределами в соответствии с законами соответствующих государств, такая возможность существует. Для этого смешанной израильской паре достаточно отправиться на Кипр, полет до которого занимает менее часа.

Социологический опрос, проведенный в мае этого года по заказу израильской общественной организации «Итим», поставившей своей задачей борьбу с религиозной бюрократией, отталкивающей многих израильтян от еврейской религиозной традиции, был посвящен проблеме отношения израильских евреев к смешанным бракам и к гиюру (переходу в иудаизм лиц, родившихся неевреями). Опросом была охвачена представительная выборка из 500 израильских евреев. Как и можно было ожидать, подавляющее большинство опрошенных (86 %) заявили, что им очень важно, чтобы их дети вступили в брак только с евреями.

Израильское еврейское общество неоднородно в своем отношении к религии. Социологи выделяют обычно следующие категории населения по этому признаку: 1. Ультраортодоксальные, 2. Религиозные, 3. Соблюдающие традиции и 4. Светские. Против возможности вступления их детей в смешанные браки однозначно выступили 99 % ультраортодоксальных и религиозных, 96 % соблюдающих традиции и 75 % светских израильских евреев. Поскольку еврейская идентичность носит двойственный (этнический и религиозный) характер, не следует удивляться тому, что подавляющее большинство израильских евреев, определяющих себя в качестве светских, также категорически возражают против возможности того, что их дети вступят в смешанный брак.

В подавляющем большинстве случаев, когда израильские евреи все-таки вступают в смешанные с точки зрения религиозного права браки, речь идет не о браках с иностранцами и тем более не о браках с арабами. Речь идет о браках с упомянутыми выше детьми еврейских отцов от нееврейских матерей, определяемыми религиозным правом в качестве «неевреев» и фигурирующими в официальной израильской статистике под бюрократическим наименованием «другие» (то есть ни евреи, ни арабы), но, несмотря на это, де-факто представляющими собой неотъемлемую часть израильского еврейского сообщества. Решением проблемы в рамках религиозного еврейского права в данном случае является гиюр. Однако, по мнению 60,3 % опрошенных в рамках упомянутого социологического опроса (в том числе 25 % ультраортодоксальных и религиозных, 50,7 % соблюдающих традиции и 80 % светских), процедура гиюра в Государстве Израиль чрезмерно сложна.

В данном контексте необходимо упомянуть о том, что лидер партии НДИ, бывший министр иностранных дел Авигдор Либерман объяснил свой отказ войти в состав нового правительства Биньямина Нетаньяху среди прочего чрезмерными уступками, сделанными по отношению к ультраортодоксальным партиям. Одной из таких уступок стало замораживание законопроекта, направленного на упрощение процедуры гиюра. Поскольку правящая коалиция состоит всего из 61 депутата Кнессета (из 120), из которых 13 представляют ультраортодоксальные партии (7 – ШАС и 6 – «Еврейство Торы»), уступки ультраортодоксам были неизбежны. Без них просто не было бы правящей коалиции. Потерпевшая сокрушительное поражение на последних выборах в Кнессет НДИ (всего 6 мандатов вместо прежних 13) не могла бы послужить заменой ультраортодоксам. Сходной с НДИ позиции по вопросу закона о гиюре придерживается религиозно-сионисткая партия «Еврейский дом» во главе с Нафтали Беннетом, вошедшая в состав нового правительства Биньямина Нетаньяху. Однако она тоже потерпела тяжелое поражение на последних выборах в Кнессет (8 мандатов вместо прежних 12) и потому была вынуждена согласиться на уступки ультраортодоксам, в том числе де-факто и в вопросе об упрощении гиюра, против которого возражает контролируемый ультраортодоксами Главный раввинат Израиля.

Раввин доктор Шауль Фарбер, возглавляющий заказавшую упомянутый социологический опрос организацию «Итим», заявил по этому поводу: «Больно, что абсолютное большинство общества привязано к иудаизму, а еврейская идентичность важна ему, но раввинат, оторванный от общества и от реальности, подталкивает людей к тому, чтобы они, не имея иного выбора, будут вынуждены пойти по альтернативным путям». Можно с большой степенью уверенности предположить, что данные опроса, прежде всего, относительно вопроса об упрощении гиюра, будут использованы израильской оппозицией – как левыми партиями, так и оказавшейся вместе с ними в оппозиции НДИ – для нападок на совсем недавно приведенное к присяге новое правительство Биньямина Нетаньяху.

52.49MB | MySQL:103 | 0,358sec