Джибути-ОАЭ: конфликт продолжается

Похоже, что усилия американского госсекретаря Д.Керри по «успокаиванию страстей» в разгорающемся дипломатическом скандале между ОАЭ и Джибути не принесли видимого успеха. Вкратце напомним предысторию, о которой мы уже сообщали ранее. 27 апреля с.г. произошла публичная ссора между вице-консулом ОАЭ в Джибути Али аль-Шихи и командующим ВВС Джибути Вахибом Муссой Калинлехом, которая чуть было не переросла в рукопашную. После этого Абу-Даби официально  объявил об эвакуации своего консульства из этой страны, а контингент саудовско-эмиратовских инженерных подразделений, который должен был начать оборудование совместной военной базы в Харамусе спешно покинул Джибути. Блиц-визит Д.Керри в Абу-Даби с целью урегулировать инцидент закончился провалом. Об этом свидетельствует вчерашнее аннулирование въездной визы в КСА министру иностранных дел Джибути Махмуду Али Юсуфу, который вместе со своими родственниками планировал прибыть на саудовскую территорию для умры в Мекку и Медину. Это формально. Неофициально министр иностранных дел Джибути был уполномочен президентом И.Гелле встретиться с официальными лицами КСА для привлечения Эр-Рияда к посредничеству в минимизации последствий нынешнего осложнения двусторонних отношений с ОАЭ. В общем-то, шаг по достижению договоренностей с Саудовской Аравией выглядит абсолютно логичным, поскольку именно Эр-Рияд и его действия являются первопричиной кризиса. В этой связи последний можно смело считать системным фактором конфликта между Джибути (и Эфиопией, которая плотно стоит за спиной джибутийского президента) и аравийскими монархиями.

Сейчас мы наблюдаем кульминацию конфликта, на самом деле зревшего давно. И решение Эр-Рияда в прошлом месяце об активизации «военно-технического сотрудничества» с заклятым врагом Джибути в лице Эритреи явилось лишь его катализатором. Напомним, что Эр-Рияд и Абу-Даби обязались не только вложить инвестиции в организацию собственно военной базы на территории Эритреи, но и в реконструкцию аэропорта и транспортной инфраструктуры. Безусловно, что выбор в пользу Эритреи объясняется не только исключительно выгодным географическим положением страны, но и относительной дешевизной по сравнению с джибутийским вариантом. Кроме того, через эритрейскую территорию до недавнего времени шел контрабандный поток оружия из Ирана в сектор Газа и на Синай, и вовлечение Асмэры в свою орбиту однозначно эту угрозу минимизирует. Помимо этого, президент Эритреи И.Афеворки имеет давние и хорошо налаженные связи с частью йеменской элиты, которые обусловлены совместным участием в массовой контрабанде, в том числе тем же оружием для всех желающих и переправке незаконных мигрантов, которые направляются в основном в КСА.

Помимо всех этих глобальных причин существуют и чисто внутренние джибутийские. Общее недовольство И.Гелле позицией аравийских монархий по вопросу сближения с Эритреей усилено поддержкой ОАЭ самого яркого антагониста нынешнего лидера Джибути в лице его бывшего саратника Абдуррахмана Махамуда Бореха. Джибути уже два года требует его экстрадиции из ОАЭ, но до сих пор безуспешно. Более того, он был исключен из «красного списка» Интерпола. В Джибути А.М.Бореха обвиняют в коррупции, организации террора, и проведению «подрывной деятельности». Суть вопроса, конечно, не в этом, а в жесткой политической оппозиции Бореха Гелле и его стремление обогнать его на президентских выборах в 2016 году. Сейчас в отношении оппозиционера  Джибути инициировало несколько судебных исков, в том числе в суде Лондона. 23 марта с.г. британской суд арестовал счета Бореха в европейских банках, через некоторое время после этого был аннулирован его паспорт Франции. Эти  обстоятельства  фактически сделали его «невыездным» из ОАЭ.  Одновременно по прямому указанию И.Гелле были заключены контракты с известными юридическим и охранными фирмами (в том числе с британской Gibson, Dunn & Crutcher и Kroll), которые в настоящее время занимаются поисками тайных счетов оппозиционера и лоббистской деятельностью в судах.

В любом случае нынешний кризис, несмотря на всю его подоплеку, грозит серьезно изменить расстановку сил в регионе. И заход иранского корабля с грузом гуманитарной помощи в порт Джибути является ясным сигналом этого. Тегеран, безусловно, постарается использовать нынешний кризис в своих конкретных целях. После выхода Хартума, а теперь и Эритреи из иранской орбиты  Тегеран фактически лишился возможности стационарного пребывания своих кораблей ВМС в Красном море. Это вынуждает Иран заниматься ротацией боевых кораблей, что дорого и неэффективно. Получение от Джибути разрешения «на технические стоянки» иранских кораблей однозначно эту проблему в какой-то степени может решить. Вопрос — насколько Джибути готово на такой вариант в долгосрочной перспективе. В нынешней ситуации вполне вероятно, что иранцы такую возможность и получат. Хотя бы из элементарного желания И.Гелле выдвинуть для аравийских монархий непробиваемый козырь на переговорах по выходу их кризиса. Это может сыграть свою роль, но отказываться от эритрейского проекта они сейчас не готовы. А это серьезное препятствие для нормализации отношений. И дело в данном случае не столько в позиции Джибути, сколько в отношении к такой перспективе со стороны Аддис-Абебы. Эфиопские спецслужбы прочно обосновались в Джибути, где чувствуют себя «как дома». В настоящее время ими активно проводится работа по мобилизации сепаратистских групп афаров для организации подрывной работы против Асмэры. То есть, в данном случае речь идет о начале жесткого прессинга на эритрейское руководство, что означает латентную подрывную войну. Заметим, что весь прошлый год эфиопское руководство активно зачищало свою территорию от влияния «саудовского лобби» в лице, прежде всего, ближнего круга саудовского миллионера эфиопского происхождения М.Х.аль-Амуди, которого обоснованно подозревают в лоббировании интересов КСА и разжигании сепаратистских настроений среди мусульман-оромо. Из страны было выслано несколько просаудовских имамов и начато расследование в отношении структур аль-Ауди. Это, конечно, не прошло незамеченным в Эр-Рияде, и разворот в сторону заклятого врага Аддис-Абебы в лице И.Афеворки может объясняться еще и этим фактором.

52.19MB | MySQL:103 | 0,623sec