Политические взгляды израильской молодежи

Несмотря на массированную поддержку Запада, израильские левые партии потерпели поражение на недавних выборах в Кнессет. Идеи урегулирования арабо-израильского конфликта на основе принципа «два государства для двух народов», подразумевающего территориальные уступки со стороны еврейского государства, находят все меньше поддержки со стороны израильтян. И, судя по всему, шансы израильских левых на реванш невелики. Младшие возрастные группы израильтян, которые еще только должны прийти на избирательные участки во время следующих выборов, настроены в отношении возможности территориального компромисса еще более отрицательно, чем те, кто уже имеет избирательное право. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного институтом Рафи Смита по заказу Организации израильских учителей.

Опросом была охвачена представительная подборка из 400 подростков 12 – 18 лет, как евреев, так и арабов. Согласно данным опроса 52 % еврейских подростков назвали себя «правыми», 30 % — «центристами» и только 9 % — «левыми» (остальные затруднились ответить на данный вопрос). Уместно напомнить о том, что в Израиле степень «левизны» определяется, прежде всего, степенью поддержки территориальных уступок арабам.

Одной из ключевых проблем израильской демократии является определение Израиля как «еврейского демократического государства». В реальной жизни нередко возникают ситуации, когда принцип «еврейства» государства вступает в противоречие с принципом его «демократичностью». Израильские левые, как правило, ставят во главу угла демократию, отодвигая национальный характер государства на второй план. Как показали данные опроса, еврейские подростки и здесь предпочитают позиции правых: 41 % из них хотели бы видеть свою страну более еврейской и только 25 % — более демократической. В то же время 96 % из арабских подростков ответили, что Израиль должен быть более демократическим.

Арабские партии Израиля последовательно проводят линию на «палестинизацию» арабского меньшинства страны, занимая практически по всем вопросам антиизраильские позиции. Некоторые арабские политики Израиля (например, Ханин Зуаби из партии Балад) открыто поддерживают палестинский террор и отвергают израильскую составляющую в идентичности арабских граждан еврейского государства. Однако, как показывают данные опроса, арабские подростки Израиля придерживаются в своем большинстве иных взглядом. Подавляющее большинство из них ощущает себя в той или иной степени частью израильского общества. При этом 40 % опрошенных подростков-арабов заявили, что они чувствуют себя частью израильского общества в большой или даже в очень большой степени. В рамках упомянутого опроса не выделялись отдельно различные конфессиональные группы в составе израильских арабов, однако можно предположить, что среди друзов (в Израиле они, как правило, вообще не причисляют себя к арабам) и христиан (среди которых аналогичная тенденция наметилась в последние годы) степень идентификации себя с израильским обществом была бы еще выше.

Вместе с тем, степень отчужденности между еврейскими и арабскими подростками достаточно велика. 45 % процентов опрошенных еврейских подростков заявили, что они не готовы учиться в одном классе с арабами. Соответственно 39 % арабских подростков заявили, что они не готовы учиться в одном классе с евреями. 35 % процентов еврейских подростков заявили, что они никогда не разговаривали со своими арабскими сверстниками, и, соответственно 27 % арабских подростков сообщили, что они никогда не разговаривали со своими еврейскими сверстниками. Однако, анализируя эти данные, следует помнить два обстоятельства:

  1. В Израиле существуют две параллельные школьные системы – с преподаванием на иврите и с преподаванием на арабском. Евреи не учатся в арабских школах никогда, а арабы учатся в еврейских школах очень редко.
  2. Подавляющее большинство, как евреев, так и арабов проживает в мононациональных населенных пунктах. Лишь шесть израильских городов (Иерусалим, Хайфа, Лод, Рамле, Яффа и Акко) официально считаются смешанными. К ним можно добавить и еврейский город Нацрат-Илит, в котором проживает значительное арабское меньшинство. В остальных населенных пунктах реальной возможности для повседневных контактов между еврейскими и арабскими подростками просто не существует.
52.28MB | MySQL:103 | 0,441sec