Ситуация в Египте: май 2015 г.

Май начался с блиц-визита президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси в Эр-Рияд, в ходе которого он провел переговоры с королем Саудовской Аравии Сальманом. О содержании прошедших переговоров не сообщалось, хотя очевидно, что у глав двух стран было что обсуждать. Саудовская Аравия стала одним из главных финансистов египетского режима после свержения президента – исламиста Мухаммеда Мурси в июле 2013 года. В свою очередь Египет стал одной из основ антишиитского альянса, сформированного Эр-Риядом для боевых действий против повстанцев в Йемене.

3 мая, сразу вслед за визитом А.Ф.ас-Сиси в Эр-Рияд, Египет продлил на три месяца мандат своих военных, участвующих в составе арабской коалиции в боевых действиях в Йемене. Как отмечалось в коммюнике канцелярии премьер-министра АРЕ Ибрагима Махлаба, египетское правительство продлило мандат «сил египетской армии, задействованных вне национальных границ с целью защиты национальной безопасности Египта и арабского мира в регионе /Арабского/ залива, Красного моря и Баб-эль-Мандебского пролива». В коммюнике отмечалась возможность досрочного прекращения мандата в случае остановки боевых действий.

Первоначальная продолжительность мандата египетских военных была 40 суток. С запросом о продлении мандата в правительство обратилось Минобороны Египта.

31 мая в Каире состоялась встреча глав МИД Египта и Саудовской Аравии, по итогам которой обе стороны заявили о «совпадении их взглядов» на конфликт в Йемене. Египет участвует в авиаударах по позициям повстанцев, а также в морской блокаде Йемена. Эти действия Каира критикуются некоторыми египетскими СМИ, опасающимися, что вслед за этим египтянам придется участвовать в наземной операции.

Как заявил на пресс-конференции после переговоров глава МИД АРЕ Самех Шукри, «у нас идентичные позиции, между нашими странами налажено тесное взаимодействие на всех уровнях».

Ранее президент Египта А.Ф.ас-Сиси заявил, что приоритетом для его страны при участии в арабской коалиции является обеспечение безопасности навигации в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, через которые суда идут к Суэцкому каналу – одному из главных источников доходов для Каира.

Со своей стороны саудовский министр осудил «вмешательство» Ирана во «внутренние дела стран региона – Ливана, Сирии, Ирака и Йемена», обвинив одновременно Тегеран в «поддержке терроризма».

3 мая высшая судебная инстанция Египта приговорила к различным срокам тюремного заключения 14 полицейских, обвиненных в том, что в 2006 г. они до смерти запытали двух заключенных. Среди осужденных был полковник полиции, получивший 3 года тюрьмы.

В мае сложной оставалась обстановка на севере Синайского полуострова. 6 мая источники в силах безопасности сообщили об уничтожении в перестрелке трех «вооруженных» палестинцев близ границы Египта с сектором Газа в созданной там тампонной зоне. Египетские власти неоднократно обвиняли палестинских радикалов в причастности к атакам джихадистов на севере Синая, ставшими регулярными после низложения М.Мурси.

7 мая группа неизвестных обстреляла полевой лагерь полицейских близ Рафаха. В результате обстрела погибли двое полицейских. 9 мая на Синае жертвами боевиков группы «Ансар Бейт аль-Макдис», относящей себя к «Исламскому государству» (ИГ), стали трое полицейских и офицер в отставке. Последний был убит на рынке в Эль-Арише, что говорит только об одном – его адресно выслеживали.

В тот же день в одной из деревень к северу от Каира в ходе облавы на скрывавшихся там «Братьев-мусульман» в перестрелке погибли один полицейский и трое «братьев».

13 мая также на севере Синая в г.Рафах и его окрестностях в результате двух терактов с использованием взрывных устройств погибли 4 военных и 3 гражданских лиц.

17 мая были казнены через повешение 6 человек, признанных виновными в совершении терактов в составе группы «Ансар Бейт аль-Макдис» несколько месяцев спустя после низложения президента – исламиста М.Мурси. В ответ на казни 21 марта египетская ветвь ИГ призвала своих сторонников устроить массированные атаки на представителей судейского корпуса с тем, чтобы отомстить за казненных. Несколькими днями ранее в Эль-Арише на севере Синая в машине были расстреляны двое судей и прокурор. Вместе с ними погиб водитель машины. Исполнители этой первой в своем роде атаки на судей остались неизвестными.

26 мая суд в г.Загазиг в Дельте Нила приговорил к смерти через повешение 8 джихадистов, признанных виновными в нападениях на сотрудников силовых структур и принадлежности к экстремистским группам, пропагандирующим насилие. Пятеро из восьми были осуждены заочно.

20 мая в Каире прошли переговоры между президентом А.Ф.ас-Сиси и командующим Центральным командованием Пентагона генералом Ллойдом Остином. Как сообщила канцелярия президента, в ходе встречи обсуждались вопросы «уничтожения терроризма» и региональных конфликтов. В частности, глава АРЕ представил американскому гостю те действия, которые реализует Египет как внутри страны, так и за ее пределами.

11 мая возник мини-кризис в правительстве после того, как премьер-ми- нистр Ибрагим Махлаб принял отставку министра юстиции Махфуза Сабера. Судя по всему, последнего вынудили уйти в отставку после того, как он в эфире одного из телеканалов заявил что в египетских реалиях посты судей и прокуроров зарезервированы за определенной элитой. «Профессия судьи престижна и требует определенного статуса. Кандидат на такую должность должен быть выходцем из уважаемой среды», — в частности, заявил он. Это заявление вызвало волну негодования в социальных сетях. В частности, уже экс-министру ответил бывший вице-президент Египта и бывший генеральный директор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи, согласно которому «когда какая-нибудь страна теряет чувство социальной справедливости, ей не на что больше надеяться».

20 мая вступил в должность новый министр юстиции Ахмед аз-Зинд, известный своими резко антиисламистскими позициями. В тот день он принес присягу в присутствии президента и премьера. До этого А.аз-Зинд возглавлял влиятельный Клуб судей, немало попортивший крови М.Мурси в период его нахождения у власти.

В 2014 г. 138 кандидатов, желавших получить прокурорские должности, получили отказ в связи с тем, что их отцы не имели университетских дипломов.

Египет в целом положительно отнесся к европейской идее возможного развертывания в Ливии международных сил, призванных обеспечить безопасность правительства национального единства в случае, если бы такое удалось сформировать. Как заявил в этой связи И.Махлаб в ходе визита в Париж, Египет «поддерживает законность». Предполагается, что в задачу таких сил может входить охрана членов правительства и стратегических объектов страны – портов, аэропортов и НПЗ. Чтобы такие силы стали реальностью, необходимо, чтобы увенчались успехом усилия Миссии ООН в Ливии по формированию правительства национального единства, которое затем должно обратиться к международному сообществу с соответствующей просьбой.

16 мая бывший президент М.Мурси, смещенный военными с этого поста в июле 2013 г., был приговорен судом первой инстанции к смерти за побег из тюрьмы в ходе народного восстания в 2011 г. Вместе с ним аналогичные приговоры были вынесены еще примерно 100 бывшим узникам. Согласно действующей в Египте процедуре, этот приговор должен утвердить муфтий Египта, после чего защита получит возможность обжаловать его в суде второй инстанции. Тремя неделями ранее экс-президент уже получил 20 лет тюрьмы за применение насилия по отношению к манифестантам в период, когда он находился у власти. Он же проходит еще по одному делу, касающемуся обвинений в шпионаже в период с 2005 по 2013 гг. в пользу ХАМАСа, «Хизбаллы» и Ирана, а также ожидает процессы по делам об «оскорблении судей» и шпионаже в пользу Катара.

Уже 17 мая в дело вмешались США, выразившие «глубокую озабоченность» в связи с осуждением М.Мурси. Немедленно последовало очередное похолодание в отношениях между США и Египтом.

Стремясь как-то нормализовать отношения с Вашингтоном, 30 мая Каир выслал из страны арестованного еще в августе 2013 г. американо-египтянина, отец которого входит в руководство «Братьев-мусульман». 27-летний Мухаммед Султан был арестован в разгар репрессий, обрушенных на сторонников «Братьев-мусульман» вслед за низложением М.Мурси. Он сотрудничал с рядом зарубежных изданий, помогая их журналистам в освещении манифестаций сторонников экс-президента и их подавления. Утверждают, что в знак протеста против его ареста М.Султан с января 2014 г. якобы проводил голодовку. В апреле 2014 г. он был осужден к пожизненному заключению по обвинению в причастности к попыткам дестабилизации государства и планированию терактов. Проходивший по тому же делу его отец Салах Султан получил высшую меру наказания.

Информацию о высылке М.Султана из Египта подтвердило американское посольство в Каире. Выпускник университета в Огайо был выдворен в США во исполнение президентского декрета, разрешившего высылку иностранцев, осужденных в Египте или находящихся там под следствием. Чтобы добиться выдворения, ему пришлось отказаться от египетского гражданства. Ожидается, что по прибытию в США он не будет помещен в тюрьму, хотя египетская прокуратура настаивает на противоположном.

В целом, оказавшись перед сложнейшим выбором между репрессиями по отношению к исламистам и вседозволенностью, чреватой разрушением государства, пока Каир твердо придерживается первого пути. При этом он идет на всевозможные договоренности со своими соседями по региону с тем, чтобы заручиться их финансовой поддержкой, без которой он вряд ли бы выжил.

52.1MB | MySQL:103 | 0,572sec