Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (8-14 июня 2015 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. Вооруженное противостояние сторонников правительства с боевиками «Исламского государства« (ИГ) и других антирежимных группировок продолжается в Сирии, Ираке и Ливии. В Йемене, несмотря на предстоящие 15 июня в Женеве консультации по урегулированию кризиса в стране, боевые действия между конфликтующими сторонами заметно активизировались Сложной остается обстановка в Афганистане, Судане и Южном Судане, на Синайском полуострове в Египте и на северо-западе Пакистана.

10 июня президент США Б. Обама дал разрешение на размещение в Ираке еще 450 американских военных инструкторов для обучения местных силовиков. Глава Белого дома принял это решение после запроса со стороны иракского премьер-министра Х. аль-Абади и на основании рекомендаций главы Пентагона Э. Картера и председателя Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США генерала М. Демпси. Таким образом, общее число американских военнослужащих в Ираке достигнет примерно 3,5 тыс. человек. Сообщается, что инструкторы из США будут заниматься только подготовкой иракцев и не станут принимать участие в боевых действиях против боевиков ИГ. Кроме того, Обама «распорядился ускорить доставку необходимого оборудования и материалов», включая оружие и военную технику, «иракским силам при координации действий с центральным правительством» в Багдаде. Причем американские поставки будут идти не только иракской армии, но и курдским силам пешмерга и вооруженным отрядам племен, действующим под командованием властей Ирака.

Ранее, 8 июня Обама открыто признал, что у Вашингтона все еще отсутствует «всеобъемлющая стратегия» оказания помощи Ираку в борьбе с ИГ. Однако при этом было подчеркнуто, что «в вопросе возвращения под контроль правительства Ирака тех частей страны, которые контролируются «Исламским государством», ведущую роль должны играть сами иракцы». США же должны «играть вспомогательную роль в осуществлении операций, которые проводят силы безопасности Ирака».

Сообщается, что 14 июня делегации шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента Йемена А. А. Салеха отбыли в Женеву, где 15 июня под эгидой ООН должны начаться консультации по урегулированию конфликта в стране. Ранее в Швейцарию прибыла делегация, представляющая президента республики А. М. Хади. Представители ООН сообщили, что переговоры в Женеве будут не прямыми, а при участии посредников. Срок их проведения не определен.

Тем временем арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией на минувшей неделе усилила бомбардировки йеменской территории. В Эр-Рияде было жестко заявлено, что удары по мятежникам в Йемене будут продолжены, если переговоры в Женеве окончатся неудачей. 12 июня самолеты коалиции нанесли удар по старому району столицы страны Саны, который включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо Саны бомбардировкам подвергались Аден и провинция Мариб. В различных районах Йемена не прекращаются бои между хоуситами и силами, лояльными А. М. Хади. 14 июня отряды хоуситов захватили город Эль-Хазм — административный центр северной провинции Эль-Джауф на границе с Саудовской Аравией. Тем временем обстановка на йеменско-саудовской границе остается напряженной. Здесь регулярно происходят вооруженные столкновения между хоуситами и саудовскими войсками. Хоуситы продолжают обстреливать территорию КСА.

По оценке западных экспертов, «несмотря на ожесточенную кампанию нанесения воздушных ударов, которая привела к тяжелым потерям у повстанцев, возглавляемая Саудовской Аравией арабская коалиция потерпела неудачу в изменении баланса сил в Йемене и в достижении своих целей по возвращению к власти изгнанного Хади».

В Сирии на минувшей неделе правительственные войска потерпели поражение на юге страны, где боевики «Южного фронта» захватили базу 52-й механизированной бригады в провинции Дераа. В то же время северо-западнее Дамаска сирийская армия и отряды ливанской «Хизбаллы» продолжают вытеснять боевиков экстремистских группировок «Джабхат-ан-нусра» и ИГ из горного района Каламун на сирийско-ливанской границе. Армия ведет наступление на боевиков ИГ на востоке провинции Хомс в центре страны. Боевики ИГ 10 июня взорвали газопровод, идущий из провинции Хомс к Дамаску. Поставки газа в центральные районы Сирии временно были приостановлены. На северо-востоке страны отряды курдского ополчения ведут успешное наступление против боевиков «Исламского государства» с целью овладения городом Таль-Абъяд на границе с Турцией.

Фракции сирийской оппозиции, выступающие за мирное разрешение конфликта в Сирии, 9 июня на конференции в Каире приняли дорожную карту по выходу из кризиса. В конференции приняли участие свыше 150 представителей различных фракций противников режима президента Асада. Целью дорожной карты станет политическое урегулирование конфликта в Сирии и полная смена власти в стране. В то же время крупнейшая оппозиционная структура зарубежной оппозиции – Национальная коалиция революционных и оппозиционных сил Сирии бойкотировала каирскую конференцию.

На минувшей неделе спецкомитет по разведке Палаты представителей Конгресса США принял законопроект, предусматривающий сокращение на 20 процентов расходов на обучение и вооружение боевиков в Сирии, представляющих, по мнению Вашингтона, «умеренную» оппозицию. Программа обучения и оснащения сирийских боевиков была запущена ЦРУ в 2013 г. Ее бюджет оценивается в почти 1 млрд долларов в год. Поводом для решения конгрессменов стал «растущий скептицизм по поводу эффективности программы и стратегии администрации США на Ближнем Востоке».

Трудно идет диалог между основными противоборствующими политическими силами Ливии – международно признанными правительством и Палатой представителей (парламентом), базирующимися в Тобруке, и происламистским альянсом «Рассвет Ливии», контролирующим столицу страны Триполи. На минувшей неделе делегация Палаты представителей приостановила свое участие в патронируемом ООН примирительном диалоге в Марокко, отказавшись принять ряд положений проекта по урегулированию кризиса в стране, выдвинутых спецпредставителем генсека ООН в Ливии, главой Миссии ООН по поддержке в Ливии Б. Леоном. Речь идет о порядке создания правительства национального единства. «Палата представителей стремится к диалогу и ищет примирения, однако не собирается делиться своей легитимностью. Парламент отказывается принимать какие-либо параллельные политические структуры или органы», заявил представитель тобрукских парламентариев. Тем не менее, делегация Палаты представителей прибыла в Германию на инициированные ООН переговоры по ливийскому урегулированию, в которых приняли участие представители стран «пятерки» постоянных членов Совбеза ООН, Испании, Италии, Евросоюза и Германии.

Между тем в самой Ливии экстремистские группировки, заявившие о своей принадлежности к «Исламскому государству», захватили или вплотную приблизилось к стратегически важным районам страны. Помимо города Дерна на востоке Ливии, они удерживают ряд районов Бенгази, взяли под полный контроль город Сирт в центральной части страны и развивают наступление на запад в сторону города Мисурата.

12 июня в Триполи неизвестные лица напали на консульство Туниса и захватили 10 его сотрудников, а 14 июня в Триполи были похищены еще 8 граждан Туниса.

В Турции после состоявшихся 7 июня парламентских выборов ведущие политические партии заявляют о своей позиции по вопросу о возможном участии в правительственной коалиции с Партией справедливости и развития (ПСР), получившей по предварительным данным наибольшее число голосов избирателей – 40,8% и завоевавшей 258 из 550 депутатских кресел. Лидер ПСР и исполняющий обязанности главы правительства А. Давутоглу намерен всесторонне обсудить вопросы формирования коалиционного правительства со всеми партиями, представленными в парламенте. Давутоглу подчеркнул: «Мы не станем призывать к срочным внеочередным выборам и проанализируем все варианты для коалиции». Президент Турции и основатель ПСР Р. Т. Эрдоган заявил о намерении использовать свои конституционные права в случае отсутствия консенсуса между партиями в деле создания коалиционного кабинета. Эрдоган считает, что он должен быть сформирован «в срочном порядке». Речь в данном случае идет о праве президента распустить парламент и назначить досрочные выборы, если партиям в отведенный срок (45 дней со дня созыва сессии Меджлиса) не удастся договориться о формировании коалиционного правительства. Лидер прокурдской Демократической партии народов (ДПН) С. Демирташ не исключил, что его партия примет участие в формировании коалиционного кабинета, хотя ранее заявлял о невозможности участия ДПН в коалиции с ПСР. Народная республиканская партия (НРП) выдвинула условия формирования коалиционного правительства. Так, НРП считает, что ее лидер К. Кылычдароглу на два года должен стать премьер-министром, а парламент должен возглавлять один из членов НРП. Партия также требует посты министров юстиции, внутренних дел и образования. Свою готовность войти в коалицию с ПСР выразила и националистическая Партия национального действия.

13 июня президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган на переговорах в Баку договорились, что будут добиваться увеличения товарооборота между двумя странами до суммы 100 млрд долларов. Два лидера обсудили такие совместные проекты как строительство атомной электростанции «Аккую» и газопровода «Турецкий поток». Среди политических тем обсуждались украинский кризис и ситуация на Ближнем Востоке.

Очередной раунд переговоров политдиректоров «шестерки» международных посредников и Ирана по ядерной программе Тегерана завершился 12 июня в Вене. Проблемными остаются темы порядка и последовательности смягчения и отмены санкций в отношении ИРИ, доработка ядерного блока в части ограничений, которые будут согласованы Ираном применительно к его ядерной программе, вопросы доступа на иранские объекты. Россия обеспокоена замедлением темпа продвижения переговоров «шестерки» и Ирана, заявил 11 июня замглавы МИД РФ С. Рябков.

8 июня американская администрация известила Конгресс США о намерении продолжать выделять военную помощь Египту, составляющую порядка 1,3 млрд долл. ежегодно. Было заявлено, что «для интересов национальной безопасности США важно оказывать содействие Египту». Одновременно Вашингтон подверг резкой критике ситуацию в сфере демократии и прав человека в Египте.

На прошедшей неделе Израиль посетил глава КНШ ВС США генерал М. Демпси, заявивший в Тель-Авие, что у еврейского государства и его армии «нет на планете друзей ближе, чем американские вооруженные силы». Демпси вновь заверил руководство Израиля в продолжении военной помощи со стороны США перед лицом растущей угрозы со стороны Ирана.

На протяжении 36 лет, в особенности последних 14 из них, Пакистан пребывает в состоянии негласной войны с Афганистаном, заявил 9 июня афганский президент А. Г. Ахмадзай. По его оценке, «восстановление мира с пакистанской стороной имеет ключевое значение для стабилизации ситуации с безопасностью, в большей степени, чем переговоры с движением «Талибан»». Ахмадзай подчеркнул, что достижение мира между двумя государствами должно быть произведено на условиях Афганистана.

Высокий суд Претории 14 июня постановил, что президент Судана О. аль-Башир, выдачи которого по обвинению в военных преступлениях, совершенных в суданском регионе Дарфур, с 2009г. добивается Международный уголовный суд, не должен покидать территорию страны до вынесения решения о его возможном аресте. Ожидается, что заседание суда состоится 15 июня. О. аль-Башир прибыл в ЮАР для участия в саммите Африканского союза.

Приложение

 

 

О военно-техническом сотрудничестве между Израилем и Индией

 

 

Военно-техническое сотрудничество между Израилем и Индией было установлено в начале 1990-х гг., причем инициатива исходила от индийской стороны. Израиль же приобрел в лице Индии надежного и перспективного партнера в сфере ВТС. Подчеркнем, что израильские производители продукции военного назначения (ПВН) за долгие годы в большинстве случаев зарекомендовали себя в Индии с самой лучшей стороны.

На сегодняшний день Индия является одним из крупнейших импортеров израильской ПВН. Так, в 2006-2013 гг. стоимость военного экспорта Израиля в южноазиатскую страну составила 3,944 млрд долларов, а за период с 2014 г. по 2017 г. эта сумма должна составить 2,613 млрд долларов. По итогам 2014 г. Израиль занял четвертое место (после США, России и Франции) в индийском военном импорте. Представители двух стран постоянно подчеркивают, что индийско-израильское ВТС носит взаимовыгодный характер и является полностью коммерческим.

По мнению экспертов, несомненный крупный успех, достигнутый израильтянами на индийском направлении, был обусловлен, двумя основными факторами: (1) готовностью Израиля передавать Индии новейшие вооружения и самые передовые технологии без каких-либо оговорок и ограничений и (2) активным развитием двусторонней производственно-конструкторской кооперации. В этой связи для Индии Израиль является «важнейшим источником оружия и технологий, которые она не могла бы приобрести в России, США и других странах Запада». Немаловажным является и то обстоятельство, что Израиль имеет значительный опыт качественной модернизации советских (российских) образцов оружия и военной техники различного назначения, многие из которых в большом количестве состоят на вооружении индийской армии. К тому же предложенные израильтянами цены устроили индийское Министерство обороны, «а тот факт, что климатические и географические условия в странах достаточно схожи, послужил дополнительным стимулом к выбору потенциального партнера».

Существенное значение на развитие индийско-израильского сотрудничества в военной сфере оказало отсутствие идеологических препятствий. «Основополагающим в этой связи явилось то, что оба государства оказались в аналогичной ситуации, столкнувшись с враждебным мусульманским окружением и постоянной террористической угрозой». У Индии и Израиля нет взаимных претензий, наоборот, у них «много общих интересов, особенно в сфере национальной безопасности».

Вместе с тем, некоторые политики и военные в Израиле считают, что «своего рода минусом во многих сделках с Индией является передача ей технологий производства различных систем, но, к сожалению, без этого заключение контрактов иногда попросту невозможно. Ради получения средств, столь необходимых для развития ВПК (израильского-авт.), а значит, и боеспособности ЦАХАЛа, часто приходится идти на болезненные компромиссы».

Итак, Индия получила доступ к высокотехнологичной оборонной продукции еврейского государства, необходимой для ее вооруженных сил и военной промышленности, а для израильских компаний, в первую очередь таких как «Эльбит», «Рафаэль», «Таас авирит» и ряда других, Индия стала одним из важнейших источник доходов. Более того, «благодаря средствам, поступающим из-за границы, а Индия – один из важнейших их источников, становятся возможными многие важнейшие разработки, которых без масштабного экспорта просто не было бы. Соответственно, не попали бы такие системы и на вооружение ЦАХАЛа. Не говоря уже о целом ряде совместных проектов, где налицо значительное их индийское финансирование с самой начальной фазы».

Ярким примером такого двустороннего сотрудничества стал корабельный ЗРК средней дальности «Барак-8». В Израиле отмечают, что «без индийского, в первую очередь финансового участия (непосредственно в разработке доминирует израильская сторона-авт.), эта важнейшая для боеспособности израильских ВМС система, в придачу обладающая огромным экспортным потенциалом, просто не появилась бы на свет».

Непосредственно вопросами двустороннего военно-технического сотрудничества занимается индийско-израильская межправительственная комиссия по ВТС. Стороны поддерживают регулярные контакты по линии министерств обороны. В этой связи важное значение имел визит в Индию в феврале 2015 г. главы израильского военного ведомства М. Яалона – первый с 1992 г. Визит израильского министра способствовал тому, что целый ряд потенциальных сделок и контрактов, находившихся «по тем или и иным причинам в замороженном или полузамороженном состоянии, были в итоге реализованы или вышли на финишную прямую». В частности, в ходе визита Яалона, по сообщениям зарубежных СМИ, с индийской стороной были оговорены условия сделки по продаже двух самолетов ДРЛОиУ а также четырех аэростатов, оснащенных РЛС. Сумма планируемого контракта – 1,5 млрд долларов.

Наряду с поставками ПВН развивается сотрудничество в деле подготовки военных кадров. Израиль и Индия разрабатывают совместные программы по боевой подготовке войск.

На сегодняшний день Израиль реализует свыше 30 программ по поставке вооружения и военной техники для индийских сухопутных войск, ВВС и ВМС. Среди них наиболее крупными являются соглашения о поставках Индии РЛС EL/M-2032 «Грин Пайн», входящих в состав ЗРК «Эрроу-2», самолетов ДРЛО и У «Фалькон», ЗРК «Спайдер», беспилотных летательных аппаратов типов «Херон-1» и «Серчер-II», ЗРК «Барак» и зенитных управляемых ракет к ним в корабельном и сухопутном вариантах. Здесь же отметим, что Индия является одним из основных покупателей израильских разведывательных БПЛА. Израиль и Индия намерены продолжать совместные работы по созданию новейших БПЛА на базе аппаратов типа «Херон» и «Серчер-II». Две страны совместно разрабатывают обладающий возможностями ПРО зенитный ракетный комплекс «Барак» II NG, работают над проектами новых подводных лодок, созданием пограничных «электронных заборов». На выставке «Аэро Индия 2015» был представлен индийско-израильский вариант модернизации ЗСУ-23-4 «Шилка». Предполагается, что модернизация позволит продлить срок эксплуатации индийских «Шилок» на 15 лет. Индийская компания «Бхарат Форге» совместно с израильской компанией «Рафаэль» предлагают сухопутным войскам Индии комплект модернизации для примерно 1250 БМП-2. Израильское оборудование установлено на поставленных из России танках Т-72 и истребителях Су-30. В то же время в Дели отказались приобретать предложенные Израилем системы ПРО ближнего действия «Железный купол» и системы ПРО для перехвата баллистических ракет средней дальности «Праща Давида». Но при этом Министерство обороны Индии одобрило программу разработки многослойной национальной системы ПРО совместно с израильскими компаниями. Индия пытается оказать на Израиль давление с целью ускорить работы по проекту ЗРК LRSAM (Long Range Surface to Air Missile), предназначенного для установки на авианосец «Викрамадитья». Этот проект был начат еще в 2005 г., его стоимость составила 600 млн долл. Первоначально предполагалось, что эта техника будет введена в строй в середине 2012 г. Однако данный ЗРК все еще находится в стадии испытаний. В целом же «трудно найти область в индийских вооруженных силах, где не найдется израильский след».

На индийском рынке израильское оружие в ряде случаев успешно конкурирует с западными образцами. Так, военное ведомство Индии отвергло лоббировавшийся Вашингтоном ПТРК «Джавелин» и решило закупить в Израиле противотанковый ракетный комплекс «Спайк» производства компании «Рафаэль»: 8356 управляемых ракет, 321 пусковую установку и 15 тренажеров. Общая стоимость сделки оценивается в 525 млн долларов.

Вместе с тем, в последние годы на индийском рынке вооружений Израиль сталкивается с усиливающейся конкуренцией со стороны западных компаний, прежде всего американских. Это связано с приходом на индийский рынок Соединенных Штатов, которые долгое время отказывали продавать оружие и военную технику этой стране. Так, особенно угрожающей для израильских компаний выглядит возможность продажи Индии американских БПЛА.

Отдельно напомним, что контакты между спецслужбами Израиля и Индии были установлены намного раньше, чем дипломатические отношения между двумя странами. Сотрудничество по линии спецслужб, особенно в деле борьбы против терроризма получило дальнейшее развитие после террористического нападения на индийский город Мумбай в ноябре 2008 г.

Таким образом, за период, прошедший с начала 1990-х гг., благодаря обоюдным усилиям и желанию Израиль и Индия создали прочную базу масштабного и разностороннего военно-технического сотрудничества, которое имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития. В этом заинтересованы оба государства.

55.74MB | MySQL:115 | 0,568sec