Ситуация в зоне Сахеля: май 2015 г.

Месяц на севере Мали начался с очередного инцидента с участием формирований альянса повстанческих группировок туарегов и арабов «Координация движений Азавада» (КДА), которые 1 мая атаковали населенный пункт Бинтагунгу (90 км к западу от Томбукту). В результате атаки погиб один человек из числа местных жителей, 6 были захвачены в плен, в том числе директор местной школы. В нападении участвовали до 50 боевиков КДА. Походя они разграбили до 20 лавок местных торговцев и медицинский пункт. Факт нападения на Бинтагунгу подтвердили миротворцы из миссии Minusma. Они не стали идентифицировать нападавших.

Бинтагунгу находится в 55 км к северу от населенного пункта Гундам, который был атакован повстанцами днем ранее. При этом погибли двое бойцов Национальной гвардии, структурно входящей в армию Мали, а также один ребенок. ООН и правительство Мали возложили ответственность за эту атаку на бойцов КДА. 29 апреля в боях между правительственной армией и повстанцами в районе населенного пункта Лере в центральной части страны близ границы с Мавританией погибли до 20 человек, в том числе 9 солдат и 10 повстанцев, столько же получили ранения.

Боестолкновения между формированиями КДА и малийскими военными, которых поддерживают проправительственные милицейские формирования, то и дело происходят на севере Мали при том, что представители повстанцев ранее дали согласие на парафирование Алжирского мирного соглашения, подписанного Бамако и его союзниками еще два месяца назад.

Также 1 мая Совет Безопасности ООН потребовал «немедленного прекращения боевых действий» между малийскими военными и повстанцами, пригрозив в противном случае прибегнуть к санкциям к инициаторам боестолкновений.

Со своей стороны КДА 2 мая потребовал от проправительственных формирований оставить город Менака, который они захватили 27 апреля. При этом повстанцы обвинили эти формирования в нарушении соглашения о прекращении огня, ранее достигнутого с Бамако. Все остальные боестолкновения были названы повстанцами «реализацией их права на самооборону». Напомним, что 26 апреля после почти двухмесячных раздумий КДА уведомила главу Minusma о готовности подписать Алжирское мирное соглашение от 1 марта несмотря на то, что посредники отказались учесть в тексте соглашения требования КДА, связанные с «официальным признанием Азавада в качестве географической, политической и юридической единицы», созданием межрегионального парламента, в котором были бы представлены три провинции Северного Мали, выделением 80-процентной квоты для выходцев с Севера в местных силах безопасности.

Похоже, что Бамако делал все возможное, чтобы оправдать действия своих сторонников в Менаке и сформировать соответствующее общественное мнение. 2 мая несколько сотен человек собрались в столице страны на манифестацию с тем, чтобы поддержать «освобождение» Менаки.

3 мая Minusma потребовала от всех сторон конфликта прекратить боевые действия и покинуть позиции, занятые за предшествовавшие дни.

5 мая вспыхнули бои между военными и повстанцами в центральной части Мали в г.Тененку (район Мопти). Они начались после того, как бойца КДА проникли в северную часть города. В последовавшем затем кратком коммюнике КДА утверждалось о захвате города. Эти данные были опровергнуты малийскими военными и независимыми источниками. К исходу дня, по данным малийских военных, к которым надо относиться с известной долей скепсиса, в Тененку погибли 1 солдат и 10 повстанцев.

5 мая в Алжире министр по делам национального примирения Мали заявил, что постоянные нарушения соглашения о прекращении огня не должны повлиять на подписание мирного соглашения между правительством и повстанцами, предусмотренное 15 мая в Бамако. Мохаммед Захаби утверждал, что власти не имеют никакого отношения к нарушениям соглашения о прекращении огня, которые совершались различными вооруженными группами.

Со своей стороны глава Minusma Монги Хамди допустил ввозможность, что некоторые из повстанческих группировок могут подписать мирное соглашение даже после 15 мая.

11 мая в засаду, устроенную повстанцами из КДА на северо-западе Мали между городами Томбукту и Гундам, попала автоколонна малийских военных. В завязавшемся бою погибли 9 солдат, 14 получили ранения, сгорели два автомобиля правительственных сил.

12 мая Франция, вооруженные силы которой представлены в регионе в рамках антитеррористической операции «Бархан», осудила непрекращающиеся нарушения соглашения о прекращении огня в Мали. Она призвала к «ответственности» руководство КДА и предложила ему прибыть к 15 мая в Бамако для подписания мирного соглашения.

Ранее туарегские повстанческие движения вновь набрали силу во многом благодаря тому, что на это сквозь пальцы смотрели французские военные, которым туареги регулярно помогали и помогают в их борьбе против действующих в регионе джихадистов.

14 мая в Алжире представители КДА парафировали мирное соглашение, однако одновременно они потребовали проведения новых переговоров, прежде чем поставить окончательную подпись под этим документом. «Парафирование этого документа и подписание окончательного соглашения юридически являются разными актами», — заявил представитель КДА Билаль аг Шериф. Он вновь подтверждил, что 15 мая КДА не подпишет соглашение в Бамако. Таким образом, руководство КДА продемонстрировало свою лояльность требованиям мирового сообщества, подтвердив одновремено свое намерение добиваться выполнения тех требований северян, о которых Бамахо не желает и слышать. «Как только наши требования будут удовлетворены, мы подпишем соглашение», — заявил член руководства КДА Сиди Брагим ульд Сидат.

15 мая в Бамако  большой помпой прошли торжества по случаю подписания окончательного мирного соглашения с повстанцами, значительная часть которых, как было ими объявлено ранее, проигнорировала церемонию. Как и рассчитывали международные посредники, документ подписали только представители двух из пяти повстанческих группировок, входящих в КДА. Как и ожидалось, в «отказ» пошли три основных группировки — Национальное движение освобождения Азавада (НДОА), Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА) и одна из фракций Арабского движения Азавада (АДА).

Подписание соглашения в Бамако никак не повлияло на ситуацию на севере страны. 17 мая там возобновились бои вокруг города Менака, контроль над которым вновь попытались установить формирования КДА. Обе стороны сообщили о потерях у противника, ничего не объявляя о своих.

18 мая в боестолкновении близ Томбукту с боевиками КДА погибли 3 малийских солдат.

Уже 20 мая было объявлено, что начиная с 25 мая возобновятся переговоры в Алжире с участием международных посредников и «отказников».

14 мая в Ниамее в присутствии главы МВД Франции Бернара Казенева прошла встреча его коллег из пяти стран Сахеля — Буркина-Фасо, Мали, Мавритании, Нигера и Чада. По ее завершении участники переговоров обязались интенсифицировать сотрудничество между ними в сферах борьбы против терроризма и незаконной иммиграции. Эти обязательства были оформлены в виде «Ниамейской декларации».

В частности, участники созданной в 2014 году группы «Г5 Сахель» договорились создать единую защищенную систему связи для оперативного обмена информацией, а также «Центр стратегических исследований». Пока нет ясности, кто возьмет на себя финансирование этих начинаний.

14 мая частное мавританское информационное агентство «Аль-Ахбар» сообщило, что действующая в зоне Сахеля джихадистская группировка «Аль-Мурабитун» во главе с алжирцем Мохтаром Бельмохтаром присягнула на верность «Исламскому государству» (ИГ). Соответствующее аудиообращение озвучил представитель группировки Аднан Абу Валид Сахрауи. Ранее он неоднократно выходил «на связь» от имени «Аль-Мурабитун» и Движения за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА), сообщая о различных акциях джихадистов. «Аль-Ахбар» одновременно утверждало, что именно Сахрауи отныне возглавляет «Аль-Мурабитун».

Группировка «Аль-Мурабитун» образовалась в 2013г. в результате слияния «Подписавшихся кровью» М.Бельмохтара – бывшего полевого командира одного из формирований»Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ) и ДЕДЗА.

«Аль-Ахбар» изначально ничего не сообщило о судьбе М.Бельмохтара. СМИ ранее уже несколько раз «хоронили» этого видного полевого командира, подтвердившего в апреле 2014 г. свою верность «Аль-Каиде» и ее главарю Айману аз-Завахири.

Однако уже день спустя также «Аль-Ахбар» распространило заявление «самого» М.Бельмохтара, в котором тот опроверг информацию о том, что «Аль-Мурабитун» присоединилась к ИГ. Согласно коммюнике за его подписью, предыдущее заявление «не отражает мнение Шуры (Консультативного совета) «Аль-Мурабитун»», и, следовательно, не меняет обязательств организации, «которая остается верной А.аз-Завахири».

«Аль-Ахбар» идентифицировало это заявление как подлинное.

М.Бельмохтар пообещал, что в ближайшее время новое коммюнике «Аль-Мурабитун» прояснит ситуацию в руководстве организации, в котором, судя по всему, произошел раскол.

20 мая Минобороны Франции сообщило, что в ходе операции сил специального назначения на севере Мали уничтожены видные полевые командиры АКИМ Амада аг Хама (боевой псевдоним — Абделькрим Туарег) и Ибрагим аг Инавален (Бана). Первый из них на себя, в частности, похищение и убийство двух французских журналистов в ноябре 2013 г.

Кроме полевых командиров в ходе операции были уничтожены 4 «рядовых» боевиков.

26 мая неизвестные открыли огонь по «голубым каскам» в Бамако. В результате один миротворец из Бангладеш погиб,  другой получил тяжелые ранения. Пока трудно сказать, кто стоял за этой атакой. Отношения между миротворцами и Бамако оставляют желать лучшего. Поскольку боеспособность малийской армии не соответствует предъявляемым к ней требованиям, малийские власти регулярно пытались вовлечь миротворцев в боевые действия против повстанцев — туарегов. На что командование Minusma всякий раз отвечало, что такие действия не соответствуют мандату миротворцев.

28 мая подорвалась на мине одна из машин конвоя миротворцев, в котором находился командующий военной составляющей Minusma датский генерал Макаэль Лоллесгаард. В результате подрыва ранения получили трое солдат из Буркина-Фасо. Ответственность за этот теракт взяла на себя АКИМ.

В целом создается впечатление, что даже под нашимом международных посредников «радикальное» крыло КДА не пойдет на сделку с Бамако относительно подписания мирного соглашения. Чтобы убедить его сделать это, посредникам во главе с Алжиром, как представляется, в первую очередь надо его услышать и убедить Мали удовлетворить хоть часть его требований.

52.11MB | MySQL:103 | 0,560sec