Египет: растет угроза террористических атак на туристические центры

Террористические атаки исламистов на туристические центры в АРЕ имеют свою длинную историю. Туризм, на сегодняшний день это одна из основных отраслей египетской экономики, приносящая порядка 10 млрд долларов США в год, и долгое время являвшаяся «красной чертой», за которую джихадисты переступали только в крайнем случае. Две недавние атаки в Египте, которые эксперты расценивают как «неудачные», тем не менее, является очень плохим индикатором. Прежде всего, с точки зрения ожесточения и активизации террористических атак джихадистов и трансформации их стратегии. Напомним, что египетской полиции удалось в целом предотвратить масштабный теракт. Три джихадиста ожидали приезда туристов в кафе, и когда полиция начала проверку документов, один из них осуществил самоподрыв, а остальные открыли огонь из стрелкового оружия. Ответным огнем один из террористов убит, а второй ранен и захвачен. При этом наводку на «подозрительных граждан» дал водитель такси, подвозивший террористов, что свидетельствует о хорошо поставленной агентурной работе египетских силовиков в местах массового скопления туристов, и за что им можно поставить твердую «пятерку». Неделей ранее бдительность полицейских спасла иностранных туристов от крупных неприятностей уже в районе пирамид. Это уже тенденция, и самое время проследить историю террористических атак в Египте на объекты туристической инфраструктуры.

17 ноября 1997 года вооруженные боевики из «Джамаа исламия», на тот момент времени возглавляемой слепым шейхом Омаром Али Абдель Рахманом, убили 62 иностранных туриста в Луксоре. «Луксорская резня» вызвала жесткую реакцию властей, и в очень короткий срок было арестовано несколько тысяч активистов как собственно самой «Джамаа исламия», так и еще одной группы – «Египетский исламский джихад». Это привело к резкому снижению активности террористов и максимально сузило их операционные возможности. Общее негативное отношение египетского общества к событиям в Луксоре вызвало раскол в стане джихадистов, который нашел свое логичное завершение в распаде «Джамаа исламия». Большая ее часть под руководством Мустафы Хамзы официально провозгласила отказ от проведения «боевых действий» и «перемирие» с властями. Меньшая, под руководством Рифая Ахмеда Тахи, призвала к продолжению вооруженной борьбы. Эта фракция в скором времени провозгласила себя частью «Аль-Каиды». В 1998 году после провозглашения Усамой бен Ладеном «Мирового исламского фронта», Р.Таха стал одним из тех, кто подписал фетву, призывающую к вооруженной борьбе «против иудеев и крестоносцев». Группа будущего «человека номер два» в иерархии «Аль-Каиды» Аймна аль-Завахири «Египетский исламский джихад» также поддержала эту стратегию. Справедливости ради надо сказать, что при активной поддержке населения и «раскольников», которые впоследствии присоединились к «Братьям-мусульманам», большинство новообращенных сторонников «Аль-Каиды» было фактически выдавлено из страны. В данном случае сыграло свою роль нарушение исламистами неписанных правил между властями и радикалами в отношении «неприкасаемости» туриндустрии, что автоматически затрагивало интересы и большей части духовных идеологов, которые имели свою значительную долю в этом бизнесе.

Вторая волна атак на туриндустрию произошла в середине 2000 годов. Причем на этот раз атаки были проведены уже радикалами из Синая. В октябре 2004 года были атакованы три курорта на Красном море, в результате чего погибло 34 человека, и из них — 31 в Табе. В июле 2005 атакован Шарм эш-Шейх (88 жертв) и в апреле 2006 — Дахаб (23 убитых). После этого наступило относительное затишье, что было вызвано негласными договоренностями между властями и бедуинами в отношении определения негласных правил контрабанды на Синай и в сектор Газа. За этими атаками, по некоторым данным, стояли и проиранские элементы на Синае, которые тем самым послали Каиру ясный сигнал о недопустимости ужесточения борьбы против системы тоннелей с сектором Газа.

Следующая волна насилия относится уже к периоду «арабской весны». В феврале 2012 года были похищены две американские туристки. За две недели до этого произошла стрельба в Шарм эш-Шейхе (убит турист из Франции, один немец ранен). В свою очередь, за два дня до этого похищены китайские рабочие. Это были чисто бедуинские разборки, которые под «шумо» пытались получить свою часть «пирога» в турбизнесе. В 2014 на арену выходит новый игрок в лице прокатарской группы «Ансар Бейт аль-Макдис»: происходит подрыв туристического автобуса на КПП с Израилем (водитель погибает, двое корейских туристов ранено). Такую активность уже напрямую можно связать с приходом египетских военных к власти и негативным отношением Катара к минимизации политической роли опекаемых им египетских «Братьев-мусульман».

Общая нестабильность в АРЕ приводит к падению доходов от туриндустрии до 7.3 млрд долларов США в 2014 году. В этом году Каир планировал получить 10 млрд. долларов, и именно в этот момент происходят новые эксцессы. Большинство экспертов в этой связи указывают на то, что инициаторами и исполнителями последних атак были боевики из «Ансар Бейт аль-Макдис» или по-новому «Вилает Синай». На это указывает почерк совершения атаки: смертников использует только эта группа в отличие от своего главного конкурента  — группировки «Аджгад Мыср», которая ассоциирует себя с «Аль-Каидой». Это означает, что группировка значительно расширила район своих действий и создала ряд конспиративных опорных баз непосредственно в «глубинном» Египте. В этой связи важно отслеживать динамику действий группировки, которая явно стремится перенести очаги сопротивления с Синайского полуострова уже вглубь египетской территории. Одновременно это означает, что Доха отказалась от взятого в конце прошлого года обязательства по снижению подрывной активности против нового египетского режима и взяла курс на интенсификацию противостояния.

62.82MB | MySQL:102 | 0,486sec