Роль Китая в нефтегазовом секторе Ирака

Китай стал крупнейшим иностранным инвестором в нефтегазовый сектор Ирака. Китайские компании активно вкладываются в проекты в Ираке и реализуют их быстро, дешево, при том параллельно развивая необходимую инфраструктуру. Отношения между странами после падения режима С.Хусейна перешли на качественно новый уровень, о чем свидетельствуют статистические данные, а также участившиеся двусторонние контакты на высоком уровне. В период, когда многие эксперты выражают сомнения по поводу перспектив сохранения суверенитета Ирака, иракско-китайские отношения все больше ориентированы на проблемы обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Однако, даже в такой сложный для Ирака период, представители КНР заявляют о желании увеличения инвестиций в иракскую экономику.

Проекты китайских компаний в Ираке

Вряд ли сегодня можно найти регион мира, где не присутствует китайский капитал. Ирак — не исключение. Более того, именно Китай можно смело назвать крупнейшим иностранным инвестором в Ирак. Китайская CNPC принимает участие в разработке сразу четырех месторождений — больше, чем любая другая иностранная компания. В 2008 году именно эта компания, первой из всех иностранных, пришла в Ирак. Точнее, вернулась в Ирак, так как соглашение о разработке месторождения Аль-Ахдаб CNPC подписала еще в 1997 г. Стоит отметить, что если в 1997 году CNPC подписывала контракт о разделе продукции, причем на выгодных условиях, то в 2008 г. она согласилась на технический контракт, намного менее выгодный. Работа над проектом началась в марте 2009 г., и уже к июню 2011 г. на месторождении добывали 60 тыс. барр. в день. Этот показатель был достигнут на полгода раньше запланированного времени. Более того, переход на следующую стадию проекта — добычу 120 тыс. барр. в день — был осуществлен на целых три года раньше предполагаемого срока. Согласно контракту, компания также занимается попутным газом, отправляя его на близлежащую электростанцию Зубайдия. Эта электростанция, к слову, была построена другой китайской компанией — Shanghai Heavy Industries.

Вторым по важности проектом CNPC является Румейла. Китайская корпорация выиграла право на разработку проекта совместно с британской ВР в первом международным тендере, проведенном в 2009 г. Интересно, что на тендере этот контракт стал единственным подписанным соглашением: все остальные выставляемые на торги проекты так и не нашли инвесторов в связи с тем, что правительство Ирака предлагало слишком невыгодные, по мнению иностранцев, условия. Китайская корпорация опять же стала первопроходцем. Вместе с британцами они пошли на иракские условия, 2 доллара США за баррель, хотя изначально просили 3,99 доллара. На этом успехи китайской корпорации не закончились, она сумела увеличить свою долю в консорциуме с 33,33% до 46.4%. Дело дошло до того, что посольство США в Багдаде в официальном коммюнике обвинило кабинет премьер-министра Ирака в том, что он более благоприятно настроен по отношению к китайскому бизнесу. На конец 2014 г. ежедневная добыча на месторождении составляла 1,3 млн барр. в день. При том целевой уровень, установленный BP совместно с иракской стороной составляет 2,1 млн барр. в день. Такого показателя планируется достигнуть к 2020 г[i].

Третий успешный проект дочерней структуры CNPC компании PetroChina — месторождение Аль-Хальфая, в котором компания также является оператором. Ее доля в проекте — 37,5%. Французская Total и малазийская Petronas имеют по 18,75% каждая. Первая фаза разработки была завершена к июню 2012 г., причем, как и в случае с Румейлой, на 15 месяцев раньше срока. Компания также отвечает за строительство газопровода для перекачки попутного газа на электростанцию Аль-Кахля. 16 июня 2015 г. представители PetroChina заявили о намерении построить в районе газовую электростанцию, которая будет обеспечивать электроэнергией как месторождение Аль-Хальфая, так и часть провинции Мейсан[ii]. Кроме этого, китайская корпорация безвозмездно (в рамках программы корпоративной ответственности) построила небольшой аэропорт, необходимый для перевозки рабочих и грузов из международного аэропорта Басры в Аль-Хальфаю.

Наконец, четвертым проектом с участием CNPC является Западная Курна-1 (доля 25%). Интересна, что свою долю в проекте CNPC выкупила у американской ExxonMobil, которая, по-видимому, пытается диверсифицировать свои активы на юге Ирака, чтобы снизить риски. Это связано с тем, что на компанию были наложены некоторые санкции после того, как она заключила несколько контрактов с Региональным правительством Курдистана в обход Багдада.

Китайцы планировали участвовать в тендере на реализацию проекта Насирия. Это уникальный для региона проект, предполагающий одновременно разработку месторождения и строительство нефтеперерабатывающего завода мощностью 300 тыс. баррелей в день. Для обсуждения проекта в сентябре 2013 г. в Ирак приехала большая делегация из Китая. Однако в связи с ухудшением обстановки внутри страны проведение тендера было отложено.

Кроме CNPC с ее дочерней структурой PetroChina, в сфере добычи в Ираке также работает China National Offshore Oil Corporation — CNOOC. Она участвует в разработке проектов на юге страны: Аль-Факка, Аль-Базаркан, Абу-Гарб. Планируется, что уровень добычи на месторождениях достигнет 450 тыс. барр. в день.

Деятельность другой китайской государственной компании — Sinopec — оказалась менее удачной. В 2009 г. компания в консорциуме с итальянской Eni выиграла тендер на разработку проекта Зубейр. Однако затем приобрела швейцарскую нефтедобывающую компанию, которая без согласования с Багдадом заключила контракт с курдами. В итоге Sinopec была вынуждена выйти из проекта Зубейр и покинуть имеющиеся проекты на юге и в центре Ирака.

Таким образом, китайские компании участвуют в семи проектах, суммарная целевая добыча которых будет составлять 6,86 млн барр. в день со средним показателем вознаграждения 2 доллара за баррель. Некоторые эксперты говорят о том, что такие невысокие размеры вознаграждений компания компенсирует особыми схемами найма сервисных компаний, которые значительно снижают затраты на эксплуатацию месторождений. Как бы то ни было, китайские компании отличает именно их способность идти на уступки и заключать контракты с низким размером «маржи». Из этого следует, что цель китайцев не вознаграждения как таковые, а обеспечение энергобезопасности и доступа к необходимым ресурсам. Доказывает это и тот факт, что китайцы не на словах, а на деле вкладываются в проекты, связанные с «социальной ответственностью», т.е. тратят средства на улучшение своего имиджа и авторитета.

Существует некоторое недовольство по поводу деятельности китайских компаний в Ираке. Так, 16 июня 2015 г. Совет провинции Мейсан выразил недовольство по поводу слишком низких, по его мнению, поступлений в казну провинции от добычи нефти[iii]. Представители Совета заявили, что основные средства получает компания CNPC, и что необходимо оказать давление на компанию с тем, чтобы пересмотреть условия ее деятельности для увеличения доходов провинции.

Кроме того, местное население некоторых районов добычи было недовольно деятельностью китайских компаний. Так, жители Мейсан и Аль-Хальфая жаловались на недостаточные компенсационные выплаты, высокий уровень загрязнения предприятиями, незаинтересованность компании в найме на работу местного населения. Надо сказать, что число китайских экспатов в Ираке достигает 10 тысяч человек (включая занятых не только в нефтедобыче, но и других секторах).

Межгосударственное сотрудничество

Успехи китайских компаний стали возможными во многом благодаря действиям китайской дипломатии и общему укреплению межгосударственного сотрудничества между Ираком и КНР. С точки зрения геостратегии сотрудничество между странами кажется логичным. Ведь Китаю необходимо обеспечивать доступ к ресурсам, а Ираку — привлекать иностранные инвестиции. Иракские высокопоставленные должностные лица уже в 2003 г. ездили договариваться в Китай. В 2007 г. во время визита в КНР Дж.Талабани, на тот момент президент Ирака, подписал ряд соглашений с китайской стороной, в том числе: об урегулировании вопроса о заключенных с саддамовским правительством нефтяных контрактах; о списании 100% задолженности Ирака перед КНР (8,5 млрд долларов США) и списании 80% долга перед частными китайскими компаниями[iv]. В 2011 г. Премьер-министр Н.аль-Малики совершил визит в Китай с целью договориться об увеличении инвестиций в нефтяной сектор страны, было подписано несколько контрактов, в том числе в сфере энергетики. По некоторым данным, на конец 2011 г. в Ираке работало более 100 китайских компаний.

В последние два года особенно активизировались двусторонние контакты на высоком уровне. По итогам переговоров министров иностранных дел двух стран в феврале 2014 г. были обозначены три ключевые сферы развития отношений: энергетика, инфраструктура, жилищный комплекс[v].  Следующая встреча министров прошла в сентябре того же года. Постоянно поддерживаются контакты между министром нефти Ирака и представителями КНДР. Например, 28 января 2015 г. прошла встреча министра нефти с послом Китая в Багдаде. Китайская сторона заявила о желании национальных компаний увеличивать инвестиции в нефтегазовый сектор Ирака.

В конце марта 2015 г. по приглашению правительства Ирака в Багдад с официальным визитом прибыл госсоветник КНР, глава группы по иностранным делам ЦК КПК, бывший министр иностранных дел Ян Цзечи. Визитов такого высокого уровня не было со времен начала 2000-х гг. Госсоветник провел переговоры с высшим руководством Ирака: премьер-министром Х.аль-Абади, президентом Ф.Маасумом, спикером парламента С.аль-Джубейри и с министром иностранных дел Х.Зебари[vi]. В ходе переговоров были затронуты вопросы сотрудничества в энергетической сфере[vii], однако в силу сложившейся в регионе ситуации доминировала тема борьбы с терроризмом и группировкой «Исламское государство». Этот вопрос стал главным предметом обсуждения в ходе визита в Китай министра иностранных дел Ирака, который состоялся 15-18 июня 2015 г. Х.Зебари прибыл в Китай по приглашению этой страны[viii]. Он встретился с министром иностранных дел, а также с госсоветником КНР[ix]. Кроме того, иракский министр выступил с лекцией в Университете международных отношений Китая[x]. В своей речи он выразил надежду на то, что объем китайских инвестиций в экономику Ирака и его нефтегазовый сектор будет расти. Он также затронул проблему снижения цен на нефть и объяснил, что в существующих обстоятельствах Ирак заинтересован в наращивании темпов добычи сырья.

Китай не упускает возможности развивать отношения и с Региональным правительством Курдинстана, официально заявляя о необходимости развития отношений со всеми районами Ирака. В конце декабря 2014 г. в Эрбиле было отрыто Генеральное консульство КНР. Во время встречи генконсула с главой парламента Курдистана стороны заявили о желании развития сотрудничества по всем направлениям, в особенности в сфере развития энергетики и инфраструктуры.

Одной из площадок для развития энергетического сотрудничества между КНР и Ираком стал Китайско-арабский форум сотрудничества. Он был создан в 2004 г. на базе отношений между КНР и ЛАГ. Цель форума: развитие между сторонами диалога и сотрудничества, содействие развитию и прогрессу. Ежегодно проходят заседания Совета министров Форума, работают контактные группы. В рамках организации создана специальная Конференция сотрудничества в энергетической сфере. На последнем заседании глав государств Форума глава КНР Си Цзиньпин выдвинул формулу сотрудничества между Китаем и арабскими государствами «1+2+3»[xi], где «1» — это первоочередность развития именно в энергетической сфере; «2» — развитие инфраструктуры и облегчения движения товаров и капитала между странами; «3» — взаимодействие в трех сферах передовых технологий: мирный атом, освоение космоса, альтернативная энергетика.

Как в Ираке оценивают сотрудничество с Китаем

Правительство Ирака очень позитивно оценивает роль КНР в развитии нефтегазового сектора страны. О значимости китайских компаний и капитала представители иракского руководства говорили во многочисленных выступлениях, это постоянно подчеркивается в ходе двусторонних переговоров. 30 мая 2015 г. министр нефти Ирака Адель Абдель Махди на пресс-конференции заявил об увеличении показателей нефтяного экспорта Ирака через южные порты до рекордных 3 млн баррелей в день[xii]. В ходе выступления министр выделил особую роль китайской компании PetroChina, «одной из крупнейших и наиболее важных международных компаний», в достижении данного результата. Министр высоко оценил «использование компанией новых технологий в геологоразведке, бурении, добычи и транспортировке нефти».

Надо сказать, что отношение к Китаю в политическом плане также положительно. Китай интересен иракским СМИ, причем как в экономическом, так и политическом плане[xiii]. В статьях иракских журналистов Китай — это инвестор в национальную экономику (в первую очередь нефтегазовый сектор и инфраструктуру), а также партнер на международной политической арене. Некоторые иракские журналисты (таких изданий как «Аль-Машрик» и «Аз-Заман») говорят о совпадении позиций Ирака и Китая по некоторым глобальным проблемам (например, методы борьбы с терроризмом, невмешательство во внутренние дела государств). Кроме того, довольно часто подчеркивается роль КНР в Совете Безопасности ООН, а также независимость его политического курса.

В связи с деятельностью группировки «Исламское государство» и общим ростом террористической активности в регионе Ближнего Востока, Северной Африки и Сахеля вектор сотрудничества между Ираком и Китаем сместился в направлении безопасности, хотя это не тормозит рост двустороннего экономического сотрудничества.

Объемы двустороннего сотрудничества

Товарооборот между Ираком и Китаем в 2014 г.  по оценкам иракской стороны, составил 28 млрд долл. США (за шесть лет увеличился в четыре раза). Министр иностранных дел Ирака выразил надежду на то, что в 2015 г. этот показатель достигнет 30 млрд. Малозаметный, но показательный факт, свидетельствующий о развитии двусторонних отношений — в мае 2015 г. впервые были запущены прямые авиарейсы между столицами двух стран[xiv].

Китай является крупнейшим импортером иракских углеводородов. По оценкам американского агентства EIA на долю Китая приходит 22% общего объема экспорта иракской нефти. Вторым потребителем иракских ресурсов является Индия (19%). Для сравнения, в США направляется 14% иракской нефти, в Европу — 19%. Таким образом, в 2014 г. КНР импортировала порядка 850 тыс. баррелей иракской нефти в день. Большие объемы нефти в Китай поставляла лишь Саудовская Аравия.

[i] Rumaila to Increase Production by 50 Percent by the End of the Decade // BP Press Release 17.12.2014  http://www.bp.com/en/global/corporate/press/press-releases/rumaila-to-increase-production-by-50-percent.html

[ii] Компания Мейсан вышла на новые этапы реализации двух проектов по переработки попутных газов [араб.] // Газета Аль-Машрик от 16.06.2015 http://www.almashriqnews.com/inp/view.asp?ID=87953

[iii] Комитет по энергетики Совета провинции Мейсан требует внесения изменений в соглашение между Министерством нефти и компанией PetroChina [араб.] // Иракское национальное новостное агентство от 16.06.2015 http://ninanews.com/Website/News_Details.aspx?tM3P4G2N1jCXtlTQ99gDkQ%253d%253d

[iv] И. Аль-Амири Обзор иракско-китайских отношений после 2003 г. [араб.] // Центр международных и стратегических исследований, Университет Багдада. 29.03.2015 http://www.azzaman.com/?p=107228

[v] Министр иностранных дел Китая определил три приоритетных направления развития китайско-иракских отношений [араб.] // Пресс-релиз Посольства КНР в Ираке от 25.02.2014 http://iq.chineseembassy.org/ara/zygx/t1164682.htm

[vi] Государственный советник Китая Ян Цзечи посетил Ирак [араб.] // Пресс-релиз Посольства КНР в Ираке от 28.03.2015 http://iq.chineseembassy.org/ara/zygx/t1249671.htm

[vii] Foreign Minister Receives a High-Ranking Chinese official // Пресс-релиз Министерства иностранных дел Ирака от 23.03.2015 http://www.mofa.gov.iq/news/foreign-minister-receives-a-high-ranking-chinese-official

[viii] Министр иностранных дел Ирака отправляется с визитом в Китай [араб.] // Пресс-релиз Министерства иностранных дел Ирака от 12.06.2015 http://www.mofa.gov.iq/news/ozyr-lkh-rgy-ytogh-l-lsyn

[ix] Foreign Minister Meets His Counterpart in Beijing // Пресс-релиз Министерства иностранных дел Ирака от 17.06.2015 http://www.mofa.gov.iq/en/news/foreign-minister-meets-his-counterpart-in-beijin

[x] Выступление министра иностранных дел Ирака в Университете международных отношений Китая 15.06.2015 [араб.] // Пресс-релиз Министерства иностранных дел Ирака http://www.mofa.gov.iq/news/klm-ldktor-br-hym-lgaafry-ozyr-lkh-rgy-laar-k-y-fy-g-maa-lsyn-llsh-on-lkh-rgy-15-6-2015-aan-laal-k-t-laar-k-y-lsyny-o-laod-aa-fy-laar-k-o-lshrk-laost-

[xi] Выступление председателя КНР Си Цзиньпина на церемонии открытия шестого заседания Совета министров Китайско-арабского форума сотрудничества [араб.] // Официальный сайт Форума   http://www.cascf.org/ara/ltdt/t1178827.htm

[xii] Министр иностранных дел Ирака: объемы экспорта иракской нефти из южных районов впервые превысили 3 млн баррелей в день [араб.] // Иракское национальное новостное агентство от 30.05.2015 http://ninanews.com/Website/News_Details.aspx?h7s0LT7T3EIPvfyNr8ccKA%253d%253d

[xiii] От шелкового пути к ювелирной дипломатии // Материалы программы «Досье», телеканал Аль-Джазира от 29.09.2010

[xiv] Запуск авиарейсов между Ираком и Китаем // Пресс релиз Посольства Ирака в КНДР от 08.03.2015 http://mofamission.gov.iq/ab/ChinaBei&article=507

52.28MB | MySQL:103 | 0,487sec