Принц Мухаммед бен Сальман в Париже

Начавшийся 24 июня 2015 г. официальный визит саудовского наследника наследника престола, второго заместителя председателя Совета министров, министра обороны и главы Совета по экономическим вопросам и развитию принца Мухаммеда бен Сальмана (и сопровождавшей его представительной делегации, идентичной той, которая находилась вместе с ним с Санкт-Петербурге, за исключением, что понятно и объяснимо, министра нефти и природных ресурсов Али ан-Нуэйми) в Париж ознаменовал собой, как подчеркивают саудовские издания, «укрепление существующего между двумя странами стратегического партнерства и придание ему новых параметров». Для этого вывода существуют не только весомые подтверждения, но и не менее значимые перспективы. Стоило бы подчеркнуть, в этой связи, главное.

24 июня принц Мухаммед бен Сальман возглавил саудовскую сторону на тридцать шестом заседании Совместной саудовско-французской комиссии по экономическому сотрудничеству. Обсуждавшиеся на этом заседании вопросы были связаны, как об этом сообщил сайт саудовского министерства иностранных дел, с «поиском дополнительных механизмов взаимодействия в сфере энергетики, инвестиций, вооружений, инфраструктурных проектов, экологии, авиации и здравоохранения». По словам сопровождавшего принца Мухаммеда бен Сальмана саудовского министра промышленности и торговли Тауфика бен Фаузана ар-Рубейа, Франция является «важным торговым партнером королевства», занимая «восьмое место в саудовском внешнеторговом обороте» ‒ «в 2014 г. доля французского экспорта в Саудовскую Аравию составила 3,4% в общем объеме французских экспортных операций, а саудовского во Францию ‒ 2,5% от общего объема идентичных саудовских». По словам министра, размещенным на сайте Министерства иностранных дел Саудовской Аравии, в стоимостном выражении «объем торгового оборота между двумя странами составил в 2014 г. 12 млрд евро, что на 500 млн евро выше, чем в 2013 г.». С другой стороны, Франция является «третьим государством с точки зрения объема капиталовложений в саудовскую экономику», а общий объем саудовских инвестиций во французскую экономику «составил в 2014 г. 700 млн евро». Не случайно, в этой связи, что очередное заседание Совместной саудовско-французской комиссии по экономическому сотрудничеству было сконцентрировано, в первую очередь, на решении вопросов, касающихся перспектив дальнейшего развития двусторонней инвестиционной деятельности.

Этому заседанию предшествовала встреча принца Мухаммеда бен Сальмана с президентом Франсуа Олландом, которому, как вновь отмечалось в сообщении, размещенном на сайте саудовского внешнеполитического ведомства, были «переданы наилучшие пожелания Служителя Двух Благородных Святынь, короля Сальмана бен Абдель Азиза». В ходе этой встречи обе стороны обсудили «двусторонние отношения между королевством и Францией, пути их укрепления и развития, прежде всего, в научно-технической сфере, а также в сфере инвестиций, мирного использования ядерной энергии, промышленности и торговли». Равным образом, если и далее цитировать соответствующее сообщение, стороны «рассмотрели развитие событий в регионе [Ближнего Востока], предпринимаемых в их отношении действий, как и некоторые темы, связанные с международной ситуацией». Иными словами, переговоры третьего лица саудовской властной иерархии и главы французского государства были насыщены и плодотворны, включая как вопросы экономики, так и двустороннего политического взаимодействия.

Достаточно сказать, в этой связи, что наиболее ярким итогом визита сына саудовского правящего монарха во французскую столицу стали контракты либо соглашения, связанные с военно-техническим и экономическим сотрудничеством двух стран. Во французской столице был подписан контракт на покупку 50 самолетов «Airbus» A320 и А330, а также соглашение о намерениях на покупку 23 современных вертолетов на общую сумму 500 млн евро. 24 июня 2015 г. французским Министерством внешней торговли и саудовским Фондом общих инвестиций было подписано «соглашение о гарантиях финансовых заимствований» на общую сумму в 3 млрд евро. Одновременно соответствующие саудовские и французские министерства и ведомства подписали «соглашения о намерениях», касающиеся «проведения исследований для последующего строительства» в Саудовской Аравии 2 ядерных «европейских реакторов» ‒ EPR, «научно-технического сотрудничества», «сотрудничества в области здравоохранения» и «сотрудничества в сфере использования ядерных отходов».

По сообщениям саудовской прессы, 25 июня 2015 г. в парижской резиденции принца Мухаммеда бен Сальмана состоялись его переговоры с французским коллегой, посвященные вопросам сотрудничества в сфере обороны. Итогом этих переговоров стало подписание контрактов на поставку в Саудовскую Аравию быстроходных катеров береговой охраны.  Впрочем, об этом как об уже свершившемся факте говорил французский министр иностранных дел в ходе состоявшейся 24 июня текущего года его совместной пресс-конференции с главой саудовского внешнеполитического ведомства Адилем аль-Джубейром, который, в свою очередь, заявил о том, что Эр-Рияд «хотел бы получить лучшие с точки зрения мировых стандартов оборонительные комплексы и вооружение, тем более что королевство и Францию связывает долгая история сотрудничества в сфере обороны и вооружений».

Характеризуя нынешний уровень двусторонних отношений, саудовская пресса подчеркивала, что они переживают «медовый месяц». Это оправданное (хотя и несколько странное) определение, и тому есть существенные причины. Говоря о них, главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат» Сальман ад-Досри писал в опубликованной им 25 июня 2015 г. на страницах этой газеты статье «Послание саудовцев Франции»: «Не секрет, что в целом позиция саудовской дипломатии в отношении проблем Ближнего Востока совпадает с позицией французской дипломатии, а Париж является сегодня более чем какая-либо другая европейская столица близок к Эр-Рияду». Именно поэтому, продолжал он далее, «визит саудовского наследника наследника престола ‒ это важнейшее политическое послание французской общественности, [свидетельствующее о высокой оценке Эр-Риядом] твердой позиции ее страны в отношении основных проблем региона». Собственно, из этого обстоятельства, по словам С.ад-Досри, и вытекало «двустороннее военное, экономическое и промышленное партнерство», которое нынешнее саудовское руководство «стремится перевести из состояния “тесного сотрудничества” к состоянию “стратегического сотрудничества”, что означает, что, если сегодня речь идет об “очень хорошем” уровне двусторонних отношений, то почему им не превратиться в ближайшем будущем в “отличные”?».

Если, продолжал далее главный редактор «Аш-Шарк Аль-Аусат», «последней французской инициативой», доказывающей совпадение позиций обеих стран, «стало предложение министра иностранных дел Лорана Фабиуса, связанное с решением палестинской проблемы на основе существования двух государств, имеющих одну столицу ‒ Иерусалим на основе резолюций Совета Безопасности №№ 242 и 336», то почему бы Саудовской Аравии «не задумываться об экономической интеграции с ее историческим союзником Францией, ведь Эр-Рияд нуждается в экономических союзниках, а французы ‒ во главе тех крупных государств-союзников, с которыми Саудовская Аравия уже достигла политической интеграции?». Такого рода подходы, как считал С.ад-Досри, «внесут вклад в будущее формирование двустороннего стратегического блока, участниками которого станут обе страны». Что ж, эта постановка вопроса кажется логичной и разумной!

Стоило бы, в этой связи, вернуться к некоторым идеям, которые были высказаны А.аль-Джубейром в ходе его совместной пресс-конференции с Л.Фабиусом, ограничив эти идеи только одним аспектом ‒ итогами визита принца Мухаммеда бен Сальмана в Россию. Естественно, что на этой пресс-конференции (расшифрованный текст которой опубликован на сайте саудовского внешнеполитического ведомства) соответствующий вопрос был задан обоим министрам, и он звучал следующим образом: «Каковы итоги визита Его Высочества наследника наследника престола в Москву? Почувствовали ли вы изменение политики Москвы в отношении Сирии, Ирана и Йемена?».

Отвечая на этот вопрос, А.аль-Джубейр говорил: «Мы постоянно консультируемся с нашими союзниками в мире по проблемам региона. Мы стремимся к координации по этим проблемам. Что же касается визита Его Высочества наследника наследника престола в Россию, то мы обсудили в ходе него пути активизации и укрепления двусторонних отношений между Королевством Саудовская Аравия и Россией». Далее глава саудовского внешнеполитического ведомства добавил: «Этот визит был поводом для обсуждения с российской стороной важных вопросов, связанных с регионом, как в отношении Сирии, негативными действиями Ирана, так и положения в Йемене. Обе стороны были откровенны в переговорах друг с другом, — в ходе этого визита, который был, слава Богу, успешным, мы разъясняли [нашу позицию] российской стороне, российская сторона ‒ Королевству Саудовская Аравия. Мы надеемся придти к сближению позиций обеих сторон, что будет служить интересам безопасности, стабильности и мира в регионе».

Французский коллега А.аль-Джубейра был более многословен. Касаясь возможного изменения российской позиции по Сирии, Л.Фабиус отмечал: «В течение нескольких последних дней я был занят обсуждением сирийского вопроса с руководителями Египта, с иорданским монархом в Иордании, с премьер-министром Израиля, а также с главой Палестинской администрации. Вчера я встречался с российским министром иностранных дел. Я обсуждал сирийский вопрос с министром иностранных дел Германии, а сегодня ‒ с министром иностранных дел Королевства Саудовская Аравия, переговоры с котором будут продолжены. Я не хочу отвечать на заданный вами вопрос о российской позиции. Я не могу говорить от их лица. Могу лишь сказать, что я вновь хочу подтвердить позицию Франции, заключающуюся в том, что необходимо достичь политического решения положения в Сирии. В Сирии не должна более литься кровь, Сирия не может более пылать так, как она пылает сегодня».

Далее глава французского внешнеполитического ведомства подчеркнул: «Мы стремимся к тому, чтобы Сирия вновь обрела безопасность, единство территории и способность противостоять экстремистским группировкам. Необходимо также, чтобы некоторые члены или фигуры режима остались, поскольку мы не можем отказаться от [сирийского] государства или допустить его исчезновение, как не можем отказаться от совмещения некоторого числа представителей режима и некоторого числа оппозиции с тем, чтобы был продолжен политический курс или движение по пути, способному привести к остановке кровопролития. Франция серьезно действует в этом направлении. Я буду обсуждать этот вопрос с нашими арабскими партнерами, я буду обсуждать этот вопрос с турками, с Соединенными Штатами, а также с русскими, поскольку таков курс Парижа, такова внешняя политика Франции, заключающаяся в достижении мира и безопасности в мире. Что же касается Ирана, то мы стремимся к недопущению распространения ядерного оружия».

62.84MB | MySQL:102 | 0,467sec