Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (22-28 июня 2015 года)

На минувшей неделе в регионе сохранялась сложная, а в ряде стран напряженная и нестабильная обстановка. В Вене начался решающий этап переговоров между Ираном и «шестеркой» международных посредников по соглашению о ядерной программе Тегерана. Резонансные теракты были совершены 26 июня в Тунисе и Кувейте. В Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане и Ливии продолжается вооруженное противостояние сторонников правительства с силами антирежимных группировок. Сложной остается обстановка в Судане и Южном Судане, на Синайском полуострове в Египте и на северо-западе Пакистана.

В Вене на прошедшей неделе начался финальный раунд переговоров Ирана и «шестерки» международных посредников с целью достижения всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Тегерана. В переговорах приняли участие главы внешнеполитических ведомств Ирана М. Д. Зариф, США Дж. Керри, Франции Л. Фабиус, Германии Ф. В. Штайнмайер, Великобритании Ф. Хаммонд, руководитель европейской дипломатии Ф. Могерини. По признанию Керри, переговоры проходили трудно, и еще «предстоит проделать много тяжелой работы». Между сторонами сохраняются существенные разногласия по принципиальным вопросам, затрагивающим «важные аспекты санкционного режима» в отношение Ирана, международных механизмов контроля за исполнением будущего соглашения, транспарентности ядерной программы ИРИ в целом. Дипломаты считают, что уложится в срок — к 30 июня — вряд ли удастся, так как на достижение согласия по всем деталям потребуется еще несколько дней. В частности, США полагают возможным продлить переговоры до 9 июля. После убытия из Вены 28 июня большинства глав МИДов работу над текстом соглашения продолжают эксперты.

Тем временем 23 июня иранский парламент окончательно одобрил закон о требованиях к соглашению по ядерной программе ИРИ. Документ требует полного и окончательного снятия всех санкций в отношении Ирана в день вступления в силу ядерного соглашения. МАГАТЭ будет дозволено проводить обычные инспекции ядерных объектов, но не разрешается доступ к военным и другим неядерным объектам, связанным с безопасностью ИРИ, к документам этих объектов, а также проведение опросов иранских ученых-ядерщиков. Кроме того, не допускается «каких-либо ограничений в развитии мирной ядерной сферы, касающейся научной, научно-исследовательской деятельности и технологических разработок». Закон также требует, чтобы «результаты переговоров были переданы на рассмотрение парламента». 24 июня Верховный лидер Ирана А. Хаменеи подтвердил требования закона, принятого парламентом, подчеркнув, что Тегеран никогда не согласится с ограничением развития своей ядерной промышленности на десятилетний срок. Представители Ирана будут продолжать ядерные переговоры с мировыми державами в соответствии с принципами, заявленными Хаменеи, заявил президент Исламской Республики Х. Роухани.

Политические силы, стремящиеся затруднить достижение ядерного соглашения с ИРИ, активно действуют в США. Франция требует, чтобы Иран «на самом деле, и окончательно, отказался от планов создания ядерного оружия», заявил глава МИД Франции Л. Фабиус. При этом, «как минимум, три условия обязательны. Первое — долгосрочные ограничения иранских возможностей по исследованиям и производству в ядерной области. Второе условие — верификация тех мест /объектов/, включая военные объекты, если потребуется. Третье условие — автоматическое возвращение санкций в случае нарушения договоренностей» со стороны Ирана. Британский министр Ф. Хаммонд считает, что «отсутствие сделки – это лучше, чем плохое соглашение».

На севере Сирии в начале минувшей недели Курдские силы самообороны (КСС) развернули наступление на позиции боевиков «Исламского государства» (ИГ) в провинции Ракка, захватив город Айн-Иса и крупную военную базу. Однако 26 июня отряды ИГ атаковали город Кобани (Айн-эль-Араб) на границе с Турцией и город Хасеке – центр одноименной провинции на северо-востоке САР. Из-за боев в Кобани и Хасаке курды были вынуждены приостановить наступление на Ракку – «столицу» «Исламского государства». При активной поддержке авиации международной коалиции во главе с США 27 июня противник был выбит из Кобани. Бои в Хасеке продолжаются. Город защищают части сирийской правительственной армии и отряды КСС. Сообщается, что сирийская армия и командование КСС заключили соглашение о совместных боевых действиях против боевиков ИГ в Хасеке. Договор был достигнут «в обмен на согласие официальных властей о снижении своего влияния в этом городе».

25 июня правительственные войска на юге страны отразили штурм города Дераа боевиками исламистских группировок «Джабхат ан-нусра» и «Ахрар аш-Шам». Интенсивные бои велись в провинции Дамаск, в Алеппо на севере и в провинции Хама в центральной части страны.

22 июня Иран и Сирия подписали соглашение о сотрудничестве между силами полиции двух государств.

Президент Турции Р. Т. Эрдоган обеспокоен военными успехами КСС в Сирии и заявил, что Анкара «никогда не позволит создать новое государство курдов на севере Сирии, примыкающее к южным турецким границам».

38 человек погибли и 36 получили ранения в результате террористического нападения, совершенного 26 июня в приморском городе Сус в Тунисе. Жертвы нападения – преимущественно граждане европейских стран. Террорист-одиночка убит в перестрелке с полицией. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ. В связи с терактом в Тунисе приняты повышенные меры безопасности. Обстановка на курортах страны остается в целом спокойной. Тем не менее, несколько тысяч отдыхающих покинули страну. Напомним, что нынешний теракт стал вторым в этом году нападением на туристический объект. Теракты наносят серьезный ущерб местной туристической индустрии. В целом, по сравнению с 2014г., количество туристов в Тунисе уже снизилось на 50%. Отметим, что доход от туризма составляет 7% ВВП страны. В отрасли работают около 400 тыс. человек, что равно примерно 12% экономически активного населения.

Несмотря на все предпринимаемые меры, власти Туниса пока не способны справиться с возрастающим уровнем террористической угрозы. По мнению экспертов, социальный и экономический кризис способствуют распространению джихадизма. Уровень безработицы, по официальным данным, равен 15%, среди молодежи этот показатель еще выше. В городах на побережье число безработных составляет почти 24% экономически активного населения, в то время как в сельской местности не имеет работы почти каждый второй из возрастной категории от 15 до 29 лет. Оценочно, на стороне ИГ в Сирии и Ираке воюют до 3 тыс. тунисских граждан.

После теракта 26 июня правительство Туниса планирует дополнительный призыв на военную службу резервистов. Также намечено закрыть 80 неподконтрольных государству мечетей. Зоны наибольшего сосредоточения террористических элементов, главным образом в гористых местностях близ границы с Алжиром, планируется объявить закрытыми. 28 июня в Тунисе прошли многотысячные акции протеста против терроризма.

В результате взрыва, совершенного 26 июня в шиитской мечети в центре столицы Кувейта во время пятничной молитвы, погибли 27 человек, 227 человек получили ранения. Ответственность за теракт взяло на себя ИГ. Полицией задержано несколько человек, подозреваемых в причастности к подготовке теракта.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. Авиация арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией продолжает наносить удары по объектам и позициям шиитских мятежников-хоуситов и войск, лояльных бывшему президенту страны А. А. Салеху. На прошедшей неделе бомбардировкам подверглись цели в семи йеменских провинциях на севере, западе и юге страны. В ответ хоуситы обстреливают военные объекты в приграничных районах КСА.

Консультации по Йемену, проходившие 15-19 июня в Женеве, заложили основу для возобновления политического процесса между правительством страны и хоуситами, но сделать это будет непросто, считает спецпосланник генсека ООН по урегулированию в Йемене И. ульд Шейх Ахмед. По его информации в стране, по меньшей мере, 21 млн человек, – около 80% населения – нуждаются в гуманитарной помощи. Йемен находится на грани голода. С начала эскалации конфликта в марте этого года в стране погибли более 2,8 тыс. человек и около 13 тыс. получили ранения.

Министр иностранных дел Йемена Р. Я. Абдулла заявил, что правительство президента А. М. Хади «не заинтересовано в организации новой встречи в Женеве» с хоуситами и сторонниками Салеха, и «будет настаивать на работе со всеми партиями (в Йемене-авт.) по реализации резолюции Совета Безопасности ООН 2216», которая предусматривает отвод сил хоуситов из занятых ими районов и сдачу захваченного мятежниками оружия. Как известно, хоуситы отвергают эти требования.

25 июня Совет Безопасности ООН призвал стороны конфликта в Йемене участвовать в дальнейших переговорах по урегулированию кризиса в стране и установлению новой гуманитарной паузы.

24 июня министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу подтвердил сообщения, согласно которым в последнее время состоялись встречи между турецкими и израильскими представителями по вопросу нормализации отношений между двумя странами. При этом Чавушоглу подчеркнул, что в прошлом дипломаты двух государств уже неоднократно встречались. Министр напомнил, что Турция поставила три обязательных условия, выполнение которых необходимы для возобновления двусторонних связей. Так, Израиль должен извиниться за нападение на турецких граждан на корабле «Мави Мармара» в 2010 г., выплатить пострадавшим денежную компенсацию, а также снять блокаду с сектора Газа. По словам Чавушоглу, Турция считает, что извинения, которые принес премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху в 2013 г. удовлетворяют первое требование, таким образом, осталось два условия, и в Анкаре ждут дальнейших шагов от Израиля.

По информации СМИ, Израиль приостановил переговоры с США о предоставлении ему американской военной помощи до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение по ядерной программе Ирана. Еще одна причина данного шага — растущая напряженность в отношениях между Белым домом и кабинетом Б. Нетаньяху. Сообщается, что Израиль намерен дождаться возможного заключения ядерной сделки с Ираном, чтобы понять, какой именно текст подпишет Вашингтон, и на основании этого выдвинуть требования по обеспечению своей безопасности.

22 июня группа боевиков движения «Талибан» совершила нападение на здание парламента Афганистана в Кабуле. Все они были уничтожены силами спецназа. Пострадали до 30 человек. Эксперты ООН считают, что после вывода из Афганистана основной группировки сил международных коалиции, ситуация с безопасностью в стране ухудшилась, а противостояние с боевиками усилилось даже в провинциях, ранее считавшимися безопасными.

Россию беспокоит ситуация в Афганистане, где движение «Талибан» и ИГ контролируют значительную часть территории, заявил 24 июня президент России В. Путин на встрече с бывшим афганским президентом Х. Карзаем.

НАТО не определила пока сроки завершении своей миссии военных инструкторов и советников «Решительная поддержка» в Афганистане, заявил 25 июня генсек альянса Й. Столтенберг. По его мнению, некоторые действующие в Афганистане боевики начинают ассоциировать себя с «Исламским государством», «другие группы воюют друг с другом».

Инженерные войска Египта завершили прокладку рва, отделяющего Синай от сектора Газа. Ров предназначен для предотвращения строительства палестинцами тоннелей и контрабанды. Его глубина составляет 20 м, а ширина – 10 м. С египетской стороны ров будет охраняться пограничниками. Не исключено, что ров могут залить морской водой. Помимо рва вдоль египетской границы с Газой создается полоса отчуждения шириной 1 км, на которой сносятся все строения, кроме мечетей.

Приложение

 

 

О некоторых проблемах военной промышленности Турции

 

 

Современный военно-промышленный комплекс Турции является одним из наиболее мощных и развитых в регионе Ближнего и Среднего Востока. Политическое и военное руководство страны уделяет постоянное  повышенное внимание вопросам совершенствования национального ВПК, расширения базы по выпуску военной продукции различного назначения, освоения новых зарубежных и создания собственных современных военных технологий. В последние годы турецкий ВПК демонстрирует динамичное поступательное развитие.

Вместе с тем, Турция в вопросах технического оснащения своих вооруженных сил продолжает находиться в сильной зависимости от поставок из-за рубежа, что обусловлено все еще недостаточным общим уровнем экономических, материальных и научно-технических возможностей страны. В итоге в настоящее время основная часть вооружения и военной техники, имеющейся в турецких ВС, представлена иностранными, преимущественно американскими и западноевропейскими образцами. Многие типы оружия и техники Турция полностью импортирует.

Общее руководство национальным ВПК осуществляет Департамент оборонной промышленности (ДОП) министерства обороны Турции. Военная промышленность страны представлена предприятиями авиационной, бронетанковой, кораблестроительной, артиллерийско-стрелковой, боеприпасной, ракетной, электронной и автомобильной отраслей. Получает развитие космическая отрасль. Всего в стране имеется более 130 оборонных предприятий государственного и частного секторов, на которых занято более 150 тыс. человек. Серьезным недостатком турецкой военной промышленности остается наличие большого числа мелких, узкоспециализированных фирм с ограниченными производственными возможностями.

Руководство страны стремится достичь обеспечения технического переоснащения и модернизации национальных вооруженных сил преимущественно за счет продукции собственного ВПК, а не посредством закупки иностранной техники. Департаментом оборонной промышленности разработан и реализуется план развития национального ВПК на 2012-2016 гг. Поставлена амбициозная задача к 2016г. вывести турецкую военную промышленность в десятку крупнейших в мире, а в перспективе сделать ряд образцов ее продукции конкурентоспособной западным образцам на мировом рынке. На сегодняшний день две турецкие фирмы, выпускающие аэрокосмическую продукцию – Aselsan и Turkish Aerospace Industries – входят в Топ-100 мировых компаний ВПК. Также поставлена задача резкого увеличения военного экспорта. В 2016 г. планировалось довести уровень самообеспечения страны в сфере оборонной промышленности до 70% (в 2014г. это показатель составил 54%), а уровень использования турецких комплектующих для сборки военной продукции довести до 50-60%. Однако, по всей видимости, эта задача не будет выполнена.

Предполагается увеличить число типов оружия, полный «жизненный цикл» которых будет осуществляться в Турции: от разработки тактико-технического задания и далее до проектирования, создания опытных образцов, их испытания, налаживания серийного производства, проведения последующего техобслуживания, ремонта и модернизации. В стране реализуется специальная программа создания центров для испытания вооружения и военной техники.

В интересах развития собственных НИОКР военного назначения ДОП активно подключает местные университеты и исследовательские институты, что уже позволило осуществить разработку ряда образцов вооружения: танка, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), вертолетов, боевых кораблей, изделий аэрокосмической отрасли и др.

Завершен процесс создания основного боевого танка «Алтай» и начата активная фаза его испытаний. В конце 2016 г. планируется приступить к серийному выпуску танка. Ожидается, что первая партия составит 250 машин, а стоимость одного танка – 5,5 млн долларов. В то же время двигатели и трансмиссии для «Алтаев» будут поставляться из-за рубежа. И это, несмотря на все заверения руководства страны о том, что машина будет «на сто процентов турецкой». В то же время страна имеет реальные достижения в деле создания и налаживания производства некоторых образцов легкой бронетехники.

Судостроение является одной из ведущих отраслей военной промышленности Турции. Строительство боевых кораблей осуществляется в рамках программы МИЛГЕМ, цель которой — кардинальное снижение зависимости ВМС Турции от импортных закупок боевых кораблей. Имеющаяся в стране производственная база позволяет постройку фрегатов, корветов, патрульных катеров, малых танко-десантных и поисково-спасательных кораблей. Освоено лицензионное производство германских неатомных подводных лодок проекта 214. Вместе с США, Швецией и Норвегией ведется разработка фрегата УРО. Запланирована постройка 8 корветов типа «Ада» и 6 фрегатов типа TF-100. Программа строительства всей серии рассчитана до 2025г. и оценивается в 3 млрд долларов. Турецкие верфи способны также проводить ремонт всех основных классов боевых кораблей и вспомогательных судов.

Динамично развивается аэрокосмическая отрасль. Турки считают «эту сферу одной из стратегически важных». В декабре 2012 г. в Китае был запущен турецкий спутник «Гёктюрк-2». В стадии разработки находятся несколько проектов ИСЗ, планируется проектирование систем запуска спутников.

Трудно идет разработка разведывательного БПЛА «Анка», работы по которому начались еще в 2004 г., а серийное производство планировалось начать в 2013 г. Турецкая промышленность оказалась в состоянии изготовить лишь фюзеляж беспилотника, а авионика, системы наблюдения и малоразмерный двигатель являются иностранного производства. Под давлением правительства военные вынуждены были заказать первую партию «Анка» из 10 единиц. Руководство ДОП заявляет, что «технологическое совершенствование» этого проекта продолжается. Кроме того, в Турции создан мини-БПЛА «Байрак», идут работы и над другими проектами беспилотников.

Значительные сложности имеются и в деле создания ударного вертолета Т129, тактико-технические характеристики опытных образцов которого не удовлетворяют требованиям командования сухопутных войск. Имеются проблемы и с двигателем для этой машины.

Благодаря сотрудничеству с западными компаниями «Дженерал Электрикс» и «Роллс-Ройс» в 1980-х гг. турецкая промышленность освоила сначала сборку, а затем и лицензионный выпуск двигателей для американских истребителей F-16. В настоящее время, участвуя в программе изготовления истребителя пятого поколения F-35, Турция производит лопатки турбин для его двигателя.

Турция готовится к созданию собственного лазерного оружия, планирует наладить производство отечественных истребителей.

Одной из ключевых проблем турецкого ВПК, его слабым местом остается отсутствие собственного, независимого от зарубежных производителей двигателестроения. В стране до сих пор не сформировалась национальная школа подготовки специалистов по проектированию и производству двигателей различных типов. Это в значительной степени ограничивает возможности промышленности по созданию и запуску в серию боевой техники для всех видов вооруженных сил. Кроме того, до сих пор не освоено проектирование микрочипов, которые Турция вынуждена приобретать за границей, причем это относится к чипам для всей продукции национального ВПК. Аналогичной остается и ситуация с военной оптикой. Руководство ДОП признает: «Если мы не обеспечим технологического прорыва здесь, то мы останемся позади других стран и вынуждены будем использовать на несколько поколений более старые технологии».

Программа развития турецкого ВПК на 2012-2016гг. предусматривала проведение работ по созданию ракетных комплексов ПВО, ПТРК, некоторых других видов вооружения, однако заметных практических успехов в этом деле достичь пока не удалось.

Таким образом, Турции на обозримую перспективу не удастся развивать военную промышленность без поддержки зарубежных партнеров, снизить технологическую зависимость от них. Несмотря на громкие заявления в СМИ о создании «самого мощного оружия в мире», значительная часть проектов в сфере ВПК реализуется в тесной кооперации с иностранными – западными и восточноазиатскими производителями. Программы сотрудничества с зарубежными компаниями в большинстве случаев «предусматривают существенную передачу технологий производства турецким фирмам». «Однако зачастую оказывается, что национальная оборонная промышленность, даже, несмотря на существенный рывок, совершенный ею за последние 20–30 лет, не может освоить критически важные технологии производства».

52.27MB | MySQL:103 | 0,636sec