После терактов власти проводят кампанию по консолидации политической и экономической элиты Туниса

На фоне произошедших трагических событий в Сусе, о которых, как теперь становится известно местным журналистам, власти осведомлены были заранее, правящая коалиция прилагает усилия по консолидации политической и экономической элит. В том числе и в рамках неофициальной кампании по «амнистии» капиталов сторонников свергнутого режима Бен Али. Как полагает ряд обозревателей, такая кампания, помимо чисто экономических резонов в условиях запрограммированного резкого проседания туристического рынка, стала условием сделки между правящей сейчас «светской» коалиции еще на этапе последних президентской и парламентской выборных кампаний. Суть сделки — в негласной поддержке кандидатов «Призыва Тунис» со стороны сторонников прежнего режима как на парламентских, так и президентских выборах в обмен на полномасштабное возвращение представителей «клана Бен Али» в ключевые экономические сектора.

Перед тем как рассмотрь основные пункты этой «амнистии», коснемся темы «знания тунисских органов безопасности» о готовящимся теракте в Сусе. Такие выводы журналисты (естественно, британские, которые зачастую выступают в последнее время явными провокаторами и откровенными лжецами) сделали на основе перехваченного силовиками в мае некого телефонного разговора, в котором прозвучали кодовые слова про некий «пожар». На сленге террористов это означает «нападение». Заметим, что нападение на пляж было совершенно месяц спустя. Сразу отметим, что сделать вывод о времени и направлении террористической атаки вообще нереально, если в разговоре нет каких-либо, хотя бы косвенных, указаний в отношении цели. Кроме того, надо учитывать огромное число таких «перехватов», которые создают «критическую массу» подобного рода информации и тем самым препятствуют адекватной реакции на них и притупляют бдительность силовиков. Другой вопрос заключается в том, что силовики «пасли» подозреваемых давно, иначе прослушивание телефонов объяснить сложно: тунисские силовики совершенно точно не обладают ресурсами АНБ США и не могут мониторить весь эфир страны с анализом его на ключевые слова. Мы считаем, что сам перехват без агентурного проникновения является недостаточным способом для эффективного противодействия такого рода угрозам. Вот с последним у тунисских силовиков действительно дело обстоит не самым лучшим образом. Кроме того, после нападения на музей в столице Туниса местные силовики должны были однозначно взять под контроль весь туристический комплекс, независимо от поступающих сигналов. И в первую голову, на предмет тщательного отсева и фильтрации работающего там обслуживающего персонала. Не говоря уже об усилении физического компонента безопасности.

Что же касается сделки с «бывшими», то ее основным инициатором и организатором сейчас выступает руководитель администрации президента Туниса Беджи Каида эс-Себси Рида Бельхадж. По его указанию негласно прекращены все судебные расследования в отношении бывших приближенных к свергнутому президенту  Бен Али бизнесменов, а также сняты все ограничения по их возвращению в экономику страны. То есть контуры сделки следующие – «забывчивость» властей в обмен на возвращение в страну ранее находящихся под угрозой конфискации капиталов клана бывшего президента. Решающим моментом для успеха этой инициативы тунисских властей будет отмена Административным судом Туниса ранее принятого декрета 13-2011, который предусматривает конфискацию финансовых средств сторонников Бен Али. По крайней мере, администрация президента сейчас очень плотно работает с тунисскими судьями по этому вопросу и Министерством по государственному имуществу. Отметим, что суд дезавуировал этот указа еще 9 июня с.г., но министерство при тайной поддержке министра подали апелляцию. Ее удовлетворение, по оценке экспертов, маловероятно. Вряд ли президент Административного суда Фаузия Бен Хамид будет возражать категорически против постановления, которое подписала судья Наима Бен Акла (жена Р.Бельхаджа). При этом у президентской администрации существует и запасной план, на случай, если вдруг судьи «заартачатся». Он предусматривает серьезное расширение полномочий Комиссии по конфискации, подразумевающие запуск «согласительных процедур» с владельцами серьезных капиталов за рубежом. При этом уполномоченные правительством холдинги «Аль-Карама» и CDC Developpement участия в таких процедурах принимать не будут. И, как представляется, не будут на этом настаивать, поскольку в своей деятельности они подчиняются Caisse des Depots et Consignations. А ее, в свою очередь, возглавляет брат Р.Бельхаджа Джемаль. Сразу же после окончания месяца рамадан ожидается и «первая ласточка» среди «вернувшихся» бизнесменов. Это будет сын личного юриста Бен Али Спим Шибуб, который, как предполагается, должен провести «разведку боем», и в случае ее успешного результата, дать сигнал другим представителям сторонников Бен Али. Прежде всего, семье Материс и лицам из ближнего круга бывшей «первой леди» Лейлы Трабелси.

Обозреватели отмечают, что такой поворот событий связан, в том числе, и с осознанием новых властей в бесперспективности поиска и возвращения в государственную собственность «похищенных» сторонников бывшего президента финансовых авуаров. 12 июня с.г. Тунис посетил подданный Катара Али бен Фейтас аль-Марри, который в свое время был юристом United Nations Office on Drugs and Crime (UNODC) и был уполномочен взаимодействовать с юридической фирмой Monfrini Crettol & Partners по поиску «похищенных» денег. Он предложил президенту Б.К.эс-Себси аннулировать контракт по этому вопросу и прекратить поиск «похищенных фондов». Со своей стороны он гарантировал возвращение в Тунис влиятельных бизнесменов из круга бывшего президента плюс открытие «мост» для изучения вопроса о приходе в Тунис катарских инвестиций. В обмен катарец попросил президента Туниса «сохранить курс» на разделение власти с местной исламистской партией «Ан-Нахда» с исключением «мягкого сценария» египетского варианта. «Ан-Нахда» пользуется поддержкой Дохи в рамках ставки на глобальное движение «Братьев-мусульман». И судя по всему, стороны договорились, поскольку сразу же после этого визита Б.К.эс-Себси разорвал контракт с итальянской юридической фирмой Enrico Monfrini, которая также занималась поиском «похищенных» денег.

52.27MB | MySQL:103 | 0,693sec