Удар по монополии авиакомпании «Эль Аль»

Специфика исторического развития современного Израиля, который буквально строился почти из ничего сионистским движением, поставившим своей задачей возрождение еврейского государства, привело в частности к созданию целого ряда монополий, каждая из которых рассматривалась в качестве своего рода национального символа. Одним из таких символов стала авиакомпания «Эль Аль», основанная в 1948 году, во время Войны  за Независимость. С тех пор появились еще три небольших израильских авиакомпании – «Аркиа», «Исраэйр» и «Сан-Дор», однако ни одна из них до сих пор не составила и не могла составить реальной конкуренции авиакомпании «Эль Аль».

Социалистов, предшественников нынешней партии Авода, почти безраздельно управлявших еврейским государством на протяжении первых десятилетий его независимости, система «национальных», государственных и полугосударственных монополий устраивала. Не устраивала она сторонников либерализации израильской экономики, прежде всего, партию Херут (нынешний Ликуд). И, хотя монополия социалистов на управление Израилем была ликвидирована еще в 1977 году победой Менахема Бегина на парламентских выборах, борьба с монополиями в израильской экономике была начата фактически только нынешним премьер-министром Биньямином Нетаньяху, впервые занявшим этот пост в 1996 году.

В предыдущую каденцию Биньямина Нетаньяху в Израиле заговорили о введении политики «открытого неба» для европейских авиакомпаний. Речь шла о компаниях «лоу кост», обеспечивающих полеты по низким ценам между европейскими государствами. Специфическое положение Израиля в качестве «форпоста Запада на Востоке», государства, географически расположенного на Ближнем Востоке, но в экономическом, культурном, политическом и даже психологическом плане теснейшим образом связанным с Европой, превратило эту концепцию в реальную угрозу для фактической монополии «Эль Аля». Учитывая, что между странами Шенгенской зоны и Израилем действует соглашение о безвизовом въезде, пассажиропоток между еврейским государством и Западной Европой достаточно велик.

Лобби, ведущее арьергардные бои с целью сохранить как можно дольше возникшие в период безраздельного господства социалистов в Израиле монополии, сумело замедлить практическую реализацию политики «открытого неба». При этом, как и практически всегда в подобных случаях, использовались (и продолжают использоваться) не столько практические доводы, сколько доводы эмоционально-патриотического характера, в том смысле, что «Эль Аль» это не просто символ Израиля, это чуть ли не само Государство Израиль. Противники создания конкуренции на рынке авиауслуг в Израиле подчеркивали и тот момент, что она ухудшит финансовое положение работников «Эль Аля». Надо признать, им удалось существенно замедлить процесс внедрения политики «открытого неба». Однако в минувший вторник  в «открытом небе Израиля» появилась первая ласточка: в Тель-Авиве на пресс-конференции заместителя генерального директора авиакомпании «Рейнэйр» Дейвида Оберьяна, совместной с израильским министром туризма Яривом Левиным, было официально объявлено о том, что с ноября текущего года эта компания начинает полеты в израильский курортный город Эйлат на Красном море по цене, начиная с 29,99 евро на человека. На первом этапе компания «Рейнэйр», крупнейшая в Европе «лоу кост»-компания, осуществлявшая до сих пор полеты в 31 страну мира по более, чем 1600 линиям, будет осуществлять полеты в Израиль только в расположенный к северу от Эйлата аэропорт Увда и только из трех (причем второстепенных) европейских городов —  Каунаса, Будапешта и Кракова. Однако сам факт начала этих рейсов и драматическое (в десять раз) по сравнению с существовавшими до сих пор ценами на полеты в Европу из Израиля ценами превращает, казалось бы, пока минорное появление «Рейнэйр» на израильском рынке в подлинную революцию. Можно ожидать, что в дальнейшем число городов, из которых эта авиакомпания будет отправлять рейсы в Израиль, возрастет, однако уже сейчас израильтянам стоит – из-за огромной разницы в ценах – взвесить возможность полетов в Европу уже объявленными рейсами «Рейнэйр» с последующей пересадкой на такие же дешевые рейсы этой авиакомпании в самой Европе вместо прямых полетов рейсами национальной авиакомпании «Эль Аль».

52.27MB | MySQL:103 | 0,455sec