Ситуация в Ливане: июнь 2015 г.

Ситуация в Ливане в июне 2015 года продолжала демонстрировать все признаки политического кризиса. Она характеризовалась следующими основными моментами: боевыми столкновениями ливанской армии с вооруженными формированиями джихадистов в окрестностях Арсаля, неурегулированным президентским кризисом, перебоями в работе правительства, вызванными обструкционистской политикой партии Мишеля Ауна. Продолжающийся военно-политический конфликт в Сирии также оказывал существенное дестабилизирующее воздействие на ситуацию в Ливане.

В течение июня вооруженные формирования движения «Хизбалла» продолжали военные действия против сирийских джихадистов из «Джабхат ан-нусры» и «Исламского государства» в районе Каламун на ливанско-сирийской границе. По сообщению ливанской газеты Daily Star, c 3 по 20 июня с.г. «Хизбалла» вела активные действия на сирийской территории, примыкающей к ливанской границе. Ее вооруженные формирования взяли под контроль местности Ар-Рахве, Вади аль-Хайль и Вади Атнини, блокирующие выход к сирийской границе со стороны Арсаля. В районе Вади аль-Хайль располагалось центральное командование группировки «Джабхат ан-нусра» в регионе Каламун. 22 июня телеканал «Аль-Манар» сообщил о том, что вооруженным отрядам движения «Хизбалла» удалось полностью очистить Каламун от джихадистов. В этих условиях у сирийских боевиков, занимавших Каламун, остаются две возможности: прорвавшись в Аккар попытаться создать там джихадистский «эмират», попытаться договориться с ливанским правительством о возможном свободном проходе через ливанскую территорию в обмен на заложников из числа ливанских военнослужащих, захваченных в Арсале в августе 2014 года.

В то же время движение «Хизбалла» не стремится вступать в боевые действия с джихадистами на собственно ливанской территории. 5 июня, выступая по телеканалу «Аль-Манар» лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла заявил, что движение не собирается входить в город Арсаль, а борьба с террористами в нем является прерогативой армии и ливанских спецслужб. «Мы не являемся завоевателями. Мы – бойцы сопротивления и освободители». Указывая на  своих политических противников из движения «Мустакбаль», Насралла отметил: «В их сатанинских головах созрел план компрометации нашего движения. Они хотели бы, чтобы мы убивали людей Арсаля. Эти политики ради укрепления своего  положения не брезгуют тем, чтобы вносить раскол между суннитами и шиитами».

В середине июня в Ливане разгорелся политический кризис, связанный с убийством 13 июня с.г.  сирийскими джихадистами 23-х друзов на севере Сирии. Последователи этой конфессии были убиты боевиками «Джабхат ан-нусры» в провинции Идлиб. Со стороны ряда политиков Ливана раздавались обвинения в адрес зарубежных государств, в частности Турции о причастности к этому преступлению, а также призывы направить военные подкрепления из ливанских друзов на помощь единоверцам. Раздавались и обвинения в адрес лидера Прогрессивно-социалистической партии (ПСП) Валида Джумблата, поддерживающего вооруженную оппозицию в Сирии. Впрочем, В.Джумблат парировал их выпады словами о том, что «к, сожалению в ходе таких войн гибель невинных людей неизбежна. На 20 друзов, убитых в провинции Идлиб боевиками, приходится 100-150 мирных сирийцев, гибнущих ежедневно по вине правительства». Просирийский друзский политик, лидер Партии арабского единства Виам Ваххаб предложил направить отряды ливанских добровольцев на помощь друзам, ведущим боевые действия против джихадистов в провинции Сувейда.

Президентский кризис, годовщина которого была отмечена в Ливане 25 мая с.г., является самым продолжительным в истории страны. Одной из главных причин кризиса является желание лидера Свободного патриотического движения (СПД) Мишеля Ауна во что бы то ни стало стать президентом страны. При этом не собирается идти на компромиссы со своими политическими соперниками даже по второстепенным вопросам. Например, М.Аун не соглашается в случае избрания президентом продлить полномочия командующего ливанской армией генерала Жана Кахваджи. Он проталкивает на этот пост своего зятя, бригадного генерала Шамеля Рукуза. Все это, естественно, вызывает недовольство среди других христианских политиков Ливана. Тем не менее, внутри ливанской христианской общины сейчас идет интенсивный политический диалог. Одним из посредников в таком диалоге является нынешний патриарх маронитской церкви Бешара Бутрос ар-Раи. Невзирая на прошлые разногласия с сирийским режимом, 8-9 июня он второй за время кризиса посетил Дамаск. Первый раз патриарх побывал в Сирии в феврале 2013 года для того, чтобы принять участие в интронизации своего коллеги, патриарха Антиохийской православной церкви Иоанна X Язиджи. В Сирии проживает незначительное количество маронитов (60 тысяч человек), однако на территории этой страны находится одна из главных святынь маронитов: могила основателя этой конфессии Мар Марона. Первоначально маронитская церковь появилась на территории нынешней Сирии, но в результате репрессий византийских властей против монофизитов в 7 веке ее последователи переместились в Горный Ливан.  В этот раз патриарх не проводил встреч с высшим руководством Сирии однако сделал заявление, осуждающее зверства джихадистов и «тех, наемниками которых они являются». Патриарх маронитской церкви обвинил страны Запада в лицемерии, заявив, что ««Во имя демократии страны Запада убивают настоящую демократию» и назвав их позицию лицемерной. В Дамаске Бешара ар-Раи провел круглый стол с патриархами других восточных церквей: Антиохийской православной церкви Иоанном X Язиджи, греко-католической церкви Григорием Лаххамом, патриархом яковитской церкви Игнатием Ефремом II и патриархом сиро-католической церкви Игнатием Ефремом Иосифом Юннаном.

2 июня в Бейруте прошли переговоры между лидером СПД Мишелем Ауном и его политическим противником, руководителем «Ливанских сил» Самиром Джаджаа. Это была первая личная встреча двух политиков после 1989 года, когда вражда между ними переросла в открытый вооруженный конфликт между частями ливанской армии, которой тогда командовал М.Аун и вооруженными формированиями «Ливанских сил». Лидер «Ливанских сил» С.Джаджаа выразил сожаление тем, что эта встреча не состоялась 25 лет назад. Самиру Джаджаа были представлены предложения СПД по выходу из президентского кризиса. Такие же предложения были представлены другим маронитским политикам: лидеру движения «Марада» Сулейману Франжье и председателю партии «Катаиб» Амину Жмайелю. В данном меморандуме Мишель Аун выдвигает четыре варианта разрешения кризиса. Первый вариант предусматривает принятие нового избирательного закона о выборах президента. В этом случае выборы будут осуществляться не парламентом, а всенародным голосованием в два тура. В первом туре за кандидата будут голосовать представители христианской общины, во втором все ливанцы. Второй вариант заключается в проведении всенародного референдума о доверии кандидатам, на основании которого позже парламент утвердит президента. Согласно третьему варианту, и М.Аун, и С.Джаджаа снимают свои кандидатуры, а парламент выбирает президента из числа двух наиболее активных и популярных парламентариев-маронитов. Четвертый вариант заключается в роспуске данного парламента, неспособного избрать президента и назначении новых парламентских выборов.

12 июня с.г. ливанский суд вынес приговор бывшему депутату ливанского парламента и министру информации в 1992-1995 годы) Мишелю Самахе. М.Самаха был арестован в августе 2012 года по обвинению в пособничестве террористам. Позже бывший министр признался, что по просьбе одного из руководителей сирийских спецслужб Али Мамлюка и за полученную от сирийцев взятку ввез на территорию Ливана взрывчатку, предназначенную для проведения терактов против ряда ливанских политиков. М.Самаха получил 4,5 года по приговору суда. Учитывая, что большую часть этого срока он пробыл в тюрьме во время следствия, в недалеком будущем бывший министр выйдет на свободу.

В июне 2015 года интенсивно развивались внешнеполитические контакты Ливана. 3 июня с.г. правительственная делегация Ливана во главе с премьер-министром Таммамом Саламом побывала в Джидде, где провела встречу с королем Саудовской Аравии Сальманом. В ходе переговоров саудовский монарх выразил поддержку КСА политической стабильности в Ливане и желание «уберечь Ливан от отрицательных последствий конфликтов, разгорающихся в регионе». Он также выразил одобрение диалогу между руководством «Хизбаллы» и движения «Мустакбаль».

1 июня в Бейруте с рабочим визитом побывал спецпосланник президента Франции Жан-Франсуа Жиро. В ходе визита он встретился с премьер-министром Т.Саламом, спикером парламента Ливана Джебраном Басилем. Целью поездки было «обсудить с должностными лицами Ливана ситуацию в стране и пути выхода из кризиса».

20 июня с.г. Бейрут посетил посланник Папы Римского, архиепископ Милана кардинал Анджело Скола. Его поездка прошла в рамках посреднических усилий Ватикана по разрешению президентского кризиса в Ливане. Напомним, что в конце мая с такой же целью в Бейрут уже приезжал другой высокопоставленный дипломат католической церкви – кардинал Д.Момберти. Из Бейрута Д.Скола вместе с патриархом маронитской церкви Б.ар-Раи отбыли в Эрбиль для пастырского визита к христианам Ирака, бежавшим от насилия террористов из «Исламского государства».

19-20 июня правительственная делегация Ливана во главе с премьер-министром Т.Саламом посетила Каир, где провела переговоры с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси. По словам одного из членов делегации, беседовавшим с корреспондентами газеты Daily Star на условиях анонимности, президент Египта выразил на переговорах мнение о том, что «правительство Асада в Сирии может пасть в течение ближайшего времени» и посоветовал ливанцам быть готовыми к самым тяжелым переменам.

52.23MB | MySQL:103 | 0,492sec