Андалусийский регионализм и ислам

Регионализм – одна из важнейших составляющих современной внутренней политики Испании[i]. Испанское королевство, по сути, представляет собой «государство автономий».Основной административной единицей страны является «автономное сообщество» («сomunidad autónoma» — исп.), каковых насчитывается 17. Среди прочего, такая политическая система опирается на существование региональных идентичностей. В целом ряде случаев региональная идентичность использует в качестве своего основного символа местный, отличный от общегосударственного, испанского (кастильского) языка язык: каталанский – в Каталонии, Валенсии и на Балеарнских островах; баскский – в Стране Басков и в Наварре; галисийский – в Галисии. Иногда местные интеллектуалы предпринимают попытки конструирования региональных литературных языков, на основе локальных идиомов, несмотря на то, что подавляющее большинство населения соответствующих регионов пользуется испанским (кастильским) языком, да сами эти локальные идиомы не слишком от него отличаются. В этом смысле особенно показательны примеры Астурии[ii] и Арагона[iii].

Однако отнюдь не во всех автономных сообществах Испании язык служит основным символом местной идентичности. Одним из таких автономных сообществ является Андалусия. Местная форма регионализма – андалусизм представляет собой совершенно особый случай на общем фоне регионалистских идеологий Испании. В то время, как общий для всей Испании исторический нарратив, имеет в качестве своей основы Реконкисту – длительный (с 722 по 1492 год) процесс отвоевания христианами Иберийского полуострова, завоеванного в начале VIII века мусульманами, андалусийские регионалисты предпочли строить местную идентичность на наследии существовавшего на территории нынешнего автономного сообщества Андалусия Гранадского эмирата, последнего мусульманского государства на Иберийском полуострове, которое пало в 1492 году.

Наиболее радикальным в этом отношении течением андалусийского регионализма является так называемый «происламский андалусизм» («andalucismo islamizante»), которое настаивает на реконструкции особой андалусской идентичности путем возрождения утраченной мусульманской традиции и восстановления независимого мусульманского государства в Андалусии[iv]. На политической арене он впервые проявил себя в 1985 году, когда была создана партия «Андалусийское освобождение» («Liberación Andaluza»). Инициаторами ее создания стали испанцы, обратившиеся в ислам (не обязательно жители Андалусии), которые рассматривали Андалусию в качестве своего «духовного отечества». Среди прочего эта партия настаивала на придании давным-давно вышедшему из употребления в Андалусии арабскому языку статуса официального языка этого автономного сообщества, которое в дальнейшем предполагалось превратить в полностью независимое от Испании государство. Ее наиболее яркими лидерами стали Абдераман Ортис Молера и Яссер Кальдерон. Партия «Андалусийское освобождение» не имела особого успеха. Максимум, чего ей удалось добиться в электоральном смысле, это стать на выборах 1986 года третьей силой в муниципалитете города Альгесирас в провинции Кадис. В 1989 года партия самораспустилась.

Однако стоявшее за партией «Андалусийское освобождение» религиозно-культурное объединение «Исламская джамаа аль-Андалуса» («Yama’a Islámica de Al-Andalus») продолжает успешно действовать до сих пор. Штаб-квартира этого основанного в 1980 году объединения расположена в городе Альмерия. Помимо этого, ее филиалы действуют в Малаге, Хересе, Альгесирасе, Кордове, Севилье и Мурсии. Усилиями этой организации в Кордове был основан «Международный Исламский Университет аль-Андалуса им. Авицены» («Universidad Islámica Internacional Averroes del Al-Andalus»), в котором преподаются арабский язык и исламская философия[v]. «Исламская джамаа аль-Андалуса» занимается не только обращением (в ее терминологии – «возвращением») андалусийцев из католичества в ислам, но и в еще большей степени распространяет информацию об исламской истории Андалусии, стремясь привить андалусийцам гордость за свое мусульманское прошлое и симпатию к исламу, даже если на первом этапе они не намереваются стать мусульманами[vi].

Крайне важным для понимания идеологии организации «Исламская джамаа аль-Андалуса» является ее второе название – «Лига морисков» («Liga Morisca»). Морисками в Испании и Португалии называли насильственно христианизированных мусульман, живших на территориях, перешедших в ходе Реконкисты под власть христианских государств. Некоторое время андалусийским и вообще испанским мусульманам удавалось сохранять свою религию и под властью христиан (тогда они назывались «мудехарами»). Однако в 1502 году всем «мудехары» были насильственно крещены. С тех пор их называли морисками. Вместе с насильственно крещеными евреями, именовавшимися марранами, мориски образовали дискриминировавшуюся в испанском обществе социальную группу «новых христиан».

Сторонники современной «Лиги морисков» объясняют экономическое отставание Андалусии от других регионов Испании продолжающейся много веков дискриминацией потомков андалусийских мусульман христианским испанским государством и призывают андалусийцев рассматривать себя в качестве потомков и преемников жителей Гранадского эмирата, завоеванных более полутысечелетия назад испанскими христианами и насильственно лишенных своей религии, культуры и языка.

Истины ради следует отметить, что средневековое мусульманское население Пиренейского полуострова было неоднородным в этническом и в языковом отношении. Оно делилось на три группы: арабов, берберов и renegados – потомков испанских христиан, перешедших в ислам, но сохранявших свой изначальный язык. Однако пропагандисты современной реконструированной исламской андалусской идентичности, как правило, не вдаются в эти детали, как не упоминают они обычно и тот факт, что современное население Андалусии является потомками не только, а, возможно, и не столько морисков, но и христиан, переселившихся после падения Гранадского эмирата из других регионов Испании. Так, например, согласно испанской переписи населения 1560 года, на территории бывшего Гранадского эмирата проживало 150 тысяч морисков и 125 тысяч «старых христиан». После восстания морисков 1568 – 1571 гг., в ходе которого множество морисков было убито, 80 тысяч морисков были выселены из Андалусии и рассеяны по другим регионам Испании[vii]. А в 1609 – 1614 гг. произошла массовая депортация морисков из Испании, в результате чего многие районы Андалусии на долгие годы опустели[viii]. Но все эти цифры не имеют принципиального значения для тех, кто принимает предлагаемый «происламскими андалусистами» нарратив.

Следует упомянуть и о том, что в Испании имеется значительное иммигрантское мусульманское население. Согласно данным «Союза исламских общин Испании» («Unión de Comunidades Islámicas de España»)[ix], объединяющим всех мусульман — как из числа иммигрантов и их потомков, так и новообращенных из числа испанцев, в стране проживали в 2008 году более 1 100 000 мусульман, составляющих 2,5 % всего населения страны. Большинство из них происходило из стран Магриба. Бедная и страдающая от безработицы Андалусия не является особенно притягательной целью для мусульманских иммигрантов, однако само историческое понятие «аль-Андалус», как символ, служит определенным стимулом для современного «отвоевания» Испании мусульманами у христиан.

Испания, как известно, является единственным государством Евросоюза, которое непосредственно граничит с арабским миром. За счет этого в граничащих по суше с Марокко испанских полуанклавах Сеута и Мелилья мусульмане уже составляют более трети всего населения[x].

В Андалусии процент мусульман пока гораздо ниже. В 2008 их было всего около 200 тысяч из более, чем 8 миллионов общего населения. Однако обращает на себя внимание тот факт, что уже в 2006 году парламент автономного сообщества Андалусия при поддержке трех его крупнейших партии принял решение добиваться принятия генеральными кортесами Испании закона, облегчающего получение испанского гражданства потомками морисков. Несколько лет это решение, наглядно продемонстрировавшее степень влияния идеологии «происламского андалусизма» на мейнстрим анлалусийской политики, оставалось, тем не менее, не более, чем некой декларацией. Однако теперь, после того, как в этом году испанские законодатели предоставили право на получение испанского гражданства сефардам, потомкам евреев, изгнанных из Испании более полутысячелетия назад, сторонники «репатриации» потомков морисков в Испанию требуют принятия аналогичного решения и применительно к мусульманам. В ход идут обвинения испанских законодателей в расизме и в демонстративном предпочтении евреев мусульманам[xi].

Точное число потомков изгнанных в свое время из Испании мусульман не известно, однако речь идет о многих миллионах людей проживающих преимущественно в странах Северной Африки. В отличие от сефардских евреев, сохранявших до самого недавнего времени (а отчасти сохраняющих даже сейчас) разговорный еврейско-испанский язык, обычно именуемый «ладино», потомки испанских мусульман не сохранили никаких специфически испанских культурных и языковых признаков. Поэтому их идентификация и выделение из общей массы арабов-мусульман представляет собой большую проблему. Однако, видимо, с еще большей проблемой столкнется Испания, если ее власти уступят натиску «Лиги морисков» и находящихся под влиянием ее идеологии политических партий и примут закон, облегчающий получение мусульманами испанского гражданства.

 

[i] Подробнее о регионализме в Испании см.: С.А.Левощенко, Регионализм в Испании: Проблема децентрализации государственного управления и создания «государства автономий», автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук, Москва, 1994.

[ii] Региональные власти Астурии приняли в 1998 году специальный закон, стимулирующий сохранение и распространение астурийского языка:  Ley 1/1998, de 23 de marzo, de uso y promoción del bable/asturiano: см.: http://noticias.juridicas.com/base_datos/CCAA/as-l1-1998.html

[iii] Подробнее о выработке литературной нормы арагонского языка и его роли в качестве символа арагонского регионализма см.: El aragonés: identidad y problemática de una lengua, 1982 Zaragoza.

[iv] Подробнее о «происламском андалусизме» см.: Rosón Lorente, Francisco Javier (mayo de 2008). ¿El retorno de Tariq? Comunidades etnorreligiosas en el Albayzín granadino (tesis doctoral). dirigida por Gunther Dietz. Granada: Editorial de la Universidad de Granada.

[v] См.: http://www.educaweb.com/centro/universidad-islamica-internacional-averroes-andalus-uiia-cordoba-11148/

[vi] См.: Интернет-сайт этой организации: http://www.islamyal-andalus.es/2/

[vii] Подробнее о морисках бывшего Гранадского эмирата см.: Julio Caro Baroja, Los moriscos del Reino de Granada. Ensayo de historia social (5ª edición). Madrid, 2000/

[viii] Об изгнании морисков см.: G.Marañón, Expulsión y Diáspora de los Moriscos Españoles. Ed. Taurus. Fundación Gregorio Marañón 2004.

[ix] См. интернет-сайт этой организации: http://ucide.org/

[x] См.: Pablo Suarez, «Melilla es la autonomía con mayor porcentaje de musulmanes españoles»:

https://www.elfarodigital.es/melilla/sociedad/117244-melilla-es-la-autonomia-con-mayor-porcentaje-de-musulmanes-espanoles.html#

[xi] См, например: «Los moriscos piden equipararse a los sefardíes y piden la nacionalidad española»:  http://www.abc.es/espana/20140217/abci-moriscos-sefardies-espana-201402171119.html

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,462sec