Топливный кризис как отражение нового вызова для Алжира

Ярким проявлением ухудшающегося социально-экономического положения в Алжире стал топливный кризис. Это выражается в одновременном дефиците топлива и повышении его «официальной» стоимости до 80 и более динар (свыше 0.8 доллара) за литр.

В итоге, чтобы купить горючее, рядовым алжирцам на «черном» рынке приходится выкладывать доллар и даже более за литр. Учитывая, что средняя зарплата в стране с момента кризиса опустилась ниже 300 долларов, произошедшее стало очень болезненным в первую очередь для простого населения страны.

Однако рост стоимости и одновременно дефицит топлива внутри страны стал ощутим не только для простого алжирского населения, но и для государственных структур. Примечательно, что топлива в последние дни и недели стало не хватать не только рядовым обывателям, зачастую выстраивающимся в длинные очереди у бензоколонок, но и представителям силовых структур.

Причина топливного кризиса – стремление властей реализовать как можно больше добываемого сырья за рубежом с целью получения дополнительных валютных поступлений и одновременно компенсировать убытки из-за «низких цен» на него за счет населения.

Таким образом, последствия падения цен на нефть Алжир переживает более тяжело, чем большинство других нефтедобывающих государств.

«Неофициально» ответственность за это возлагается на уже бывшего министра энергетики Юсефа Юсфи, хотя в отношении его деятельности до сих пор не было начато каких-либо расследований.

Впрочем, его фигура действительно имеет определенное отношение к топливному кризису, хотя и не в той степени, в которой его готовы обвинить некоторые «общественные» представители. В этой связи необходимо указать на версию относительно его конфликта с видными алжирскими силовиками, якобы и ставшего одной из основных причин майской отставки Юсфи.

Например, ранее некоторые алжирские источники сообщали о возникновении у него трений с одним из ключевых представителей руководства страны, начальником штаба вооруженных сил генералом Ахмедом Гаидом Салахом. Согласно данной версии, тот настаивал на отставке Юсфи «из-за слишком близких связей с Катаром».

В частности, именно Юсфи лоббировал развитие алжиро-катарского энергетического взаимодействия, рассчитывая с помощью Дохи не только остановить падение экспорта энергоресурсов на внешние рынки, но и впоследствии заметно его увеличить. Впрочем, это обвинение явно выглядит натянутым, поскольку и сам Гаид Салах в последние годы заметно зачастил с визитами в Доху, сопровождавшимися обсуждениями алжиро-катарского военно-технического сотрудничества «за закрытыми дверями».

Впрочем, у влиятельного генерала были более объяснимые причины для недовольства Юсфи: нежелание последнего признавать ответственность за топливный кризис в стране, затронувший армию «и неспособность обеспечить шестидневные стратегические запасы горючего для алжирских вооруженных сил».

Следует заметить, что перекладывание ответственности за состояние дел в этой стратегической сфере на «гражданских» позволяет закрыть глаза на топливные манипуляции подчиненных самого Гаида Салаха, которые ранее были обычным делом и на которые не обращалось внимания, когда в стране не было дефицит горючего и когда ситуация с обеспечением безопасности страны на восточной и южной границах не стояла столь остро.

И в этих условиях «изъятие» Юсфи из правительственной системы фактически спасло всех, включая его самого, а также премьер-министра А.Селлаля (или, по крайней мере, их подчиненных) от ответственности за происходящее, а президента АНДР Абдельазиза Бутефлику от необходимости менять весь кабинет и искать ему замену.

Подобная ситуация уже вынудила нового министра энергетики Салаха Хебри принять экстренные меры по ее исправлению. Так, он обещал в кратчайшие сроки подготовить законопроект по борьбе с контрабандным вывозом из страны нефтепродуктов и топлива, особенно заметный поток которых ранее направлялся в Марокко.

Примечательно, что на эту же проблему обратил особое внимание премьер-министр страны Абдельмалек Селлаль, который был вынужден затронуть эту острую тему в ходе своей последней поездке по «столичной» вилайе.

В частности, он подтвердил пролоббированное Хебри решение правительства пересмотреть государственные субсидии на топливо, предоставляемые в рамках Закона о поощрении финансов. По его словам, данная мера необходима в силу того, что «много горючего тратится впустую», за счет чего якобы и «процветает контрабанда на границе».

Впрочем, механизм получения контрабандного топлива, как представляется, алжирские чиновники вскрыли не до конца. Часть его действительно составляют украденные запасы у госструктур, в том числе с армейских складов. Однако, судя по всему, большая часть контрабандного горючего является продуктом производства кустарной перегонки нефти на алжирской территории в приграничной полосе, которую, как это обычно «водится», в арабских странах и не только, курируют силовики и особенно спецслужбы.

В частности, меры правительства по повышению стоимости горючего внутри страны преследуют сейчас цель и нанести удар по его контрабанде в соседние страны, особенно Марокко, куда ориентировочно ежегодно переправлялось около трех млн тонн такого топлива.

Однако необходимо указать на то, что значительная часть алжирского и марокканского населения, проживающего в приграничной полосе по обеим сторонам границы жила до последнего времени именно за счет этой контрабанды. И если власти АНДР смогут реально ущемить их интересы, это может дополнительно осложнить ситуацию не только в неблагополучных в социально-экономическом отношении вилайях юго-запада, но и в целом в стране.

Среди других мер по преодолению топливного кризиса, намеченных правительством, важно отметить его поручение руководству компании «Нафталь» приступить к созданию стратегических баз хранения горючего в крупных городах, позволяющих им автономно существовать без дополнительных поставок 30 дней. По имеющимся данным, их общие запасы могут составить 3 млн тонн.

Одновременно, согласно заверениям Хебри и Селлаля, «кабинет министров будет рационализировать потребление топлива без введения нормирования» и, по словам последнего, правительство рассматривает вопрос «о рационализации его потребления, и мы намерены осуществлять эти меры обдуманно и постепенно», что позволит, по его мнению, избежать многочисленных издержек.

Кроме того, эти задумки могут осуществляться на практике в виде искусственных попыток снизить потребление топлива в стране. Например, в Алжире на разных уровнях все чаще звучат и конкретные предложения по отказу от использования нефти для производства нефтепродуктов, применяемых для изготовления различных химических и синтетических препаратов, идущих на покрытие дорог и полиэтилена.

Также власти не исключают дальнейшего усиления давления в отношении покупателей иностранных автомобилей. Как ожидается, это не только позволит «сэкономить средства, но и уменьшить заторы на дорогах и общий расход топлива в стране».

Между тем, принимаемые меры явно не в состоянии комплексно решить топливный кризис в стране. Напротив, они способны лишь дополнительно обострить ситуацию, возникновение которой во многом обусловлено самими предыдущими действиями алжирского режима, проблемы которого месяц от месяца продолжают усиливаться.

52.09MB | MySQL:103 | 0,452sec