Власть и олигархи в Алжире: временный союз в условиях кризиса

Представители правящего режима АНДР стремятся заручиться поддержкой олигархов на случай возможного обострения ситуации в стране в условиях углубляющегося кризиса. Соответствующими проявлениями служат целый ряд индикаторов. Это не только положения готовящихся правительственных реформ, касающиеся предоставления режима наибольшего благоприятствования олигархическим структурам, но и характер последних изменений в алжирских правительстве и госкомпаниях.

По сути, окружение главы государства А.Бутефлики пытается заключить союз с крупным бизнесом. Подобное стремление выглядит неслучайным. Потенциально это самый опасный противник для алжирского правящего режима.

И именно крупные бизнесмены по мере нарастания кризисных явлений могут воспользоваться сложной ситуацией для самостоятельных попыток захвата власти и ресурсов страны, которые до сих пор расходовались властями АНДР неэффективно.

Учитывая близость назначенных на посты министров финансов и энергетики Бенхалфа и Хебри Салаха к местным олигархам, подобными назначениями представители президентского дворца в Эль-Мурадия не обошли вниманием всех ведущих бизнесменов страны, включая миллиардера Исаада Ребраба, который в результате прогрессирующего кризиса лишь укрепил свое политическое положение и влияние в стране.

Об этом дополнительно свидетельствуют и другие косвенные признаки, касающиеся работы СМИ, которыми активно интересуются представители деловых кругов страны. Показательно, что одновременно в стране происходит смена руководства органов, ответственных за общественную печать (печатная пресса), телевидение и радиовещание и пр. На соответствующие посты были назначены компромиссные фигуры для власти и бизнеса.

Тем самым правящий режим продолжает тенденцию по заключению временного взаимовыгодного мира с бизнесом, представители которого отныне будут оказывать более заметное влияние на СМИ и процесс принятия решений в стране.

Важным моментом здесь служит то, что в отличие от оппозиционных газет Al Watan и Al Khabbar, которым к концу 2015 г. грозит закрытие властями, такая судьба газете Liberte, принадлежащей влиятельному олигарху Исааду Ребрабу, явно не грозит. Причем по характеру публикаций и отношению к властям она мало чем отличается от вышеуказанных изданий.

Еще одним показательным моментом служат изменения, произошедшие в правительственном агентстве ANEP, где в мае гендиректора Бусенну Ахмеда сменил Джамиль Куанне. Созданный в 2002 г., этот орган, по сути, является «фильтром», курирующим работу СМИ и позволяющим властям контролировать рынок масс-медиа через управление сферой рекламы.

Смена руководства этого агентства позволяет власти более активно наводить порядок на рынке СМИ, вознаграждая «послушные» издания и наказывая впавшие в немилость.

Примечательно, что Джамиль Куанне до недавнего времени являлся директором проправительственной структуры «Алжирская неделя», занимавшейся газетно-издательской деятельностью в стране и оказывавшей на нее большое влияние. А еще раньше он долгое время работал журналистом и редактором в правительственном издании Al Moudjahid.

Необходимо напомнить, что до этого он работал в руководстве газеты Le Temps Algier, принадлежащей видному бизнесмену Али Хаддаду, по сути, став его доверенным человеком.

В результате у него появились прямые «завязки» с крупными предпринимателями, что позволяет власти и бизнесу менее болезненно, чем это могло быть, согласовывать свои действия по СМИ.

Подобное сочетание работы на олигархов и государственные газеты и структуры делает его идеальным государственным чиновником на новом посту, способным одновременно соблюсти интересы режима и олигархов.

Следует отметить, что перераспределение рынка СМИ является во многом показательным моментом для страны в целом, поскольку власти АНДР традиционно пытались держать здесь «руку на пульсе» и не допускать явно «враждебной пропаганды» со стороны алжирских газет. Теперь же они стремятся закрыть наиболее оппозиционные из них (возможно, путем передачи «своим» олигархам и сохранить «умеренные» вроде Liberte).

Соответственно, после наметившегося успеха олигархическая группировка пытается добиться для себя дополнительных преференций и устранения излишних и явно избыточных бюрократических барьеров, мешающих развитию их бизнеса.

Разумеется, это встречает сильное сопротивление со стороны алжирских силовиков, не заинтересованным в усилении бизнеса во власти и параллельного ослабления собственных позиций.

Единственным их реальным и важным союзником, позволяющим генералам Мухаммеду Медьену и Ахмеду Гаиду Салаху надеяться на определенные гарантии сохранения их позиций, служит обострение внутренних и внешних угроз для Алжира.

В частности, последнее обострение в вилайе Гардайя заметно повысило их ставки, особенно Ахмеда Гаида Салаха как фактического главы «военной партии». Дело в том, что именно армия была вынуждена выйти в июле на улицы городов этой провинции в условиях паралича гражданской власти при резком обострении там этноконфессиональных противоречий.

Впрочем, «полный обратный ход» алжирские власти в любом случае дать уже не могут. Заключение или скорее упрочение возможного союза с олигархатом не отменяет произошедших при президенте Бутефлике демократических изменений, связанных с появлением независимых газет и развитием предпринимательства в стране.

Тем более, что США и ЕС уже неоднократно предостерегали руководство АНДР от ущемлений «негосударственных СМИ».

С другой стороны, даже если бизнесу удастся и далее укрепить свои позиции во власти, нельзя исключать, что его представители, имеющие интерес в плане более активного развития отношений с европейскими государствами вроде Франции, попытаются «нивелировать» и внешнеполитический курс страны в пользу выражения к ним более дружественной позиции.

Также это укрепляет положение местного бизнеса, рассчитывавшего на получение или закрепление в будущем своего влияния. Не исключено, что в случае деградации алжирского правящего режима они попытаются (явно с одобрения определенных иностранных сил) захватить власть в Алжире.

Между тем, это является одной из немногих возможностей для Алжира сохранить светский строй и избежать тех потрясений, которые сегодня наблюдаются в Ираке, Ливии и Сирии.

Вместе с тем, при таком сценарии развития событий бизнесменам необходимо осознавать, что легитимность «олигархата по-алжирски» во всяком случае, на начальном этапе его возможного прихода во власть, будет очень низкой.

Поэтому, казалось бы, для получения реальной общественной поддержки крупным предпринимателям уже сейчас необходимо начать «артподготовку» и заявить о себе соответствующими «пиар-акциями».

Но с другой стороны, учитывая ситуацию углубляющегося кризиса, их активное участие в нынешних «реформах» представляется ненужным и даже ущербным в имиджевом плане.

В данном случае им необходимо для извлечения максимальной политической прибыли просто выжидать «своего» часа.

Важно, что они уже имеют в своих рядах фактического «флагмана» в лице Исаада Ребраба, создавшего в тяжелейших для развития предпринимательства алжирских бюрократических условиях бизнес-империю.

Именно в нем многие простые алжирцы усматривают того самого реформатора, который в случае получения им полноты власти сможет реально изменить в АНДР ситуацию к лучшему.

Однако все эти модели, судя по всему, могут быть востребованы лишь в среднесрочной перспективе (то есть через несколько лет). Пока же будет происходить «плавная» деградация нынешнего алжирского политического режима. Степень и быстрота данного процесса зависят от ряда факторов, включая состояние физического здоровья алжирских лидеров и колебаний стоимости энергоресурсов на мировых рынках.

Что же касается рядовых алжирцев, то им, судя по всему, рассчитывать на позитивные изменения в обозримой перспективе не приходится. Напротив, приход ставленников крупного бизнеса во власть в незападных странах зачастую сопровождается дополнительным перекладыванием кризисных издержек именно на широкие народные массы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,507sec