Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 июля 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ядерной программой Ирана и ситуацией в Ираке. В Вене 14 июля Иран и «шестерка» международных посредников подписали всеобъемлющее соглашение по урегулированию проблемы иранского атома. В Ираке правительственные войска при поддержке шиитских и суннитских ополченцев начали масштабное наступление с целью освобождения от боевиков «Исламского государства» (ИГ) западной провинции Анбар.

14 июля после трудных многолетних переговоров Иран и страны, входящие в «шестерку» международных посредников, подписали совместный всеобъемлющий план действий, призванный урегулировать иранскую ядерную проблему. Иран берет на себя обязательство отказаться от любых попыток создания или приобретения ядерного оружия. Согласно документу, ИРИ сокращает объем обогащенного урана, который будет находиться на территории страны. Ограничивается количество центрифуг в ядерных центрах ИРИ. Реактор на тяжелой воде в Араке должен быть переоборудован таким образом, чтобы на нем невозможно было производство плутония. Иран дает согласие на мониторинг инспекторами МАГАТЭ всех объектов, связанных с ядерными исследованиями, в течение 25 лет, а также будет предоставлять всю требуемую информацию в течение этого периода. Новые реакторы на тяжелой воде в Иране обязуются не строить в течение ближайших 15 лет. Предусмотрены ограничения на обогащение урана в течение ближайших 8 лет. В дальнейшем Иран имеет право на постепенный переход к следующим программам по обогащению урана, но исключительно в мирных целях. В течение ближайших 15 лет Иран обязуется ограничивать уровень обогащения урана до 3,67%. В итоге ИРИ не сможет обогащать уран для производства ядерного оружия, но при этом страна сохранит мирную ядерную программу.

После того, как МАГАТЭ подтвердит, что Иран выполняет взятые на себя в рамках соглашения обязательства, Совет Безопасности ООН, США и Евросоюз начнут поэтапную отмену санкций. Ожидается, что это произойдет к концу 2015 г. – началу 2016 г. Соглашение предполагает отмену всех санкций СБ ООН, а также многосторонних и национальных санкций, связанных с иранской ядерной программой, включая меры по доступу в сферы торговли, технологий, финансов и энергетики. Иран получит доступ к примерно 130 млрд долларов, замороженных в настоящее время активов. Ограничения на поставку в Иран обычных вооружений сохраняются еще на пять лет, но поставки оружия будут возможны при условии прохождения процедуры верификации через СБ ООН. На восемь лет сохраняется запрет продавать Тегерану ракетные технологии. В тексте договора прописана модальность снятия санкций и их автоматического возврата в случае нарушений взятых на себя обязательств на время действия соглашения – 15 лет.

Голосование в СБ ООН по проекту резолюции в поддержку соглашения по ядерной программе Ирана назначено на 20 июля. На минувшей неделе МАГАТЭ и Тегеран подписали отдельное соглашение об урегулировании вопросов, связанных с военными аспектами ядерной деятельности ИРИ.

Достижение соглашения по иранскому атому вызвало широкий резонанс в мире и регионе. В целом документ получил положительную оценку. Так, в Вашингтоне считают, что соглашение «отвечает национальным интересам США», однако негативное отношение к нему со стороны ряда членов Конгресса может затруднить его проведение через Сенат и Палату представителей. Было заявлено, что американские санкции в отношении Ирана, не связанные непосредственно с ядерной программой Тегерана, останутся в силе. Президент США Б. Обама заявил, что не видит перспектив восстановления отношений с Ираном в ближайшее время. В то же время госсекретарь Дж. Керри 19 июля заявил, что США готовы рассмотреть пути улучшения политических отношений с Ираном. Вашингтонская администрация прилагает усилия по убеждению «скептически настроенных союзников в необходимости ядерного соглашения с Ираном».

Президент Ирана Х. Роухани назвал подписанное в Вене соглашение «политической победой для государства». Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи считает, что «достижение соглашения — это важный шаг, но текст соглашения нужно тщательно изучить и подвергнуть необходимым правовым процедурам, чтобы, когда его ратифицируют, ни одна сторона не могла его обойти». Хаменеи также пояснил, что соглашение по ядерной программе не изменит политику Ирана в отношении США, а ИРИ «не откажется поддерживать своих друзей в регионе». Национальная иранская нефтяная компания сообщила о получении указаний увеличить добычу нефти на всех месторождениях.

В Лондоне, Париже и Берлине заявляют о намерении нормализовать отношения с Тегераном, особенно в экономической сфере. Россия и Китай приветствовали достигнутое в Вене соглашение. 19 июля в Тегеран прибыл министр экономики Германии З. Габриэль. Президент России В. Путин и члены Совбеза РФ отметили ведущую и конструктивную роль США в урегулировании иранской ядерной проблемы.

Резко негативно расценивает иранское атомное соглашение Израиль. Премьер-министр страны Б. Нетаньяху назвал его «ошибкой исторического масштаба». «Израиль отвергает ядерную сделку великих держав с Ираном и не считает себя связанным ее условиями». Было заявлено, что обязательство Израиля предотвратить появление ядерного оружия у Ирана остается в силе.

Саудовская Аравия с настороженностью отнеслось к соглашению, хотя официально приветствовала его подписание. Министр иностранных дел КСА А. аль-Джубейр заявил, что Эр-Рияд «по-прежнему изучает текст соглашения. Нам потребуется время, чтобы получить ответы на ряд вопросов». Саудовский министр также отметил, что «если Иран попытается вызвать смуты в регионе, то мы намерены решительно ему противостоять».

13 июля правительство Ирака объявило о начале широкомасштабной военной операции по освобождению западной провинции Анбар от вооруженных формирований «Исламского государства». В наступлении вместе с армией участвуют отряды шиитского ополчения и некоторых местных суннитских племен. Действия наземных сил активно поддерживают иракские ВВС, в том числе четыре недавно полученных из США истребителя F-16. Значительную помощь иракским силам оказывает авиация международной коалиции во главе с США, значительно усилившая в последние дни воздушные удары по боевикам ИГ в провинции Анбар. В настоящее время основные бои ведутся в районе крупнейших городов региона – Рамади (административный центр Анбара) и Эль-Фаллуджа, которые остаются в руках противника. Иракское командование сообщило также об освобождении от боевиков из целого ряда населенных пунктов в различных районах провинции.

17 июля в городе Бани-Саад в провинции Дияла северо-восточнее Багдада был совершен крупнейший в этом году теракт, в результате которого погибли примерно 120 человек, а до 170 человек получили ранения. Ответственность за это преступление взяли на себя экстремисты из ИГ.

Напряженная обстановка сохраняется в Йемене. В стране продолжаются боевые действия вооруженных формирований шиитских мятежников-хоуситов и воинских частей, лояльных бывшему президенту А. А. Салеху, с силами, выступающими на стороне правительства йеменского президента А. М. Хади. ВВС Саудовской Аравии наносят удары по различным объектам на йеменской территории, в том числе по столице страны Сане. На минувшей неделе отряды ополченцев, выступающих на стороне правительства, при активной поддержке саудовской авиации вытеснили силы хоуситов из Адена – крупнейшего города и порта на юге Йемена. По оценке военных наблюдателей, не последнюю роль во взятии Адена сыграла переброска подкреплений из числа прошедших подготовку в ОАЭ рекрутов-йеменцев (до 400 человек), а также переброшенные из ОАЭ и КСА примерно 100 бронемашин с тяжелым вооружением. Сообщается, что саудовские самолеты доставили в Аден из КСА руководителей йеменских министерств внутренних дел, транспорта и здравоохранения, а также главу службы безопасности Йемена и командующего ВМС страны. Проправительственные силы продолжают наступление к северу от Адена. 19 июля хоуситы подвергли массированному обстрелу один из районов Адена. Ранее, 18 июля, хоуситы и йеменские военные обстреляли ракетами саудовскую приграничную провинцию Джиззан.

В Сирии на минувшей неделе наиболее интенсивные боевые действия, как и прежде, велись в районе Пальмиры в центре страны, в Алеппо на севере и в городе Забадани северо-западнее Дамаска у границы с Ливаном. Сложная ситуация сохраняется в городе Хасеке на северо-востоке Сирии, где правительственные части и курдские ополченцы ведут бои с отрядами ИГ.

Решить проблемы в Сирии не удастся без участия России и Ирана, Турции, стран Персидского залива. Об этом 15 июля заявил президент США Б. Обама. Он подчеркнул, что «должно быть соглашение между ключевыми державами, которые заинтересованы в решении кризиса в Сирии». По мнению Обамы, завершение конфликта потребует достижения «соглашения между крупными державами», заинтересованными в том, чтобы сложившаяся «ситуация не будет преодолена путем достижения победы на поле боя». Глава Белого дома отметил, что Вашингтон намерен добиваться от Тегерана «большего сотрудничества» в решении проблем в Сирии и Ираке.

Дамаск рассчитывает получить от Тегерана значительную финансовую поддержку после достижения Ираном соглашения по ядерной программе с «шестеркой», заявил 15 июля премьер-министр Сирии В. аль-Хальки.

На прошедшей неделе премьер-министр Турции и лидер правящей в стране Партии справедливости и развития (ПСР) провел первый тур переговоров с руководителями трех ведущих турецких оппозиционных политических партий по вопросу о возможности создания коалиционного правительства. Ранее А. Давутоглу заявил, что у ПСР нет предварительных условий по формированию такого кабинета. Первые переговоры состоялись с лидером Народно-республиканской партии К. Кылычдароглу, а затем прошли встречи с главой правонационалистической Партии национального движения (ПНД) Д. Бахчели и лидером прокурдской Демократической партии народов (ДПН) С. Демирташем. По словам Давутоглу, коалиция между ПСР и Партией национального движения является наиболее предпочтительным вариантом при формировании правительства Турции. Ранее Д. Бахчели заявлял о том, что его партия предпочитает остаться в оппозиции. В то же время он не исключил участия ПНД в коалиционном кабинете при соблюдении определенных условий: приостановке процесса мирного урегулирования курдской проблемы, возвращения президента страны в рамки его конституционных полномочий и возобновления прекращенного прокуратурой Турции расследования дела о коррупции в высших эшелонах власти.

18 июля власти Саудовской Аравии сообщило об аресте 431 человека, подозреваемых в контактах с ИГ. В МВД КСА заявили также о предотвращении несколько терактов, целью которых, в частности, были иностранные дипмиссии в Эр-Рияде. Большинство арестованных — подданные КСА, остальные — уроженцы Йемена, Египта, Иордании, Алжира, Нигерии и Чада. Силовики изъяли документы, средства связи, взрывчатые вещества, большое количество оружия и боеприпасов. В МВД считают, что ИГ стремится закрепиться в ряде районов КСА и вербовать в свои ряды новых членов.

На минувшей неделе КСА впервые за три года с официальным визитом посетил лидер радикального палестинского движения ХАМАС Х. Машаль, который был принят королем Сальманом. Стороны обсудили политическую ситуацию на Ближнем Востоке и ситуацию в палестинском движении. По мнению региональных аналитиков, этот визит может означать восстановление отношений между ХАМАСом и КСА, которые оставались напряженными, в частности, из-за тесных связей между палестинскими радикалами и Ираном.

Сложная обстановка сохраняется в Египте. На севере Синайского полуострова боевики, связанные с ИГ, продолжают нападения на египетских военнослужащих. 17 июля в Каире, Александрии и некоторых других городах сторонники запрещенной в АРЕ ассоциации «Братья-мусульмане» провели антиправительственные демонстрации. В ходе столкновений демонстрантов с полицией в Каире имеются убитые и раненые. Проведены аресты.

Приложение

 

 

О состоянии военной промышленности Иордании

 

 

В настоящее время производство продукции военного назначения является одним из наиболее динамично развивающихся отраслей иорданской экономики. В стране также активно ведется разработка новых и модернизация имеющихся образцов вооружения и военной техники (В и ВТ), главным образом для сухопутных войск. В ограниченных размерах осуществляется экспорт оборонной продукции.

Вместе с тем, как и в большинстве государств Ближнего Востока, для иорданской военной промышленности характерны нечеткая выраженность отраслевой структуры и ограниченные возможности по производству готовых образцов В и ВТ, что обусловлено отсутствием в стране крупных производственных мощностей.

Учитывая ограниченные возможности национальной экономики и в целом слабую научно-техническую базу, развитие иорданского ВПК происходит при определяющей роли зарубежной помощи, широком и активном использовании технологического потенциала иностранных производителей. При этом сотрудничество устанавливается в первую очередь с кредитоспособными партнерами, с теми, у которых можно приобрести передовые военные и иные технологии и с кем можно наладить экспорт выпускаемой продукции. Содействие Иордании в создании, модернизации и налаживании производства отдельных видов вооружения и военной техники оказывают США, Великобритания, ЮАР, Россия, Турция, Австралия, Индия, ОАЭ и некоторые другие страны.

Основу оборонной промышленности Иордании составляет «Военно-промышленный холдинг им. короля Абдаллы II», созданный в 2004 г. на базе существовавшего с 1999 г. «Конструкторского бюро им. короля Абдаллы II». Холдинг организационно входит в состав вооруженных сил и напрямую подчиняется монарху. Его непосредственным руководителем является помощник председателя Объединенного комитета начальников штабов королевских ВС по планированию и оборонным ресурсам – он же советник короля по военно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами.

Холдинг занимается военными НИОКР, выпускает продукцию оборонного назначения и отвечает за развитие военно-промышленного сектора национальной экономки в целом. Действующие в его рамках предприятия позволяют удовлетворять часть потребностей иорданской армии, а также выполнять зарубежные заказы. Сохраняя статус государственного предприятия, холдинг осуществляет управление 20 частными фирмами, которые организованы совместно с иностранными партнерами. При этом семь фирм занимаются выпуском военной продукции, а остальные в основном выполняют НИОКР.

Собственно «Конструкторское бюро им. короля Абдаллы II» продолжает выполнять три основные функции: проведение НИОКР, внедрение в производство современных технологий, проведение испытаний новых образцов В и ВТ и их последующая модернизация.

Помимо предприятий холдинга им. короля Абдаллы II выпуском военной продукции занимаются две авиапромышленные фирмы: Jordan Aerospace Industries (JAI) и Jordan Aeronautical System Company (JAC), а также некоторые другие небольшие фирмы.

В 2013 г. с южноафриканской фирмой Paramount Group создано совместное предприятие, которое будет выпускать военную продукцию в Иордании, в том числе некоторые виды бронетехники, а также выполнять работы по модернизации самолетов и вертолетов.

На сегодняшний день военная промышленность Иордании представлена предприятиями трех отраслей: бронетанковой, артиллерийско-стрелковой и авиационной. Территориально предприятия ВПК расположены в специальной экономической зоне Ад-Дулэйл вблизи столицы страны Аммана, в специальной экономической зоне Акаба на юге королевства, в международном аэропорту им. королевы Алии (город Маан к северу от Акабы) и в городе Мафрак на севере Иордании недалеко от границы с Сирией.

Наибольшее развитие в Иордании получила бронетанковая отрасль, а именно разработка, модернизация, ремонт и производство колесной и гусеничной бронетехники. В частности, в Мафраке имеются одни из самых крупных на Ближнем Востоке мастерских по ремонту и модернизации бронетанковой техники (танки, бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки). Существующие возможности отрасли позволяют осуществлять главным образом ремонтные работы и проекты по модернизации и переоборудованию иностранных образцов, состоящих на вооружении иорданской армии. Наиболее крупными проектами, реализованными иорданскими специалистами при активном содействии зарубежных партнеров, являются: создание тяжелой БМП «Тимсах» АВ14 на базе британского танка «Центурион» (иорданское название «Тарик») и семейства машин на ее платформе: командно-штабной, медицинской, связи, боевой разведывательной, бронированной ремонтно-эвакуационной (БРЭМ); модернизация американских танков М60А1 и М60А3, британских «Челленджер-I». На базе танка «Тарик» разработан тяжелый БТР МАР II (Multipurpose Armour Platform) — многоцелевая бронированная платформа. Ведутся работы по модернизации американских БТР М113. На базе усовершенствованного танка М60А1 выпускаются БРЭМ «Аль-Манджид». При участии промышленной группы «Бин Джабер» (ОАЭ) созданы и налажен выпуск бронеавтомобилей повышенной проходимости «Дезерт Ирис» и «Нимр», предназначенных для сил специальных операций. Несколько типов бронеавтомобилей производятся на совместном иордано-британском предприятии. В начале 2015 г. завершены расширенные оценочные испытания боевой бронированной машины Mbombe, разработанной южноафриканской компанией Paramount Group. В феврале подписан контракт на производство первых 50 машин Mbombe в Иордании.

Артиллерийско-стрелковая отрасль представлена двумя предприятиями. В 2009 г. создана компания по производству боеприпасов, стрелкового и артиллерийского вооружения. Налажен выпуск пистолетов «Вайпер», разработанных американцами. Малыми сериями выпускаются ПТРК «Дракон Робот», 107-мм РСЗО АВ-19, приборы ночного видения. В ноябре 2010 г. Россия и Иордания подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству гранатометов РПГ-32 «Хашим» (нынешнее название «Нашшаб»). Оружие разработано российским Государственным научно-производственным предприятием «Базальт» по заказу иорданской стороны. Завод по выпуску гранатометов был сдан иорданской стороне в 2013 г. Доля российских машино-комплектов при сборке РПГ-32 составляет 80 процентов. Производственная мощность завода составляет до 60 тыс. изделий в год, но фактический объем зависит от поступивших заказов, в том числе экспортных. Так, в 2015 г. с «Базальтом» подписан контракт на поставку машино-комплектов для сборки 800 гранатометов. Ранее иорданской стороне было поставлено 900 таких комплектов.

В 2011 г. Министерство оборонной промышленности Азербайджана и иорданская компания «NP Aerospace Jordan» подписали соглашение о совместном производстве бронежилетов и касок.

Авиационные предприятия выпускают легкомоторные самолеты и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), собирают вертолеты. Налажен малосерийный выпуск учебно-тренировочных «Сама СН2000» (с 2004 г.) и разведывательно-поисковых самолетов «Сикер SB7L-360». Первый самолет представляет собой почти точную копию американской машины AMD, а второй спроектирован австралийской фирмой. В 2006 г. совместно с Россией создано авиационное предприятие «Оборонпром-Мидл Ист», на котором планируется осуществлять частичную сборку российских легких многофункциональных вертолетов Ка-226 (15-20 машин в год). Предприятие по производству БПЛА выпускает небольшими партиями два типа аппаратов («Винс» и «Сокол») для ведения воздушной разведки, наблюдения, патрулирования и участия в поисковых операциях, а также воздушные мишени для тренировки расчетов ПВО. Разработан мини-БЛА I-Wing с размахом крыла 1,25 м. Малыми сериями выпускается аппаратура для ведения воздушной разведки. При участии британских специалистов построен завод для ремонта, технического обслуживания и модернизации американских военно-транспортных самолетов типа С-130.

Таким образом, общее слабое развитие национальной производственной и научно-технической базы не позволяет Иордании проводить крупные НИОКР по разработке современных образцов оружия и создать развитую военную промышленность, которая была бы способна удовлетворять большую часть потребностей вооруженных сил страны, что сохранит зависимость королевства от поставок В и ВТ из-за рубежа. Что касается дальнейшего развития иорданской военной промышленности, то, как видится, оно по-прежнему будет происходить при значительной зарубежной технической помощи. К тому же многое здесь будет зависеть от объемов государственного финансирования и иностранных инвестиций.

52.34MB | MySQL:103 | 0,476sec