Ситуация в Ливии: июнь 2015 г.

Июнь в Ливии начался с очередного отчаянного призыва окопавшегося в Тобруке международно признанного правительства страны в мировому сообществу за помощью в связи с быстрым расширением территорий, находящихся под контролем «Исламского государства» (ИГ). Как заявил 1 июня на пресс-конференции премьер-министр Абдалла ат-Тани, «растут угрозы со стороны ИГ для ряда ливийских городов, и становится все сложнее бороться с его формированиями». «Нас удивляет то, что мировое сообщество не заняло твердую позицию относительно того, что происходит в Ливии», — заметил он. Обращаясь к мировому сообществу за помощью, А.ат-Тани вновь потребовал отменить эмбарго на поставки оружия Ливии.

В конце февраля с.г. правительство в Тобруке уже обращалось к ООН с просьбой приостановить действие этого эмбарго с тем, чтобы эффективнее бороться против формирований ИГ, однако Совет Безопасности ООН не удовлетворил эту просьбу из-за опасений, что поставляемое оружие могло бы попасть не в те руки.

Одновременно аналогичный призыв прозвучал из контролируемого происламистским альянсом «Рассвет Ливии» Триполи, где действует еще одно «правительство». Формирования «Рассвета Ливии» наравне с правительственными силами ведут боевые действия против ИГ. Триполи потребовал от стран, участвующих в «борьбе против этого разрушительного явления» (ИГ – авт.) сотрудничать с ним, оказывая «техническую и логистическую поддержку, а также представляя разведывательную информацию».

В течение июня ООН продолжила усилия по поддержанию внутриливийского диалога, призванного привести к формированию правительства национального единства.

3 июня в Алжире стартовал очередной раунд переговоров между представителями Тобрука и Триполи. В этой связи представитель ООН по Ливии Бернардино Леон призвал стороны внутриливийского конфликта к взаимным уступкам с конечной целью формирования правительства национального единства, если они не хотят полного разрушения страны.

Накануне в Дохе в ходе Всемирного американо-исламского форума Б.Леон заявил, что в Ливии «нет военного пути решения проблем» этой страны, поскольку действующие в ней различные группировки «достаточно сильны, чтобы вести боевые действия, однако этих сил не хватает для одержания военной победы». Он утверждал, что к тому времени 75% ливийских политиков выступали за мир, и что большинство вооруженных группировок «поддерживает в настоящее время политическое решение» ливийского конфликта.

По его оценке, этот раунд переговоров представлял собой «последний шанс для восстановления мира и реконструкции Ливии в момент, когда страна стала свидетелем разрушения ее экономики и роста влияния ИГ». Он отметил, что «нельзя больше обвинять правительство в Тобруке как продолжение прежнего режима М.Каддафи (как это делают в Триполи — авт.), а «Рассвет Ливии» представлять в качестве террористической организации (это – позиция Тобрука -авт.)», поскольку формирования «Рассвета Ливии» противостоят отрядам ИГ также, как и ливийская армия.

«Единственная альтернатива для Ливии – это достижение соглашения относительно формирования правительства национального единства. Настало время заключить его», — утверждал Б.Леон. Речь шла о четвертом проекте мирного соглашения. Три предыдущих, предложенных ООН, не устроили стороны конфликта.

Со своей стороны министр АНДР по делам Магриба Абделькадер Мессахель заявил, что «вопреки осложнению ситуации в Ливии мы убеждены в том, что мирное решение остается единственным путем».

Уже 4 июня представители двух ливийских делегаций в Алжире призвали руководителей сторон конфликта к «скорейшему» формированию правительства национального единства в Ливии. «Это правительство должно как можно скорее приступить к работе для того, чтобы оно могло противостоять многочисленным вызовам, которым противостоит Ливия в сферах безопасности, экономики и политики», — отмечалось в совместном документе по итогам переговоров. В них в присутствии Б.Леона участвовали 27 представителей от различных фракций. Они также высказались за начало прямого диалога между главами сторон конфликта.

8 июня в марокканском Схирате (приморский городок к югу от Рабата) стартовал очередной раунд переговоров между делегациями двух ливийских парламентов. Две делегации получили новый проект соглашения, подготовленный с учетом их пожеланий. Как ожидалось, делегации должны были вернуться в Триполи и Тобрук для обсуждения документа с соответствующими парламентами с тем, чтобы через неделю вновь собраться в Схирате.

Уже 9 июня в Тобруке было объявлено, что ливийский парламент с «большим негодованием» воспринял новый проект мирного соглашения. Недовольство парламента вызвало то, что планируемый к созданию высший государственный совет из 120 человек на три четверти должен был состоять из представителей сидящего в Триполи и контролируемого «Рассветом Ливии» Всеобщего национального конгресса.

Напротив, «парламент» в Триполи назвал проект мирного соглашения «базой» для достижения урегулирования внутриливийского конфликта.

Новым местом переговоров между сторонами внутриливийского конфликта 10 июня стал Берлин, где собрались 23 представителя различных ливийских фракций.

5 июня стало известно о достаточно необъяснимом – Россия и Китай выступили против предложения ряда стран ввести санкции против двух ливийских политиков, которые, по имеющимся данным, блокировали ведущийся под эгидой ООН диалог между сторонами внутриливийского конфликта. Принятия подобной меры в отношении выходца из Мисураты Абдула Рахмана Свейли и командира одной из зинтанских бригад бывших «повстанцев» Османа Маликты потребовали Великобритания, Франция, Испания и США.

Похоже, что в данном случае Москва, в штыки встречающая в современных условиях многие западные предложения, действовала по принципу «а Баба-Яга против». Москва выступила против принятия санкций, объяснив свою позицию тем, что они «были подготовлены поспешно», и что для их введения «недостает доказательств и документов».

Со своей стороны Пекин указал на то, что переговоры между сторонами внутриливийского конфликта «находятся в решающей стадии», и что Совет Безопасности ООН «должен более тщательно изучить эту проблему».

Фактически против такого решения выступил и посол Ливии при ООН Ибрагим Даббаши, высказавший сомнение в эффективности подобной меры.

Понятно, что названные персоналии – не политики первого уровня. Однако, по замыслу инициаторов введения санкций, в случае их принятия они бы стали сигналом другим ливийским политикам.

6 июня министр обороны Испании Педро Моренес в интервью газете «Эль Паис» заявил, что военное вмешательство западных стран в Ливии выйдет на повестку дня в случае, если ИГ удастся установить в этой стране режим халифата. «Мы были в Афганистане, чтобы помешать этому. Сейчас мы в Ираке, Мали и Сомали. Однако то, что происходит в Ливии – это намного ближе. Необходимо что-либо делать», — отметил он.

Тревожное сообщение пришло 9 июня с «линии фронта» борьбы с ИГ. В тот день джихадисты объявили, что установили полный контроль над городом Сирт (450 км к востоку от Триполи), выбив оттуда формирования «Рассвета Ливии».

10 июня базирующаяся в Швейцарии и следящая за распространением в мире оружия неправительственная организация Small arms survey распространила доклад об опасном для регулярного воздушного сообщения распространении переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК). В части, касающейся Ливии, авторы доклада указали на появление в этой стране ПЗРК китайского производства QW-2. Наиболее вероятно, что ПЗРК этого типа попали в Ливию из Южного Судана.

Кроме того, в докладе отмечается, что после падения режима Каддафи в 2011 году «сотни, если не тысячи ПЗРК «Стрела-2» советского производства попали по меньшей мере в 9 стран Северной и Западной Африки».

12 июня тунисские власти сообщили о том, что одно из ливийских милицейских формирований захватило генеральное консульство этой страны в Триполи. Боевики взяли в заложники 10 его сотрудников.

Ранее ливийские боевики неоднократно брали в заложники граждан Туниса, оказавшихся в Ливии.

Как следствие – 19 июня Тунис объявил о закрытии своего генконсульства в Триполи.

15 июня ливийское правительство в Тобруке объявило, что в результате американского воздушного удара по территории Ливии якобы убит видный алжирский джихадист Мохтар Бельмохтар, известный своими связями с «Аль-Каидой». Со своей стороны Пентагон подтвердил, что главарь группировки «Аль-Мурабитун» был целью американского удара, однако он не стал что-либо утверждать относительно его результатов. По данным Тобрука, американская авиация нанесла удар «после консультаций с временным правительством Ливии». Целью удара была одна из ферм близ г.Адждабия (160 км к западу от Бенгази), где М.Бельмохтар проводил совещание с полевыми командирами других джихадистских группировок, включая «Ансар аш-шариа».

В середине мая М.Бельмохтар подтвердил верность своей группировки «Аль-Каиде», опровергнув тем самым утверждения об ее переходе под знамена ИГ, сделанные одним из его заместителей. Подобные противоречия стали признаком того, что в группировке «Аль-Мурабитун» произошел раскол. Эта группировка появилась в 2013 г. в результате слияния организаций «Подписавшиеся кровью» (ее главарем был М.Бельмохтар) и Движение за единство и джихад в Западной Африке (ДЕДЗА). В Алжире М.Бельмохтар был дважды заочно приговорен к смертной казни. Вашингтон оценил его «голову» в 5 млн долларов.

Со своей стороны АКИМ, в рядах которой М.Бельмохтар (боевой псевдоним – Халед Абу аль-Аббас) состоял одно время, опровергла информацию о гибели боевика. По ее данным, главной целью американского удара были ливийские джихадисты. «Ансар аш-шариа» также опровергла информацию о гибели алжирца, сообщив, что его не было среди семи погибших в результате американского удара.

По данным Пентагона, удар управляемыми авиационными бомбами по территории Ливии наносили два американских истребителя-бомбардировщика F-15. Их действия обеспечивали разведывательные беспилотные летательные аппараты.

30 июня стало известно, что в ходе боев за населенный пункт Айн Маара в 25 км к западу от г.Дерна погибли свыше 20 солдат правительственных войск. Им противостояли исламисты из организации «Совет муджахидинов Дерны», которую поддерживает «Рассвет Ливии». Ранее эта организация заявила, что ее формирования выбили боевиков ИГ из района Дерны.

В целом, как представляется, в условиях продолжающегося конфликта между Триполи и Тобруком при постоянном расширении территорий, контролируемых ИГ, мировое сообщество в ближайшем будущем будет вынуждено принимать самые радикальные решения с тем, чтобы избежать появления террористического очага в непосредственной близости от Европы.

 

52.1MB | MySQL:103 | 0,546sec