Израиль: спор по поводу гимна

Израильский гимн «Га-тиква» («Надежда») представляется собой две первых строфы из стихотворения еврейского поэта Нафтали Герца Имбера (1856 – 1909), написанного им в 1878 году. С конца XIX века он служил в качестве гимна сионистского движения, а после провозглашения независимости Израиля сразу же стал его национальным гимном, хотя законодательно данный факт был закреплен только в 2004 году.

Содержание этого короткого текста таково: «Покуда душа и сердце еврея еще кипят, а взгляд его устремлен на восток, вперед, к Сиону, еще не потеряна наша надежда, надежда двух тысячелетий, быть свободным народом в нашей стране, стране Сиона и Иерусалима». В этом отношении израильский гимн напоминает национальные гимны целого ряда европейских национально-освободительных движений, написанных в конце XVIII — XIX  веке. Достаточно вспомнить слова польского гимна «Еще Польска не згинела, кеды мы жиемы…» («Еще не погибла Польша, если мы живы…») или украинского – «Ще не вмерла Украина…»

После достижения национальной независимости и превращения гимна этнического в своей основе национально-освободительного движения в гимн государства, среди граждан которого есть и лица «нетитульной» национальности, с «Га-тиквой» (как и в ряде других подобных случаев) возникло определенное противоречие между узко этническим содержанием текста государственного гимна и полиэтническим характером государства. В Европе на такие противоречия, как правило, уже не обращают внимания, однако в Израиле данная тема еще актуальна, поскольку межэтнический конфликт между евреями и арабами далек от завершения. Многие арабские граждане Государства Израиль открыто заявляют, что они не могут идентифицировать себя с гимном, в котором говорится о «душе и сердце еврея». Еврейские левые настаивают на том, что надо считаться с чувствами арабов и не заставлять их петь этого гимн. Кое-кто из них заходит в своей толерантности к национальным меньшинствам так далеко, что даже требует изменения текста государственного гимна. В этой связи в Израиле периодически возникают бескровные, но шумные (поскольку они активно отражаются в СМИ) конфликты.

Сейчас в Израиле обсуждается очередной конфликт такого рода. На прошлой неделе председатель фракции НДИ в Кнессете, депутат Роберт Илатов был избран в качестве представителя оппозиции в комиссию по избранию судей. В этой комиссии Кнессет представляют два депутата. Одним из них стала Нурит Корен (Ликуд), а другим – Роберт Илатов. Депутаты от левых партий не получили в ней представительства. Это стало возможным благодаря соответствующей договоренности между председателем правящей коалиции Цахи Ганегби (Ликуд) и лидером НДИ Авигдором Либерманом. Следует отметить, что выступающая в роли правой оппозиции в Кнессете нынешнего созыва партия «Наш дом – Израиль» достаточно часто оказывает на этом этапе поддержку узкому (всего 61 мандат из 120) правительству Биньямина Нетаньяху против левой оппозиции.

А уже через несколько часов после своего избрания в комиссию по выбору судей Роберт Илатов (уроженец города Андижана Узбекской ССР) заявил в интервью радиостанции «Галей ЦАХАЛ»: «Судья, который не хочет петь «Га-тикву» с моей точки зрения не может судить в Государстве Израиль. Я не стану назначать (судьей – В.Ч.) кого-то, кто на уровне базового принципа выступает против Государства Израиль, как еврейского государства». Эти слова были, несомненно, направлены против члена Верховного суда Салима Джубрана, первого в истории Израиля судьи-араба, ставшего членом Верховного суда на постоянной основе (до этого членом Верховного суда на временной основе был Абд ар-Рахман Зуаби). В 2012 году, после церемонии назначения председателем Верховного суда судьи Ашера Груниса с Салимом Джубраном возник небольшой скандал, потому что кинокамера зафиксировала, что он, в отличие от других чиновников, не стал петь государственного гимна по завершению этого официальной государственной церемонии. В ответ приближенные к судье Салиму Джубрану люди стали говорить, что это «очень деликатный вопрос», а сам он сказал, что он выражает свое уважение к государственному гимну вставанием, но, не будучи евреем, принципиально не может идентифицировать себя с его словами.

Следует отметить, что в случае Салима Джубрана речь идет человеке, глубоко интегрированном в израильское еврейское общество. По вероисповеданию он христианин-маронит. Многие из его единоверцев отрицают какую-либо связь между собой и арабами (с прошлого года израильское законодательство предоставило им возможность регистрировать в качестве своей национальности не «араб», а «арамеец»). Он родился в Хайфе и владеет ивритом на уровне родного языка. Учился он в Еврейском университете в Иерусалиме, после чего сделал успешную юридическую карьеру – сперва адвоката, а затем – судьи. К этому можно добавить, что дочь Салима Джубрана, Ранья стала первой арабкой, закончившей престижный курс подготовки дипломатов израильского МИДа и представлявшей Израиль за рубежом. Таким образом, его отношение к гимну отражает именно идеологическую позицию, а не личные эмоции, связанные с отрицательным опытом представителя национального меньшинства в еврейском государстве.

Упомянутое заявление Роберта Илатова вызвало осуждение не только со стороны левых, но и со стороны представителей правящей партии Ликуд. Так, министр обороны Моше Яалон сказал по этому поводу: «Если араб или представитель другого меньшинства не будет назначен судьей, потому что он не поет слова «Га-тиквы», это будет ценностным и моральным банкротством. Тот, кто требует от нееврея петь про «кипящую душу еврея» в качестве условия интеграции в общество, злонамеренно подстрекает против целой группы населения и наносит тяжелый удар по жизнеустройству Государства Израиль». Ссылаясь на свой военный опыт, министр обороны добавил: «Мы ведь не требуем от солдат и офицеров, принадлежащих к национальным меньшинствам, которые рискуют своими жизнями ради государства, петь слова «Га-тиквы», а требуем только оказать уважение гимну вставанием и отдачей чести».

Роберт Илатов не остался в долгу. В ответ на критику со стороны Моше Яалона он в частности сказал: «Позиция Яалона показывает, что он является не частью национального лагеря, а, может быть, частью пост-сионистского лагеря. Национальный гимн – это один из символов государства, а, судя по позиции Яалона, он, возможно, согласится убрать менору (герб Израиля – В.Ч.) и отодвинуть флаги, находящиеся позади судей в суде, если будут судьи, которые пожелают этого, потому что это израильские и еврейские символы».

В итоге можно констатировать, что все участники конфликта остались довольны: Роберт Илатов четко позиционировал свою партию в качестве правой альтернативы правящему Ликуду; Моше Яалон позиционировал себя в качестве «умеренно правого», а свою партию в роли правоцентристской, что вполне соответствует нынешней тенденции премьер-министра Биньямина Нетаняху; и, наконец, судья Салим Джубран снова попал в заголовки в качестве принципиального защитника прав национальных меньшинств. При этом он ничем не рискует. Постоянное назначение в Верховный Суд действует практически пожизненно.

49.56MB | MySQL:112 | 0,959sec