Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 июля 2015 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Турцией и Йеменом. По решению руководства страны вооруженные силы Турции начали активные действия против боевиков «Исламского государства» (ИГ) и Рабочей партии Курдистана (РПК) в приграничных районах Сирии и Ирака. Арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией объявила о начале в ночь на 26 июля пятидневного перемирия в Йемене.

21 июля президент США Б. Обама заявил: «Я твердо убежден, что Соединенным Штатам не следует втягиваться в еще одну крупную наземную войну на Ближнем Востоке. Это плохо для нашей национальной безопасности, для наших военных. Но что мы можем сделать, и мы это делаем, это наносить удары по ИГ с воздуха». По мнению Обамы, «недавние потери (противника-авт.) на поле боя показали, что ИГ можно победить. Мы далеки от завершения (борьбы-авт.), это долгая кампания, на которую потребуется время. Но я не сомневаюсь, что мы окончательно ликвидируем эту варварскую, террористическую организацию».

После крупного теракта, совершенного в городе Суруч на юго-востоке Турции, и обстрела боевиками «Исламского государства» военного поста турецкие власти начали масштабную военную кампанию против боевиков ИГ на севере Сирии и боевиков РПК на севере Ирака. В ночь на 24 июля истребители F-16 турецких ВВС впервые нанеси удары по позициям ИГ на сирийской территории, а затем по целям РПК в Иракском Курдистане. В последующие дни авиаудары были продолжены. Одновременно приграничные районы Сирии и Ирака подвергаются обстрелам турецкой артиллерией и танками. К границам с Сирией и Ираком перебрасываются дополнительные силы сухопутных войск и спецназа. Президенты Турции и США Р. Т. Эрдоган и Б. Обама 23 июля в ходе телефонного разговора обсудили вопросы углубления сотрудничества в борьбе с ИГ, а также «общие усилия, направленные на обеспечение безопасности и стабильности в Ираке и политического урегулирования конфликта в Сирии». При этом Обама «подтвердил приверженность США обеспечению национальной безопасности Турции». Власти Турции сообщили, что разрешили США размещать на своей территории пилотируемые самолеты и беспилотники для нанесения ударов по позициям боевиков ИГ. Речь идет об авиабазе Инджирлик на юге страны. Премьер-министр Турции А. Давутоглу заявил, что Анкара «продолжит совместную работу с союзниками в целях полной нейтрализации присутствия террористических группировок у своих границ». Давутоглу также допустил возможность турецкой наземной операции в Сирии. Районы северной Сирии, которые будут освобождены от боевиков ИГ, станут зоной безопасности, отметил 25 июля глава МИД Турции М. Чавушоглу. В то же время американцы не подтвердили сообщения СМИ о том, что Вашингтон и Анкара условились создать на сирийской территории вдоль границы с Турцией буферную зону протяженностью около 90 км. Было заявлено, что «этот вопрос по-прежнему обсуждается».

РПК 25 июля объявила, что после ударов в Северном Ираке перемирие с Анкарой потеряло смысл. Глава иракской курдской автономии М. Барзани в разговоре с А. Давутоглу призвал Турцию приостановить нанесение ударов по позициям РПК в Северном Ираке. Турецкая прокурдская Партия демократии народов призвала немедленно прекратить военную операцию против РПК. США оправдали удары по боевикам, назвав РПК террористической группой. Канцлер Германии А. Меркель поддержала борьбу Турции с терроризмом, но заявила о необходимости не прерывать мирный диалог с курдами. Иран призвал Турцию уважать суверенитет других государств в ходе борьбы c ИГ. Сирия осудила действия Турции. Дамаск потребовал от Анкары «уважать сирийский суверенитет». Президенты России и Турции В. Путин и Р. Т. Эрдоган 26 июля в ходе телефонного разговора подчеркнули необходимость консолидации усилий всех заинтересованных государств в деле борьбы с ИГ.

24 июля до 10 тыс. полицейских в 16 провинциях Турции провели одновременные рейды с целью поиска и задержания лиц, подозреваемых в причастности к деятельности группировок ИГ, РПК и Партии-Фронта революционного народного освобождения. В результате спецопераций и облав задержано 297 человек, в том числе 37 иностранцев. Изъято большое количество оружия и документации. Всего за последние недели в ходе спецопераций в 22 провинциях Турции было задержано 590 человек, подозреваемых в террористической деятельности или в связях с экстремистскими организациями.

25-26 июля уличные беспорядки произошли в нескольких турецких юго-восточных провинциях в связи с операцией, которую проводят ВС Турции в Северном Ираке против боевиков РПК.

25 июля коалиция арабских стран, ведущая борьбу с шиитскими мятежниками-хоуситами в Йемене, объявила о начале в ночь на 26 июля пятидневного перемирия для доставки в страну гуманитарной помощи. Сообщается, что перемирие установлено в связи с просьбой йеменского президента А. М. Хади, направленной саудовскому королю Сальману. Тем временем на минувшей неделе саудовская авиация продолжала наносить удары по различным объектам в Йемене. Так, 25 июля в результате бомбардировки рабочего квартала вблизи города Моха на Красном море погибли 120 человек. В Аден, освобожденный от хоуситов, прибыли первое суда с гуманитарным грузом по линии ООН, из КСА и ОАЭ, а в аденский аэропорт гуманитарные грузы доставляют самолеты КСА и ОАЭ. Напряженность сохранялась на йеменско-саудовской границе. По информации СМИ, представители бывшего президента Йемена А. А. Салеха ведут переговоры с дипломатами из США, Великобритании и ОАЭ с целью найти пути урегулирования конфликта в Йемене.

По информации СМИ, войска, верные А. А. Салеху, 26 июля заявили об отказе от соблюдения гуманитарного перемирия, а хоуситы заявили, что ООН официально не уведомила их об объявлении временного прекращении огня.

В Сирии продолжаются боевые действия между сторонниками и противниками режима Б. Асада. На прошедшей неделе наиболее интенсивные бои велись в городе Забадани северо-западнее Дамаск на границе с Ливаном, в Алеппо на севере страны и в Хасаке на северо-востоке САР. На юге боевики экстремистских исламистских группировок предприняли попытку овладеть городам Дераа – административным центром одноименной провинции.

25 июля президент Б. Асад объявил о масштабной амнистии для нескольких тысяч лиц, дезертировавших из армии.

В своем выступлении 26 июля Б. Асад отметил, что в последнее время некоторые государства усилили помощь, оказываемую группам боевиков, поэтому правительственная армия была вынуждена оставить «некоторые города и местности» с тем, чтобы защитить более важные центры и «сохранить жизни солдат», так как армия испытывает нехватку «человеческих ресурсов». В то же время Б. Асад оптимистично утверждал, что «армия, несомненно, способна защитить страну и одержать победу над террористами». Президент подчеркнул, что он не видит «политического решения для гражданской войны в стране до того, как терроризм будет повержен», но при этом власть «поддерживает политический диалог, даже если он будет иметь минимальное воздействие на кризис». Б. Асад высоко оценил поддержку Россией и Китаем его правительства в Совбезе ООН. По его словам, Сирия получила «настоящую поддержку» от государств-членов группы БРИКС и Ирана, «которые помогли сирийскому народу выстоять в схватке с террором».

Спецпосланник ООН по Сирии С. де Мистура 23 июля встретился с главой МИД САР В. Муалемом в Дамаске. В ходе встречи Муалем подчеркнул, что руководство Сирии по-прежнему считает, что прекращение финансирования террористических группировок и их военной поддержки являются основными условиями для мирного урегулирования, отметив, что Дамаск поддерживает инициативы, по борьбе с терроризмом, предложенные руководством России. С. Де Мистура в свою очередь рассказал о результатах встреч с представителями оппозиции и властями соседних государств.

24 июля в Брюсселе зарубежные оппозиционные группировки — Сирийской национальной коалиции и Национального координационного совета сил по демократическим изменениям — объявили о принятии общей политической платформы, которая исключает участие Б. Асада и «руководства режима» «в любом соглашении, которое покончит с конфликтом в стране».

Совет Безопасности ООН 20 июля единогласно принял резолюцию в поддержку соглашения по ядерной программе Ирана. Документ, рассчитанный на 10 лет, устанавливает порядок снятия санкций в отношении ИРИ. Кроме того, резолюция предусматривает, что сразу после поступления доклада МАГАТЭ, подтверждающего соблюдение Тегераном условий сделки, в отношении страны будет введен ослабленный санкционный режим. Также введен в действие механизм возобновления действия всех ограничений в случае нарушения Ираном соглашения. Будет установлен более щадящий режим ограничений, который допускает — с предварительного согласия СБ ООН — передачу Ирану технологий, оборудования и военной техники.

21 июля иранский парламент принял решение о формировании специальной комиссии по изучению текста ядерного соглашения, заключенного 14 июля ИРИ и странами «шестерки». Президент ИРИ Х. Роухани высказался в защиту ядерного соглашения после того, как на него обрушились с критикой иранские консерваторы. Он заявил 23 июля, что соглашение, «отражающее волю страны, полезнее, нежели придирки к деталям».

В Сенате Конгресса США 23 июля начались слушания по соглашению по ядерной программе Ирана. Госсекретарь Дж. Керри, министр финансов Дж. Лью и министр энергетики Э. Мониц – усиленно пытались переубедить законодателей, скептически оценивающих подписанный в Вене документ.

Автомобилестроение, нефтехимия, энергетика и охрана окружающей среды станут основными направлениями будущего взаимодействия между Германией и Ираном, заявил 20 июля вице-канцлер, министр экономики и энергетики ФРГ З. Габриэль, находившийся с визитом в ИРИ. Он отметил, что объем товарооборота между Ираном и Германией ранее достигал 2,4 млрд долларов, но «после отмены санкций он может быть увеличен вдвое».

На минувшей неделе глава Пентагона Э. Картер посетил Израиль, Саудовскую Аравию и Иорданию для разъяснения позиции США в связи с соглашением по иранскому атому. В Израиле он провел переговоры с министром обороны страны М. Яалоном и главой правительства Б. Нетаньяху. Американский эмиссар пообещал, что Вашингтон сделает все, что в его силах, чтобы помочь Израилю защищать себя, и сдержит свое «железное обязательство» по обеспечению израильского военного превосходства в регионе. «Это включает продолжение финансирования разработки систем ПВО, проведение совместных учений, поставку новейшего вооружения типа F-35, которые Израиль получит уже в 2016 г. — раньше всех остальных партнеров США». Со своей стороны, госсекретарь Дж. Керри заявил 24 июля, что Израиль «совершит огромную ошибку», если предпримет односторонние действия против Ирана после заключения соглашения по ядерной программе Тегерана.

В Саудовской Аравии Э. Картер встречался с королем Сальманом и другими высшими руководителями страны. При этом Сальман выразил свое беспокойство в связи с соглашением по иранскому атому. В ответ Картер заверил монарха в неизменности американской поддержки КСА.

Глава МИД Ирана М. Д. Зариф 26 июля нанес визит в Кувейт, где призвал лидеров стран зоны Персидского залива совместно противостоять экстремизму и боевикам на Ближнем Востоке.

26 июля власти Египта на три месяца продлили действие режима чрезвычайного положение на севере Синая, что связано с сохраняющейся высокой активностью террористических группировок. Чрезвычайное положение в регионе продлевается уже третий раз, начиная с октября 2014 г.

23 июля министр обороны Ирака Х. аль-Обейди объявил об окончании первого этапа военной операции по освобождению западной провинции Анбар от формирований ИГ. По словам Х. аль-Обейди, успех начальной фазы операции в Анбаре состоит в том, что «объединенные правительственные силы вошли в предместья административного центра провинции — города Рамади». По словам министра, второй этап, который «начнется в ближайшее время» и будет заключаться «в штурме столицы провинции».

Приложение

 

 

О некоторых особенностях ситуации в зоне Персидского залива

 

 

На протяжении многих лет обстановка в зоне Персидского залива характеризуется отсутствием стабильности и наличием очагов напряженности, что вызвано не простыми отношениями между странами региона, сложной внутренней ситуацией в некоторых из расположенных здесь государств, воздействием, а в ряде случаев прямым вмешательством в дела этого района мира внешних сил. Наибольшее негативное влияние на положение дел в зоне Залива в настоящее время оказывают растущая активность исламистских экстремистских сил, прежде всего, «Исламского государства» (ИГ), сложная обстановка в Ираке, ситуация вокруг ядерной программы Ирана, вооруженный конфликт в Йемене и перманентное наращивание военных потенциалов аравийскими монархиями и Ираном.

На положение дел в странах Залива также оказывают влияние наличие религиозных противоречий (сунниты-шииты), быстрый рост населения и связанное с ним осложнение проблем трудоустройства коренных жителей, присутствие в аравийских монархиях большого числа иностранных работников, сохранение важной роли племенного и кланового факторов в политической и повседневной жизни аравийских монархий, Йемена и Ирака, соперничество за лидерство в регионе между Ираном и Саудовской Аравией, иностранное (преимущественно американское) военное присутствие в Персидском заливе и на территории ряда арабских государств, обостряющаяся ситуация с обеспечением пресной водой, продолжающееся опустынивание территории ряда стран, сохранение неурегулированных территориальных споров между некоторыми государствами. В последнее время на страны зоны Залива негативно воздействует падение мировых цен на нефть, что связано с сохранением главенствующей роли углеводородного сектора в региональной экономике. Несомненное влияние оказывают на ситуацию в регионе конфликт в Афганистане, сложная обстановка в Пакистане, состояние индийско-пакистанских отношений. Все это создает угрозы возникновения здесь новых конфликтов, в том числе вооруженных, причем с трудно предсказуемым исходом.

Характерный для региона высокий уровень угрозы со стороны радикальных исламистских и террористических сил значительно усилился после появления «Исламского государства» и расширения зоны его контроля в Ираке и Сирии. Эта угроза подпитывается получившей широкое распространение радикальной исламской идеологией, противоречиями между суннитами и шиитами, нерешенностью социальных проблем. Как показывает развитие событий в Ираке и аравийских монархиях, для эффективного противодействия экстремизму и терроризму наряду с мерами силового характера требуется всячески препятствовать воздействию на население, особенно молодежь, экстремистской идеологии, снижать остроту межконфессионального противостояния. Руководство аравийских монархий осознает опасность, которую представляет для их существования радикальный ислам и связанный с ним терроризм, и активизирует борьбу с этими явлениями. В то же время между странами Залива отсутствует должная координация действий в борьбе с терроризмом, отсутствует и внятная идеология противодействия экстремизму. Более того, влиятельные политические круги в таких странах как Катар и КСА оказывают разностороннюю поддержку радикальным исламистским группировкам в ряде арабских государств (Сирия, Египет, Ливия, Ирак и др.).

Одним из главных факторов, влияющих на формирование обстановки в зоне Персидского залива, являются сложные, противоречивые отношения аравийских монархий с Ираном. В аравийских столицах опасаются быстрого наращивания Тегераном своего военного потенциала, особенно ракетного, настойчивой и последовательной реализации иранской ядерной программы, ее возможных экологических, но особенно военных последствий, усиления влияния Исламской Республики на многочисленные шиитские общины в странах Залива, активного проникновения Ирана в Ирак. Дополнительную напряженность в иранско-аравийских отношениях создает неурегулированность территориального спора между ОАЭ и ИРИ из-за принадлежности трех островов в восточной части Залива. Вместе с тем, правительства стран ССАГПЗ не желают обострения отношений с Тегераном, выступают за политическое урегулирование спорных проблем, развитие взаимовыгодных торгово-экономических отношений с ИРИ.

Большинство аравийских монархий положительно оценили подписание соглашение между ИРИ и «шестеркой» международных посредников по урегулированию проблемы иранского атома. Отдельную позицию заняла Саудовская Аравия. Формально КСА также одобрило венскую сделку, но при этом было подчеркнуто, что Эр-Рияд «по-прежнему изучает текст соглашения. Нам потребуется время, чтобы получить ответы на ряд вопросов». Саудовцы опасаются, что Иран продолжит работы по созданию ядерного оружия. КСА, да и остальные монархии Залива полагают, что отмена международных санкций позволит ИРИ «увеличить поддержку своих сателлитов по всему Ближнему Востоку, в первую очередь, «Хизбалле», режиму Башара Асада и хоуситам в Йемене». Со своей стороны, иранские руководители заявили, что после подписания соглашения по атомной проблеме Тегеран продолжит оказание помощи своим региональным союзникам, но при этом не будет вымешиваться во внутренние дела других стран и призвал к совместной борьбе с экстремизмом и терроризмом. Глава МИД КСА А. аль-Джубейр заявил: «Если Иран попытается вызвать смуты в регионе, то мы намерены решительно ему противостоять». Серьезное беспокойство имеется и насчет того, что «иранская нефть вернется на рынок, что должно привести к снижению цен и к сокращению саудовской доли (и не только ее-авт.) на рынке». Особую озабоченность вызывает то, что «подписанное соглашение может повлечь за собой сближение Вашингтона с Тегераном в ущерб интересам стран Персидского залива, в первую очередь, Саудовской Аравии». США всячески заверяют своих аравийских союзников в намерении «сотрудничать по противодействию дестабилизирующих действий Ирана в регионе и созданию региональной архитектуры безопасности», однако у стран-членов ССАГПЗ сохраняются обеспокоенность, недоверие и недовольство курсом Вашингтона.

Вооруженное противостояние в Йемене оказывает серьезное негативное влияние на обстановку в зоне Залива. Острые противоречия между различными йеменскими политическими силами, их нежелание идти на компромиссы с целью урегулирования конфликта привели страну к гражданской войне и фактическому развалу йеменской государственности. Ситуацию серьезно осложняет прямое вмешательство в дела Йемена внешних сил, прежде всего, КСА. Возглавляемая саудовцами коалиция арабских стран в марте 2015 г. начала военную операцию в Йемене против шиитских мятежников-хоуситов и сторонников бывшего президента страны А. А. Салеха. В то же время хоуситы пользуются поддержкой Ирана. Конфликт в Йемене принял затяжной характер и его разрешение вряд ли возможно в скором времени.

Опасным очагом напряженности в регионе остается Ирак, где проправительственные силы при поддержке международной коалиции во главе с США ведут вооруженную борьбу с ИГ. Положение дел осложняется противоречиями между суннитами и шиитами, между центральным правительством и властями курдской автономии. Существует реальная угроза распада Ирака как единого государства. В аравийских монархиях с опасением воспринимают усиление в Ираке позиций шиитов, рост иранского влияния в этой стране. В целом нет оснований для стабилизации обстановки в Ираке в ближайшей перспективе.

Сложности в межгосударственных отношениях и необходимость обеспечения внутренней безопасности стимулируют наращивание странами зоны Залива своих военных потенциалов и повышение возможностей силовых структур. В то же время гонка вооружений усиливает напряженность в регионе. Общая численность вооруженных сил стран региона (без Йемена) составляет 1,069 млн человек (Ирана – 523 тыс., аравийских монархий – 328,1 тыс. и Ирака 177,9 тыс. человек), а их суммарные военные расходы выросли с 86,686 млрд долларов в 2010 г. до 148,295 млрд в 2014 г. Первое место с большим отрывом занимает КСА – 80,762 млрд долларов (Иран – 15,705 млрд долларов). В период с 2007 г. по 2014 г. страны Залива заключили соглашения на закупку вооружений и военной техники за рубежом на сумму свыше 25 млрд долларов. Вместе с тем, качественные характеристики ВС Ирана, аравийских монархий и Ирака показывают, что они не в состоянии гарантировать надежную защиту своих стран от вызовов в сфере безопасности, прежде всего внешней (для Ирака на первом плане стоят внутренние угрозы, с которым армия справляется с большим трудом). Собственная военная слабость вынуждает руководство аравийских монархий и Ирака обращаться к зарубежной помощи, и, несмотря на имеющиеся трения и разногласия, продолжать курс на тесное стратегическое сотрудничество с США в сфере безопасности и военного строительства. Иран же упорно наращивает свой военный потенциал, опираясь преимущественно на внутренние возможности.

52.3MB | MySQL:103 | 0,641sec