Беспорядки на Храмовой горе в Иерусалиме

Пост 9 ава (еврейский месяц ав приходится на вторую половину июля – первую половину августа по европейскому календарю) является одним из четырех так называемых «исторических постов», установленных в иудаизме в память о конкретных исторических событиях. Согласно еврейской традиции, 9 ава в 588 году до н.э. вавилонянами был разрушен Первый Храм, 9 ава в 70 году н.э. римлянами был разрушен Второй Храм; 9 ава в 135 году пала крепость Бейтар, последний оплот Шимона Бар-Кохбы, который восстал против Рима и пытался восстановить храмовое богослужение. Одно из основополагающих верований иудаизма состоит в том, что рано или поздно Храм будет восстановлен, и тогда 9 ава перестанет быть постом, а станет праздником.

Несмотря на то, что в этом нет никакой инновации, идея восстановления еврейского Храма на Храмовой горе вызывает ярость исламских радикалов, поскольку сейчас на этом самом святом для иудаизма месте молятся мусульмане: на Храмовой горе стоит мечеть аль-Акса и «Купол над скалой» («Кубат а-сахра» — по-арабскию. Он стоит на то месте, где находилась Святая Святых Храма). Храмовая гора (по-арабски она именуется аль-Харам аль-Кудс аль-Шариф) в настоящее время рассматривается мусульманами в качестве третьего по значимости святого для их религии места после Мекки и Медины. К этому следует добавить, что в рамках противоборства между еврейским и арабским национальным движениями за Палестину (Эрец-Исраэль) мечеть аль-Акса стала важнейшим символом палестинского национального движения исламистской окраски. Ее изображения можно увидеть во многих мусульманских арабских домах по всей территории страны. Аль-Акса служит мечетью непрерывно с XIII в., когда из Иерусалима были изгнаны крестоносцы. Храмовая гора не рассматривается в качестве святыни христианством, поэтому межрелигиозный конфликт по ее поводу двусторонний: между исламом и иудаизмом.

В этом году пост был передвинут евреями на 10 ава, поскольку 9 ава пришлось на субботу. Видимо, в этих тонкостях еврейского календаря достаточно хорошо разбиралась большая группа молодых арабов, которая решила отметить еврейский пост, посвященный памяти о разрушенном Храме, массовыми беспорядками на Храмовой горе и таким образом воспрепятствовать в этот день ставшему уже традиционным посещению Храмовой горы (но не расположенных на ней мечетей) евреями и иностранными туристами.

Эта группа молодых арабов построила завалы, препятствовавшие закрытию последней внутренней входной двери в мечеть аль-Акса. Для этого были использованы ящики для обуви, железные прутья, палки и веревки, которыми были привязаны двери, мраморные плиты и т.д. Они заготовили в мечети камни, доски, деревянные поддоны, пиротехнические патроны, обычно используемые для фейерверков, и бутылки с горючей смесью с целью противостояния с полицейскими.

Утром в воскресенье члены группы, замотав свои лица куфиями и вооружившись камнями и пиротехническими патронами, собрались на площади перед Аль-Аксой. Увидав израильских полицейских на северной лестнице, ведущей к Аль-Аксе, они начали кидать в них камни и стрелять в них прямой наводкой пиротехническими патронами. При этом они скрывались за грудой больших зонтов, использовавшихся в качестве укрытия от солнца мусульманами, приходившими  на молитвы в Аль-Аксу во время месяца Рамадан.

В ответ на эти действия сводный отряд полиции и пограничной стражи под командованием начальника Иерусалимского округа полиции генерала Моше Эдри вошел на Храмовую гору. Молодые арабы бежали от полицейских внутрь мечети и обрушили оттуда на них град камней, железной арматуры и строительных блоков. Помимо этого они продолжали стрелять прямой наводкой пиротехническими патронами. При этом несколько полицейских и бойцов пограничной стражи были ранены. Полицейские были вынуждены силой войти мечеть. Они разобрали завалы и заперли внутренние двери аль-Аксы, оставив внутри нее скрывшихся в молельном зале молодых арабов.

После этого начались заранее запланированные посещения Храмовой горы евреями и иностранными туристами, которые прошли, благодаря массированному присутствию израильской полиции, вполне спокойно. Среди посетителей Храмовой горы в этот день был в частности министр сельского хозяйства Израиля Ури Ариэль (партия «Еврейский дом»).

Создается впечатление, что сорванная израильской полицией (без каких либо жертв) акция упомянутых молодых радикалов была заранее согласованна с руководством Палестинской национальной администрации и имела сугубо пропагандистские цели. Во всяком случае, палестинский министр святых мест Махмуд  аль-Габаш сразу же выступил по этому поводу с резким осуждением Израиля и евреев. Более того, он фактически потребовал от евреев изменить свои религиозные представления. «На Храмовой горе находится мечеть Аль-Акса, а не Храм. Ищите себе Храм в другом месте.  В мечети Аль-Акса нет места для религиозной открытости. Это святое место для ислама и только для ислама. Мечеть Аль-Акса это исламское место, мы не признаем никакой истории про Храм и не готовы ни на какое израильское присутствие в святой мечети. С нашей точки зрения это табу», — заявил Махмуд аль-Габаш.

Беспорядки, произошедшие на Храмовой горе утром в минувшее воскресенье стали еще одним в звеном в длинной цепи связанных с нею так или иначе межконфессиональных конфликтов. Самым крупным из них до сих пор стала Вторая Интифада (так называемая «Интифада аль-Акса»), поводом для начала которой в 2000 году послужило восхождение на Храмовую гору, Ариэля Шарона, в то время возглавлявшего оппозиционную партию Ликуд. В ходе нее с сентября 2000 по декабрь 2008 год было убито около 5 тысяч арабов, более тысячи евреев и 65 иностранцев. Взрывоопасный потенциал широкомасштабного религиозного конфликта вокруг Храмовой горы очевиден. С 1967 года, когда Храмовая гора перешла под контроль Государства Израиль, официальные израильские власти всячески ограничивают право евреев подниматься на нее. Еврейская молитва на Храмовой горе официально запрещена и, более того, служит причиной для уголовного преследования. После блестящей победы в Шестидневной войне израильские власти ограничились тем, что предоставили евреям в качестве места молитвы площадь перед так называемой Стеной плача, представляющей собой часть западной опорной стены для насыпи, которой расширил Храмовою гору в I в. до н.э. иудейский царь Ирод Великий.

Даже ради избежания войны иудаизм как религия не может отказаться от идеи восстановления Храма, однако Верховный раввинат Израиля поддерживает политические власти Израиля, препятствующие еврейскому богослужению на Храмовой горе. Раввинат, оперирующий сугубо религиозными доводами, ссылается на то, что все ныне живущие евреи ритуально нечисты и им не следует подниматься на то место, где когда-то стоял Храм. Таким образом, строительство Третьего Храма отодвигается на те времена, когда придет Мессия, то есть, в неопределенной будущее. Верховный раввинат поддерживает в этом и подавляющее большинство ультраортодоксальных раввинов. Среди раввинов религиозно-сионистского лагеря по данному вопросу имеются острейшие противоречия. В то время, как одна часть из них разделяет позицию Верховного раввината, другая, причем постоянно усиливающаяся часть придерживается кардинально противоположной точки зрения. Они считают, что строительство Храма это религиозный долг, исполнения которого евреи не имеют права откладывать, и что даже, не дожидаясь строительства Третьего Храма, следует возобновить еврейское богослужение и жертвоприношения на Храмовой горе. Опасение, что строительство Третьего Храма вызовет глобальную войну с исламским миром, раввины, придерживающиеся данной точки зрения, сравниваю с грехом разведчиков, отправленных сынами Израиля из пустыни, чтобы разведать Страну Обетованную, и вернувшихся с призывом не идти туда  из страха перед войной с многократное превосходившим израильтян врагом.

К этому следует добавить, что среди нерелигиозных израильтян, придерживающихся правых взглядов, все большую популярность приобретает точка зрения, согласно которой тот факт, что на Храмовой горе распоряжаются мусульмане, а евреям там запрещается молиться, унизителен для национального достоинства еврея. Подобного рода точкой зрения был продиктован в свое время и подъем на Храмовую гору Ариэля Шарона. Целый ряд светских политиков правого лагеря высказывались за предоставление евреям права молиться на Храмовой горе. Недавно заявление такого рода сделал и лидер НДИ Авигдор Либерман, партия которого стала в Кнессете нынешнего созыва правой оппозицией правительству.

Что касается мусульман, то борьба с евреями за Храмовую гору («спасение мечети аль-Акса», как они это называют) служит им в качестве средства их внутренней консолидации. Однако в настоящее время Ближний Восток гораздо в большей степени вовлечен в войну между суннитами и шиитами, чем в войну между мусульманами и евреями. Израильское правительство со своей стороны прилагает максимальные усилия для дальнейшего сохранения статуса-кво, сложившегося на Храмовой горе после Шестидневной войны 1967 года. Поэтому за нынешними беспорядками на Храмовой горе скорее всего наступит затишье. До следующего раза.

52.12MB | MySQL:103 | 0,386sec