Движение талибов: новое руководство, старые проблемы

29 июля Главное управление национальной безопасности Афганистана, ссылаясь на «достоверные данные», объявило: бессменный лидер афганского Движения талибов (ДТ) М.Омар мертв. Позднее эту
информацию подтвердили в администрации президента ИРА А.Гани, а также в Белом доме США.

Нельзя сказать, чтобы это известие было таким уж неожиданным. Слухи о слабом здоровье М.Омара ходили давно — в 1989 г. он лишился глаза, а в последние годы испытывал серьезные трудности в связи с нарушениями в работе печени и почек. Более того, нередко высказывались предположения и о том, что лидера ДТ уже давно нет в живых — он долгое время не появлялся на публике, не записывал аудио- и видеообращений к своим сторонникам. Эти спекуляции, однако, всякий раз опровергались руководством талибов. Повышенная секретность в отношении местоположения главы ДТ неизменно объяснялась требованиями безопасности — все-таки за его голову Вашингтоном была объявлена награда в 10 млн. долл. США.

Сюрпризом — причем, для пакистанских властей довольно неприятным и болезненным — стало то, что, по сведениям Кабула, М.Омар скончался в апреле 2013 г. не где-нибудь, а в больнице г. Карачи. Афганская сторона, как известно, особенно при администрации президента Х.Карзая, не раз обвиняла официальный Исламабад в том, что он по сути потворствует деятельности талибов на своей территории — боевики якобы регулярно и беспрепятственно перемещаются через Линию Дюранда, восстанавливают и перегруппировывают силы на территории Пакистана, залечивают раны и проводят «отпуска» с семьей.

Уже 30 июля факт смерти своего лидера, не подтверждая время и место этого события, признало и само ДТ. Как оказалось, на спешно созванном вечером 29 июля заседании «шуры» (высшего совета) полевых командиров  был даже избран новый глава Движения талибов — мулла Ахтар Мансур. Его заместителями стали Сираджуддин Хаккани и маулви Хайбатулла Ахунзада.

В сложившихся обстоятельствах кандидатура А.Мансура выглядела вполне логично. Именно он на протяжении последних нескольких лет возглавлял один из ключевых исполнительных органов ДТ — «политическую комиссию», после ареста в Пакистане в 2010 г. ближайшего сподвижника М.Омара А.Г.Барадара претендовал на место «первого заместителя» лидера ДТ,   соперничая в борьбе за этот пост с другим влиятельным полевым командиром  Абдулом Каюмом Закиром. В апреле 2014 г. А.Мансур добился отстранения А.К.Закира от руководства «военной комиссией», фактически расчистив себе путь к вершине власти в ДТ.

Вместе с тем, можно прогнозировать, что избрание нового лидера талибов вряд ли положит конец внутренним противоречиям в рядах ДТ. По свидетельствам участников недавнего заседания «шуры», кандидатура А.Мансура не получила единогласной поддержки полевых командиров. Внеочередная встреча была созвана в спешке: многие члены совета попросту не  успели добраться до места ее проведения. Часть из тех, кто смог прибыть вовремя, выступили в поддержку другого претендента — старшего сына М.Омара муллы Мохаммада Якуба. Среди них были, в частности, уже упоминавшийся А.К.Закир, а также мулла Хабибулла, брат М.Омара Абдул Манан и ряд других полевых командиров. Признавая боевые заслуги  А.Мансура, они, тем не менее, выражали сомнения в его способности стать «духовным» лидером ДТ — таким, как был М.Омар. Будучи прямым потомком М.Омара, М.Якуб, по их мнению, больше подошел бы на эту роль. Не стал бы серьезным препятствием даже тот факт, что сын бывшего главы ДТ сравнительно молод — ему всего 26 лет. Как пояснил член «шуры» мулла Хасан Рахмани, М.Якуб уже закончил духовную семинарию, обладает врожденными лидерскими качествами и при необходимости мог бы рассчитывать на помощь старейшин в повседневном руководстве делами движения.

Последний тезис, видимо, как раз раскрывает суть задумки А.К.Закира и его сторонников. Очевидно, имелось в виду избрать молодого и неопытного лидера, который был бы просто вынужден опираться на поддержку старших «товарищей по оружию». Реализовать этот сценарий, однако, не удалось: спешно созвав заседание «шуры», А.Мансуру удалось срежиссировать его результат и переиграть оппонентов, добиться присутствия на совете благожелательного большинства в свою пользу.

Вопрос о том, как скажется смена руководства ДТ на дальнейшей деятельности талибов, пока остается открытым. С одной стороны, А.Мансур является известным сторонником налаживания диалога с администрацией президента А.Гани о будущем устройстве страны. С другой, против примиренческих инициатив и так выступает значительное число полевых командиров ДТ. Станет ли А.Мансур рисковать дальнейшим расколом движения после столь неоднозначных выборов нового лидера?

62.82MB | MySQL:102 | 0,519sec